ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 446
Скачиваний: 2
При формулировании глобальной цели и критерия оценки эффективности системы обслуживания могут быть использованы методы экспертных оценок (метод Дельфи), дерева целей, экономического анализа, морфологический метод, кибернетические модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые). 5. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах: формулирование целей верхнего ранга; формулирование целей текущих процессов; формулирование целей эффективности; формулирование целей развития; формулирование внешних целей и ограничений; выявление потребностей в ресурсах и процессах. При декомпозиции цели и выявлении потребностей в ресурсах и процессах используются методы дерева целей, сетевые, описательные модели, методы моделирования. 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей: оценка существующих технологий и мощностей; оценка современного состояния ресурсов; оценка реализуемых и запланированных проектов; оценка возможностей взаимодействия с другими системами; оценка социальных факторов; композиция целей. При выявлении ресурсов и процессов используются методы экспертных оценок (метод Дельфи), дерева целей, экономического анализа. 7. Прогноз и анализ будущих условий: анализ устойчивых тенденций развития системы обслуживания; прогноз развития и изменения факторов внешней среды; прогнозирование появления новых факторов, которые могут оказать сильное влияние на развитие системы обслуживания; анализ ресурсов будущего; системный анализ взаимодействия факторов будущего развития; анализ возможных трендов целей и критериев. При прогнозе и анализе будущих условий используются методы сценариев, экспертных оценок (метод Дельфи), дерева целей, сетевые, экономического анализа, статистический метод, описательные модели.
8. Оценка целей и средств: вычисление оценок по критерию; оценка взаимозависимости целей; оценка относительной важности целей; оценка дефицитности и стоимости ресурсов; оценка влияния факторов внешней среды; вычисление комплексных расчетных оценок. При оценке целей и средств используются методы экспертных оценок (метод Дельфи), экономического анализа, морфологический метод. 9. Отбор вариантов: анализ целей на совместимость и сходимость; проверка целей на полноту; отсечение избыточных целей; планирование вариантов достижения отдельных целей; оценка и сравнение вариантов; совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов. При отборе вариантов применяются методы дерева целей, матричные, экономического анализа, морфологический метод. 10. Анализ существующей системы обслуживания: моделирование процессов обслуживания (функционального и информационного процессов); расчет потенциальной и фактической мощности; анализ потерь мощности; выявление недостатков организации и управления системой обслуживания; определение и анализ мероприятий по совершенствованию организационной структуры. При анализе существующей системы обслуживания применяются диагностические, матричные методы, метод экономического анализа, кибернетические модели. 11. Формирование программы развития: формулирование мероприятий, проектов и программ; определение очередности целей и мероприятий по их достижению; распределение сфер деятельности; распределение сфер компетенции; разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам во времени;
распределение мероприятий по ответственным организациям, руководителям и исполнителям функциональных подразделений. При формировании программы развития используются следующие методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели. 12. Разработка организационной структуры для достижения целей системы обслуживания: установление целей организационной структуры; формулирование функций организационной структуры; разработка логистической организационной структуры; разработка механизма информационного обеспечения системы обслуживания; разработка режимов работы; разработка механизмов стимулирования персонала службы логистики. При разработке организационной структуры для достижения целей системы обслуживания используются следующие методы: диагностические, матричные, сетевые, дерева целей, кибернетические модели. Рассмотрим более подробно этапы анализа системы обслуживания потребителей. 1. Анализ проблемы в области обслуживания потребителей. Нередки случаи, когда значительные усилия специалистов службы логистики, а также ресурсы предприятия направлены на решение несуществующих проблем. Надуманные проблемы зачастую препятствуют решению действительно актуальных проблем. Поэтому очень важно выяснить, существует ли проблема в области обслуживания потребителей на самом деле. Под проблемой понимается отклонение между фактическим и будущим прогнозируемым состоянием или искомым плановым состоянием (заданной целью). Понятие проблемы можно также сформулировать как несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле. Под проблемой в области обслуживания понимается несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел в области обслуживания потребителей. Диагностика проблем в области обслуживания заключается в выявлении отклонения между представлением о цели и прогнозируемым состоянием объекта на определенный период планирования. Можно выделить следующие этапы решения проблемы в бизнесе: 1) осознание необходимости или возможности принятия решения; 2) формулирование вариантов последующих действий; 3) оценка вариантов с точки зрения их привлекательности; 4) выбор одного или нескольких вариантов для реализации. Правильно и точно сформулировать проблему в области обслуживания — значит наполовину решить проблему. 2. Определение системы обслуживания. Чтобы определить систему обслуживания, проблема в области обслуживания раскладывается на совокупность четко сформулированных задач. Тем самым определяются задачи, стоящие перед системой обслуживания, и методы их реализации. В больших системах обслуживания задачи образуют иерархию, т.е. в отношении одного объекта можно решать различные задачи. Выбор того или иного критерия решения задачи обусловлен позицией специалиста службы логистики. В некоторых случаях определение объекта может составлять наибольшую трудность для эксперта, так же как и определение системы обслуживания и внешней среды. 3. Анализ структуры системы обслуживания. Определяются функциональные элементы системы обслуживания, такие как снабжение, производство, складирование, распределение, транспортировка. Подсистемы и элементы системы обслуживания и реализуемые в них процессы выделяются в определенном порядке. Правильное выявление целей, функциональных и информационных процессов требует от специалистов службы логистики не только строгости логического мышления, но и умения найти контакт с сотрудниками структурных подразделений. 4. Формулирование глобальной цели и критерия оценки эффективности системы обслуживания. Для того чтобы сформулировать глобальную цель системы обслуживания, а также выбрать критерий оценки эффективности системы, необходимо знать особенности обслуживания потребителей, теорию систем и технологию функционирования объекта.
5. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах. В больших системах обслуживания выбор управленческого решения связан со значительной трудоемкостью увязки цели со средствами ее достижения путем декомпозиции целей. При этом используется метод дерева целей. 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей. В системах обслуживания предприятий не удается логически определить цель и критерий эффективности системы. Здесь неприемлем анализ, основанный на постоянстве потребностей человека, поскольку они непрерывно развиваются и изменяются. Следует идти традиционным путем: анализ существующего положения, достигнутого уровня и последовательный прогноз развития системы обслуживания. 7. Прогноз и анализ будущих условий. Анализ систем обслуживания, как правило, проводится с учетом перспективы развития. Поэтому особый интерес представляет любая информация о будущем — ситуациях, ресурсах, законодательных актах, продуктах, технологиях. В этой связи прогнозирование является важнейшей и сложнейшей частью анализа систем обслуживания. 8. Оценка целей и средств. Целый ряд социальных, поли-тических, моральных, экологических и других факторов внешней среды, принимаемых во внимание при анализе систем обслуживания, невозможно оценить количественно. В этом слу-чае используют субъективные оценки экспертов. Поскольку при анализе систем обслуживания эксперт имеет дело, как правило, с неструктурированными или слабо структурированными проблемами, то необходимо не только получить оценки, но и обработать их. 9. Отбор вариантов. При анализе систем обслуживания основой принятия решений является отсечение малозначимых целей или целей, не имеющих ресурсов для их достижения. 10. Анализ существующей системы обслуживания. Одной из главных задач анализа системы обслуживания является совершенствование существующих органов управления. В этой связи возникает необходимость в диагностическом анализе организационной структуры управления предприятием, направленном на выявление ее возможностей и недостатков.
11. Формирование программы развития. По завершении анализа системы обслуживания разрабатываются программы развития. 12. Разработка организационной структуры для достижения целей системы обслуживания. На завершающем этапе анализа осуществляется разработка организационной структуры. При формировании систем обслуживания на основе проведенного анализа осуществляется процедура выработки, принятия и обоснования решений.
Обслуживание потребителей в контактной зоне
Ужесточающаяся конкуренция, борьба за клиента – характерная черта бизнеса в сфере современного сервиса. В этих условиях весьма важным элементом сервисной деятельности становится психологический аспект. Здесь важно и знание психологического портрета клиента, и положительный психо-эмоциональный настрой персонала сервисной службы – как показывает мировая и отечественная практика, в мире бизнеса не существует мелочей в вопросах привлечения и закрепления клиентов, тем более в сфере сервисной деятельности. Особую роль необходимо отвести и психологическим аспектам управления сервисной деятельностью. Вообще, важно не только привлечь клиента, оказать ему услугу; важно так оказать эту услугу, чтобы в следующий раз клиент снова обратился именно в вашу сервисную службу, да еще по его рекомендации к вам обратились новые клиенты. Когда у сервисной службы организуется постоянная клиентура, требования и запросы которой известны персоналу, таких клиентов легче хорошо и правильно обслужить, предупредить все их запросы и пожелания.. Однажды пришедшего к вам клиента надо делом убедить в том, что нигде больше он не найдет (за ту же оплату) более внимательного и предупредительно-исчерпывающего сервиса, нежели в вашей фирме, и нигде более его не встретят так благожелательно, не отнесутся с таким пониманием и вниманием к его пожеланиям. Таким образом, расширяется клиентская база, увеличивается объем оказываемых услуг и, что весьма немаловажно в любом бизнесе, – увеличивается прибыль сервисной организации Исходя из приведенных соображений, я и выбрала темой моей курсовой работы именно психологический аспект сервисной деятельности во многих его проявлениях – клиентском, управленческом, работе персонала и т.д. Все это относится к вопросам психологии труда (в нашем случае – психологии сервиса) – одной из отраслей практической психологии. 1. Психология службы сервиса. Психология сервиса – одна из отраслей психологии. Здесь, в сфере услуг, общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску. Так, общение обслуживающего персонала с клиентурой характеризуется особенностями, которые отсутствуют в трудовом коллективе, в кругу семьи, и присущи только коллективам сервисной службе. Исходя из этого, для понимания поведения человека, выступающего в роли клиента, работнику сервиса не только нужно знать принципы общей психологии, но и знать и, что весьма важно, умело применять на практике психологические принципы процесса обслуживания потребителя. Поэтому так важно уделять большое внимание изучению личности клиента, личности персонала предприятия сервиса (и управлению им), их взаимоотношениям в процессе обслуживания. Не менее важны и вопросы взаимоотношений между членами трудового коллектива предприятия сервиса. Задачами психологии сервиса являются: Разработка методов воздействия на потребителя для стимулирования их желания прибегнуть к услугам предприятия сервиса; Изучение потребностей заказчиков, которыми они руководствуются при размещении заказов; Изучение спроса на различные услуги в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей клиентов; Раскрытие психологических факторов организации процессов обслуживания; Изучение вопросов психологии моды, психологии воздействия рекламы; Рассмотрение психологических условий организации труда работников контактной зоны. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение психологии сервиса – это специальная отрасль психологической науки, изучающая особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов. Знание психологии сервиса поможет персоналу: Понять поведение заказчиков (потребителей услуг сервиса) для выбора наилучшего варианта (способа) их обслуживания; Познать себя, свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения; Разобраться в поведении своих коллег для оказания им (в случае возникновения такой необходимости) помощи и поддержки. Работникам контактной зоны необходимо знать (и умело применять в процессе трудовой деятельности) психологию сервиса, поскольку их деятельность характеризуется большим повседневным психологическим содержанием. На самом деле, успешное обслуживание во многом зависит от умения работника сервиса понять психико-индивидуальные особенности клиента и распознать его сиюминутное состояние и на этом построить тактику общения с заказчиком. Поэтому-то сегодня работники сервиса, особенно работники контактной зоны, обязаны знать психологию взаимоотношений с потребителями услуг не меньше, чем технологию оказания услуги или изготовления какого-либо изделия. Умение работников службы сервиса выбрать целесообразную стратегию поведения при обслуживании – одна из необходимых составляющих успеха бизнеса. Рассмотрим практическую ситуацию. Зима. Клиент пригнал в авторемонтную мастерскую свой автомобиль с просьбой отремонтировать неработающий обогреватель в салоне и починить электроприкуриватель. Причем заказ оформлен как срочный. Каково же было негодование клиента, когда на следующий день выяснилось, что из-за отсутствия копеечной детали обогреватель не отремонтирован, хотя в автомагазине через дорогу эта деталь имелась в продаже. Предупредительный продавец автомагазина не только продал эту деталь, но и в течении получаса отремонтировал неработающий обогреватель. Тем самым предприятие автосервиса навсегда потеряло клиента, а его конкуренты, наоборот, его приобрели. Одной из особенностей обслуживания в предприятии сервиса является то, что клиент часто приходит не один, поэтому работник фирмы должен быть готов общаться сразу с несколькими типами людей. Переговоры являются важным этапом в процессе обслуживания, поэтому к ним следует тщательно готовиться. Чем важнее переговоры, тем более тщательной подготовки они требуют. Следует заранее продумать несколько вариантов течения переговоров, просчитать результаты, в процессе переговоров выбрать нужный вариант и стараться его придерживаться. Во время диалога нужно учитывать ряд практических рекомендаций: Не решайте проблему с ходу, наладьте отношения с клиентом, избавьтесь от официальности. Когда приходится решать несколько вопросов сразу, необходимо выстроить свои цели в порядке их важности, определить то, чем можно пожертвовать. Сначала решите вопросы, не вызывающие разногласий. Будьте неизменно корректны и предупредительны, даже когда клиент вас жестко атакует. Будьте готовы ответить на любой вопрос Используйте высказывания собеседника для развития его же мыслей Ссылайтесь на чужой опыт. Умейте слушать. Даже неудачно законченные переговоры нельзя грубо обрывать, надо оставлять надежду на решение в будущем. Учет психологических особенностей отдельных типов клиентов, подбор индивидуальных методов работы с ними, несомненно, окажут положительную роль в процессе обслуживания и повысят эффективность работы предприятия сервиса. 2. Основные понятия психологического компонента управления в сфере сервиса. Управление, в том числе и управление в сфере сервиса – это наука и практика перевода управляемой системы в новое, более высокое качественное состояние на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществления. Психология управления – это смежная отрасль (направление) наук психологии и управления, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности. Программно-целевой подход в управлении – это такой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование «дерева целей», разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Норма-образец – это модельное представление идеала деятельности или поведения членов коллектива; норма-образец с качественно-количествен-ными характеристиками, позволяющими в математизированной форме определять меру ее реального достижения; называется квалиметрическим эталоном соответствующей деятельности. Управленческая эмпатия – это способность руководителя проникать в духовный мир подчиненных и адекватно определять свою позицию в конкретных ситуациях общения. Управленческая рефлексия – это способность руководителя видеть самого себя глазами своих подчиненных и опережающе определять их реакцию на свои прогнозируемые действия. Мотивация – это побуждение людей к активной деятельности, обусловленное обращением к мотивационной сфере. Мотивационную сферу личности составляют потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценка, ожидаемая оценка личностью группы. Мотивационным управлением называется целенаправленное воздействие руководителя на мотивационную сферу членов коллектива преимущественно не посредством приказов и санкций, а посредством нормы–образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели, а члены коллектива начинают действовать в направлении, опосредованно заданном руководителем. Оптимальный мотивационный – это совокупность побуждений к деятельности в следующем соотношении: ВМ > ВПМ > ВОМ, где ВМ - внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности, ВПМ - внешняя положительная мотивация (через поощрение, «пряник»), ВОМ — внешняя отрицательная мотивация (через наказание, «кнут»). Создание ситуации критической самооценки (СКС) - это генерирование такой совокупности социально-психологических обстоятельств, при которой члены коллектива видят себя как бы со стороны с обнаженными достоинствами и недостатками, влияющими на общественно ценное и лично значимое содержание совместной деятельности. Создание ситуации делегирования инициативы (СДИ) – это проектирование и осуществление таких управленческих процедур, при которых управленческая идея превращается в конкретную форму инициативы членов коллектива. Создание ситуации установки (СУ) – это проектирование и осуществление таких управленческих процедур, при которых достигается интериоризация членами коллектива предписываемой им роли и формируется состояние внутренней готовности к соответствующему действию или адекватному восприятию управленческой информации. Создание организационно–деятельностной ситуации (ОДС) – это проектирование и осуществление совокупности управленческих процедур «погружения» коллектива в процесс «выращивания» нового опыта или перестройки позиции по своеобразному сценарию: – ненавязчивое приглашение коллектива к размышлению по актуальной проблеме теории и практики (такую роль пускового механизма может сыграть задача захватывающего содержания, мини-ОДИ (организационно-деловая игра), какая-то форма «мозговой атаки» и т. д. ); – непринужденное, очень мягкое предъявление нормы-образца деятельности для столкновения наличной позиции участников ситуации с запрограммированной в норме-образце; – перевод участников ситуации из состоянии неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности, интериоризация нормы-образца и формирование внутренней мотивации ее осуществления; – организация практической деятельности в соответствии с нормой-образцом. Осуществление перевода социально значимой цели в мотив деятельности членов коллектива (интериоризации управленческой цели) посредством методов мотивационного управления составляет социально-психологичес-кую стратегию мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), результативно означающую рождение энергии направленного, действия. Опережающая реализация руководителем социально-психологических функций по отношению к оперативно-технологическим функциям является сущностью социально-психологической тактики МПЦУ, обеспечивающей психологическую почву успешной деятельности коллектива предприятия сервиса в соответствии с управленческим циклом. Программно-целевая психология управления (ПЦПУ) – это теория и практика решения традиционных задач психологии управления на основе: а) мотивационного программно-целевого управления как воплощение мотивации в структуре программно-целевого подхода, в результате которого традиционная управляющая программа обогащается инновационными составляющими, социально-психологической стратегией и социально-психоло-гической тактикой, традиционное «дерево целей» – мотивационным основанием в виде цели психологической подготовки персонала предприятия сервиса к соответствующему труду, традиционная исполняющая программа - нормой-образцом психологической готовности персонала к труду; б) формирования и реализации общих и специфических качеств руководителя, необходимых для успешного осуществления мотивационного программно-целевого управления; в) обеспечения обратной связи по результатам управленческой деятельности, являющейся следствием уровня реализованной сформированности качеств руководителя и уровня мотивационного программно-целевого управления. 2.1. Психологические закономерности управленческой деятельности. Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон неопределенности отклика. Другая его формулировка – закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат – к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.
Основные правила обслуживания потребителей