ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8

Л. 4-5 Развитие человека как субъекта труда

4.1. Труд как фактор исторического развития человека

4.2. Труд как вид деятельности

4.3. Основные этапы развития субъекта труда

4.4. Критерии зрелой личности и формы организации труда

4.5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности

4.6. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии

4.7. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях

4.8. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации

4.9. Методы исследования развития личности профессионала

4.1.Труд как фактор исторического развития человека

Согласно традициям марксистского человекознания именно труд, его исторически закономерная форма, использование ору­дий понимались как главные детерминанты исторического разви­тия психики людей. Эти идеи К. Маркса получили развитие в ра­ботах Л.С.Выготского (1931), С.Л.Рубинштейна (1934), А.Н.Ле­онтьева (1965, 1975). В контексте психологии труда важно отме­тить вклад еще одного отечественного мыслителя, творчески раз­вивавшего марксистские представления о природе человека и об­щества, — А.А.Богданова (1873—1928).

Богданов рассмотрел роль трудовой деятельности людей в ис­торическом развитии цивилизации, в детерминации форм и спо­собов социального познания. Богданов искал закономерности исторического развития форм общественного сознания (как надстройки) в зави­симости от уровня развития технологий материальной жизни об­щества как коллективного субъекта труда. Богдановская трудовая концепция порождения форм общественного сознания (и индивидуального сознания как его частного проявления) объясняет своеобразие психики чело­века разумного в отличие от высших животных новым организа­ционным приспособлением, социальным по природе — речью. Типы мышления и познания в целом детерминированы способом орга­низации и содержанием коллективной трудовой деятельности.

Так, в работе «Авторитарное мышление» ученый проследил истоки формирования авторитарного, догматичного, религиоз­ного мышления. Он понимал эту форму социального (и индиви­дуального) познания людей как исторически наиболее раннюю, соответствовавшую организационным особенностям жизни лю­дей в условиях грубого деления трудовых функций. По мере становления человека как субъекта труда, относительно независимого, объединяющего фун­кции планирования, замысла и его реализации, ему требуются все большая гибкость, развитые организаторские способности. Его мышление преобразуется, все ярче проявляются при­знаки диалектичного мышления, формирует­ся самосознание отдельной личности.


Продукты социального познания, зафиксированные с помо­щью символов, знаков, языка, рассматривались А. А. Богдановым как орудия организации общественной жизни людей.

А. А. Богданов отмечал, что в той мере, в какой в обществе будут воспроизводиться типичные способы существования, орга­низация трудовой деятельности людей, особенности их производ­ственных отношений, в той мере будут воспроизводиться и орга­низационные формы и явления общественного сознания.

4.2. Труд как вид деятельности

Е.А. Климов (1997) предлагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновремен­но три базовых признака

  1. имеет место процесс действий

  2. процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее пре­образование;

  3. процесс действий имеет значение для существо­вания и развития человека и (или общества).

Труд в пси­хологическом понимании — это деятельность, результатом кото­рой является социально-ценный продукт. Но кроме того, труд, по мнению Е.А.Климова (1998), отличается от игры, учения, обще­ния еще тремя признаками, так что всего получается четыре существенных признака труда:

  1. труд ориентирован на заданный социально-ценный резуль­тат;

  2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

  3. в труде используются орудия, имеющие культурно-истори­ческое происхождение и способы употребления;

  4. в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормирован­ности, заданности оказывается самой высокой по всем четырем признакам.

Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный: труд общественно-полезный и труд по самооб­служиванию.

Непрофессиональные виды труда обладают теми же психоло­гическими признаками (Климов Е.А., 1998), что и труд профес­сиональный.

Субъект деятельности является носителем активности, он формирует замысел (цели), планирует деятельность, подбирает средства, условия деятельности. В труде человек не всегда может быть таким полноценным субъектом.


Структура субъектных свойств человека представлена на рис.

Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях. на уровне деяния как единицы деятельности, на уровне действий как процессов, направ­ленных на достижение целей; на уровне операций как способов осуществления действий; осознаваемые элементы действий - макроэлементы — поддаются сознательному контролю; микроэлементы действия плохо поддаются сознательно­му контролю. Их особенности могут выявляться психологом по косвенным признакам.


4.3. Основные этапы развития субъекта труда

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым.

Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя...).

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 — 12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п.

Стадия «оптации» (от лат. optatio — желание, выбор) (от 11 — 12 до 14 — 18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.

Стадия адепта — это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта — это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет.

Стадия интернала — это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

Стадия мастера, когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров Естественно не каждый работник может достичь этого уровня.

Стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста.

Размышляя об этапах освоения профессии, А. E. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:

допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

профессионализм (человек — профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» — вершина профессиональных достижений);

непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит много «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);


послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

На Западе достаточно хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера.

Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4 — 10 лет), затем — осознания собственных интересов (11—12 лет), а позже — и на основании о сознания своих способностей (13 — 14 лет).

Этан исследования своих сил и устремлений, этап «разведки». Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15 — 17 лет). В переходный период (18 — 21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемым с учебой (примерно 22 — 24 года).

Пробный этап. Здесь человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста, способного «конкурировать» с более опытными работниками (25 — 30 лет).

Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет).

Этап поддерживания, сохранения достигнутых позиций (от 45 до 64 лет).

Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).


Смотрите также файлы