Файл: Экономическая теория: задачи, предмет, методы, функции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
1
Экономическая теория: задачи, предмет, методы,
функции.
1.Что изучает экономическая теория и какие методы использует;
2.Функции экономической теории;
3.Генезис экономической теории.
1
Человек, наделенный могучим интеллектом, все глубже познает мир: …
природы и общество… Важно знать, как развивается природа и общество,
по каким законам.
Знания людей имеют три уровня: эмпирический, религиозный и научный…
Явления <-> причинно-следственные взаимосвязи: мнимы действительные…
Земля… Солнце: мнимая связь – Солнце вращается вокруг Земли; в действительности - наоборот
Заработная плата… Труд: 1) форма…
2) сущность…
2
Научные знания выражаются в теориях. Теория – это системное,
целостное знание о предмете изучения, осмысленное через систему категорий и законов.
*Категория…-> жизнь. Что это такое?
*Закон…-> направленность в развитии…
Экономическая теория! - что она изучает? … общество… Многообразие видов человеческой деятельности…( в мире 40*103 профессий)…
Основной вид человеческой деятельности – производство материальных благ – общественное производство.
Люди
Процесс взаимодействия людей и природы: ПС СТ СП
ПТ
ОП
Взаимодействие между людьми: ПО (ЭО)
ОП – общественное производство;
ПС – производственные силы;
СТ – средства труда;
ПТ – предмет труда;
СП – средство производства;
ПО – производственные отношения;
ЭО – экономические отношения.
3
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей,
отношения между людьми по использованию ограниченных ресурсов с целью удовлетворения материальных потребностей общества.
Это – экономические отношения… производственные отношения…
Эти отношения образуют систему хозяйствования, систему общественного производства. Для обеспечения рационального,
эффективного хозяйствования люди опираются и на опыт, и на экономическую науку, и на экономическую теорию.
Задача экономической теории - выявить сущностные, закономерные связи между экономическими явлениями, выработать правила эффективного хозяйствования. В этом научном поиске используются определенные методы исследования.
Основной метод – метод научной абстракции.
« От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»… - В. И. Ленин.
Научная абстракция… понятия или « экономические категории»…
Научная мысль движется в направлении « факты->систематизация- >обобщения->принципы (гипотезы и законы): индуктивный метод. Движение от теории к практике – дедуктивный метод.
Количественные зависимости … математический анализ … экономическое математическое моделирование.
Экономическая теория использует и другие методы: метод допущений
(при прочих равных); корреляция; построение гипотезы; и др.
4
Системное знание позволяет построить теоретическую модель как схематичное отражение, сокращенное подобие экономической реальности
(глобус - Земля).
Действительность, реальность в теории отражаются в модели.
Определены этапы создания теоретической модели:
1)Определяются основные понятия (-рынок-);
2)Выясняются условия постановки и решения проблемы
(-конкуренция-);
3)Выдвигается гипотеза о взаимосвязи между понятиями (свободное ценообразование и производство товаров);
4)Проверка гипотезы жизнью;
5)Корректировка теории или ее пересмотр.
2
Выделяют четыре главные функции экономической теории – познавательную, методологическую, прикладную, прогностическую.
* Познавательная: устанавливаются сущностные связи между экономическими явлениями, формулируются экономические категории,
выводятся экономические законы.
Экономический закон выражает типичные, устойчивые,
воспроизводящиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Закон – это господствующая тенденция во всей совокупности взаимосвязей; он определяет направленность в развитии явления.
5
…закон повышающихся потребностей…
…закон тропы (не экономический)
*Методологическая: экономическая теория выступает как обобщенное научное знание об экономике, которая « питает» частные экономические дисциплины. Частных экономических дисциплин много. Они изучают различные стороны экономической жизни: отраслевую,
функциональную, региональную.
Отраслевые экономики: промышленность, сельское хозяйство,
транспорт, природопользование.
Функциональные экономические дисциплины: бухгалтерский учет,
финансы и кредит, маркетинг, менеджмент, экономическая статистика.
Региональные экономики…
*Прикладная: выработка экономической политики государства…
********
Экономическая теория имеет определенную историю. Возникнув, она постоянно развивается. Все это обозначается словами « генезис науки»…
3
Генезис экономической науки связывается с ее предысторией и историей. Начальный этап экономических знаний охватывает древность. В
папирусах Древнего Египта, в сочинениях Аристотеля, Платона, в
религиозных учениях, в частности, в Библии, содержатся сведения о хозяйстве, об экономике. Это предыстория экономической науки.
6
История экономической науки начинается в 16-17 веках, когда феодальное (аграрно-натуральное) хозяйство, разлагаясь, перерастало в буржуазное (индустриально-рыночное). Производственные отношения усложнялись и требовали теоретического осмысления.
Исторически первым направлением экономической теории стал
меркантилизм … торговля, товарное обращение.
1615 год – Ант. де Монкретьен - « Трактат политической экономии» -
законы ведения государственной (общественной) стороны хозяйства.
Затем возникает « классическая школа». Она сделала чрезвычайно важный шаг – перешла к исследованию производства. Родоначальниками
« классической школы» стали физиократы … Ф. Кэне (1694-1774) – « Экономические таблицы». Физиократы считали производительным только земледельческий труд. (… бесплодный труд…)
Огромный вклад в развитие экономической теории внесли английские представители классической школы: У. Петти и А. Смит (1723-1790) – « Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год).
Традиции « классической теории» были продолжены марксистской экономической теорией 1867 год - « Капитал» К. Маркс (1818-1883).
Основное содержание марксизма:
1.Материальное производство – основа жизни общества;
2.Общество развивается по объективным законам по формациям;
3.Источником увеличения накопления общественного богатства является труд наемных рабочих;
4.Движущей силой общественного развития является борьба классов, борьба эксплуатируемых и эксплуататоров.
7
2-ая половина 19 века – маржинализм. Классиками маржинализма стали представители австрийской школы: Карл Менгер (1840-1921),
Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген Бём-Баверк (1851-1914)
Конец 19 века – неоклассическое направление. 1890 год – Альфред Маршал (1824-1924) « Принципы политической экономики».
Начало 20 века – математическая школа. Леон Вальрас (1837-1910).
Середина 20 века – кейнсианство. 1936 год – Д.М. Кейнс « Общая теория занятости, процента и денег…» - теория рынка, регулируемого государством.
Институциализм (первый 1/3 20 века ) - -> новая институциональая экономика. Джон Коммнос, Уэсли Митчелл, Рональд Круз, Джеймс Бьюкенем.
Экономический либерализм 20 – века – Фридрих Хайек.
Монетаризм – Милтон Фридмен (1912 год).
Общественное производство: ресурсы, сущность,
тенденции
1. Содержание производства, его ресурсы и факторы. Мотивация к
труду;
8
2.Производство и воспроизводство;
3.Тенденции и проблемы производства.
1
Производство – организованная деятельность людей по созданию материальных благ и услуг. Оно направлено на удовлетворение их потребностей.
Потребность – состояние нуждаемости в чем-либо.
Закон возвышения потребностей
“Пирамида потребностей” (по Маслоу):
1.Вершина: потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности)
2.Эстетические потребности (гармония, порядок, красота)
3.Познавательные потребности
4.Потребность в уважении
5.Потребность в принадлежности и любви
6.Потребность в безопасности
7.Физиологические потребности
(1-3: потребности в самовыражении)
Потребность ← удовлетворение ← производство.
Само производство возможно лишь при наличии определенных ресурсов.
Структура ресурсов:
1) Природные – пригодные для использования естественные вещества и силы [“неисчерпаемые”; “ исчерпаемые”; “ возобновляемые”; “невозобновляемые”];
9
2)Материальные – создание человеком СП.
3)Трудовые – население в трудоспособном возрасте.
4)Финансовые – денежные средства, используемые в производстве.
Природные, материальные и трудовые ресурсы являются “базовыми”;
финансовые ресурсы - “производные”, т.к. они возникли на рыночной стадии производства.
Ресурсы – это не природные и социальные силы, которые могут быть использованы в процессе производства. Реально функционирующие в производстве ресурсы превращаются в факторы производства:
1)Земля;
2)Труд;
3)Капитал (Д и СП);
Т.о., производство есть взаимодействующее единство его факторов.
Фактор “труд” включает в себя особую его разновидность – предпринимательство. Главная функция предпринимательства состоит в организации доходного производства.
Производство:
1)Технологическая сторона – взаимодействие факторов земли труда,
икапитала;
2)Социальная – производство становится общественным, т.к. оно является результатом ПО между собственниками факторов производства.
Современное производство характеризуется глубоким общественным разделением труда, которое выражается через систему видов трудовой деятельности, специализацию и кооперирование.
10
Закон возрастающих
потребностей
необходимость
Потребности
Производство
возможность
Ресурсы
природные
Факторы
материальные
земля
трудовые
труд
финансовые
капитал
предприниматель
2
Результатом общественного производства является общий продукт. Он проходит сложный путь до потребителя.
Производство → Распределение → Обмен → Потребление.
Производство в его непрерывном повторении есть воспроизводство.
Воспроизводство:
1)Простое
2)Расширенное
Закон возвышения потребностей диктует необходимость расширения производства.
I. Производство: затраты… результаты. Производство называется эффективным, когда Р > З.
Эффективность производства – это его результативность,
плодотворность. Под эффективностью понимают определенное состояние производства, когда ограниченные ресурсы используются оптимально… З min ↔ Р max. (критерии оптимальности)
|
11 |
12 |
II. Производство: экономический рост – это количественное |
периоды подъема, так и периоды спада. Периоды спада производства – |
|
возрастание и качественное совершенствование общественного продукта. |
экономические кризисы. Кризисы – “вечная боль” производства и общества. |
|
Условие экономического роста – более рациональное |
Другая проблема производства – проблема доходности участников |
|
использование ресурсов и факторов производства… |
(субъектов) производственного процесса. Субъекты производства является |
|
Цель – более полное удовлетворение расширяющихся потребностей. |
собственниками земли, труда и капитала,- они рассчитывают на получение |
|
Типы экономического роста: |
дохода. |
|
1) |
Экстенсивный |
|
2) |
Интенсивный |
|
3
На развитие современного производства воздействуют две противоположные тенденции: укрепление или концентрация и разукрепление или деконцентрация.
Концентрация – сосредоточение СП и РС на крупных предприятиях,
массовое производство, удешевление производства.
Концентрация производства позволяет крупным предприятиям производить конечную продукцию от начала и до конца, это так называемая
“ вертикальная интеграция” . Вертикальная интеграция ведет к монополизму.
В странах развитой рыночной экономики преобладает противоположная тенденция – вертикальная дезинтеграция, когда подразделения фирмы становятся самостоятельными предприятиями… Внутрифирменные поставки сменяются отношениями купли-продажи… Расширяется рыночная сфера… Возрождается конкуренция… Расширяется номенклатура продукции, - это явление называется диверсификацией.
Диверсификация обеспечивает фирме коммерческую устойчивость.
Важной проблемой производства является обеспечение устойчивого экономического роста. Дело в том, что производству свойственны как