ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
1.Размещ-е и спец-ция пр-ва в с/х. Размещ-е явл. формой обществен-го раздел-я труда. Размещ-е (Р.) – распр-е пр-ва отдел-х видов пр-ции по территор-и страны или регионам, с целью наиб-е эффект-го испол-я рес-в и макс-го обеспеч-я потреб-ей в прод-х питания. Принципы Р.: 1) минимиз-я зат-т труда и ср-тв на пр-во ед. с\х прод-ии при увелич-и V её пр-ва. 2) учет требов-й рынка. 3) самообеспеч-м потреб-м региона продовол-ем, увязанное с межрегион-м и междунар-м разд-м труда. 4) оптим-е соотнош-е м/д с/х и промышл-ью. 5) сокращ-е трансп-х изд-к. 6) обеспеч-е продовол-й независ-ти страны. 7) соотнош-е спроса и предл-я. 8) макс-е испол-е традиций и навыков мест-го насел-я. Для оц-ки сложивш-ся размещ-я с\х пр-ва по террит-ии страны необх-мо выд-ть осн-е фак-ры, под влиянием * формир-ся этот пр-сс: а) природ-й потенц-л региона, б) землеобес-ть (S с\х угодий на душу насел-я региона с выдел-м пашни, корм-х угодий). в) ур-нь потр-я осн-х видов продовол-я на душу насел-я. г) услов-я хранения и транспор-ки сырья, д) трудообесп-ть региона, е) разв-е НТП. ж) экон-я эфф-ть пр-ва пр-ции в данном регионе. Экон-ю эфф-ть спец-ции характ-т след. с\с показ-лей: * V пр-тва ВП в натур-м и стоим-м выражении в расчете на 100 га с\х угодий, на 1000 руб; *осн-х и обор-х фондов на 1 раб-ка; * V ТП на ед. S, на 1 руб. основных и обор-ых ср-тв, на 1 раб-ка; * произв-ть труда; * себест-ть пр-ции: себест-ть пр-ва = Затраты, руб./ ВП, ц. (или руб.); себест-сть ТП = полные издержки / ВП; рентаб-ть и др. Природно-эк-кие зоны делятся на след. гр.: 1) гр. эк-ких р-нов с избыточным пр-вом осн-ых видов пр-ции: Сев.-Кавказ-ий, Центрально Черноземный, Поволжский р-ны. В этой гр. высокоплодор-ые земли, хорошие климатич-е усл-я для выращ-я любых видов с/х пр-ции; 2) благопр-ные усл-я для пр-ва отд-ных видов или гр. пр-ции. Это Запад.-Сибирский р-н (самое дешевое зерно), Волговятский р-н (выращ-е картофеля и больш-ва видов овощей), Калининград (пр-во молока и молочных прод-в); 3) менее благопр-ные усл-я, * не позволяют обеспечить насел-е необходимым V с/х пр-ции - Уральский и Центр-ный эк-е р-ны. Необх-мо наладить зональные связи. Ввоз всегда > вывоза; 4) крайне неблагопр-ные природно-климатич-е усл-я: Северный, Сев.-Западный, Вост-но-Сибир., Дальневост-ый р-ны. Низкое плодородие почв. Осн-ной принцип – обеспеч-е продов-ной безоп-ти. Осн-ой фак-р, * учит-ся при размещ-ии – min-ция убытков. Хар-на гос-ая подд-ка. Спец-ция с/х зоны или отд-ного направл-я заключ-ся в выделении главной отр-ли и создании условий для ее преимущест-го разв-я. Спец-ция харак-зует производ-ное направл-е и опред-ет отраслевую струк-ру зоны или хоз-ва. Размещ-е и спец-ция осущ-ся по опред-ным правилам. Гл. цель – эфф-ное (экономное) исп-ние труда. Спец-ция им. большое знач-е: 1) способ-ет концентр-ии матер-х и фин-х рес-в на пр-во конкурентосп-й прод-ии; 2) созд-е благопр-х усл-й для НТП; 3) созд-е возм-ти для соверш-я форм орган-ии труда. 4) способ-ет повыш-ю эф-ти пр-ва. Класс-ция спец-ции: 1) по технологич-му приз-ку: пр-во с полным циклом (отраслевая); пр-во, осущ-щее часть технологич-го пр-са (внутриотраслевая, постадийная). 2) по территор-му приз-ку: по зонам; обл-тям; краям; республикам. 3) по степени спец-ции: узкая спе-ция (орг-ция сосредоточила свои усилия на пр-ве одного глав-го тов-ного прод-та, возможно 2-3 вспомогат-ные отр-ли, гл. прод-т зан-ет ≈ 80% всей реализ-ой пр-ции); углубленная спец-ция (в пр-ве сущ-ет 2 гл. тов-ных прод-та и 2-3 второстеп-е отр-ли, допол-ные, гл. прод-ты занимают 60 - 80%); многоотраслевое пр-во (присуще оч. многим с/х пр-тиям, гл. прод-т занимает 20- 40%). Если на пр-тии растен-во занимает 10%, то счит-ся одной из гл. завис-ть от ур-ня сп-ции на отд-ных прод-тах, от прир-ых усл-ий. Фак-ры способст-е углубл-ю спец-ции: - возм-ть внедр-я новой тех-ки и технол-ии; - разв-е дорож-й сети; - разнообр-е природ-е усл-я и местополож-е. Фак-ры препятст-е углубл-ю специал-ии: - самообеспеч-е прод-ми питания и услугами; - необх-ть рацион-го испол-я земли и соблюдение севооборотов; - обесп-е фин-й устойч-ти предпр-я; - испол-е побоч-й прод-и и отходов; - более полное и равном-ое испол-е техники и труд-х рес-в в течение года. Пр-сс размещ-я спец-ции м/б дописан с/с пок-лей: а) структурные пок-ли – показывают, какую долю, сост-ет к-л пр-ция в пр-ве. Гл. пок-ли, харак-щие ур-нь спец-ции, состояние в отр-ли, на терр-рии, в орг-ции. Показ-ют стр-ру ВП, ТП; б) отраслевые – пр-во, характеризующееся специфич-ким, особым видом пр-ции, имеющее отличающуюся тех-гию, с/с машин, орг-цию пр-ва. В кач-ве допол-ных пок-лей, характ-щих состояние в отр-ли, выступает стр-ра осн-ных и обор-ых ср-тв, посевная S, стр-ра стада, стр-ра зат-т тр. по отр-лям, уд-ный вес матер-но-ден-ных зат-т тр., производст-ных зат-т. Важный пок-ль – стр-ра ТП, т.к. ч/з нее осущ-ся связь с общ-вом и с др. произв-вами. Для характеристики ур-ня спец-ции исп-ся К спец-ции: Кс = 100 / Σуi * (2 * iномер – 1) где уi - удельный вес i отр-ли; i – номер отр-ли в ранжированном ряду. Если Кс = 0,2 - слабая спец-ция; Кс = 0,2 – 0,4 средний ур-нь; 0,4 – 0,6 высокая; > 0,6 углубленная; =1 узкая спец-ция (произв-ся всего один основной продукт). Гл. цель спец-ции – повыш-е произв-ти труда и эконом-й эфф-ти пр-ва, росту V пр-ва пр-ции.
2. Интеграционные процессы (ИП). Интеграция пред-ет взаимосв-ю совок-ть отраслей н/х, участвующих в пр-ве с/х сырья, его заготовке, перераб-ке, хранении, трансп-ке, сбыте, пр-ве ср-тв пр-ва для с/х и их обслуживании. ИП предст-т 2 направл-я конц-ции: объединение и комбинир-е. 1. Объединение – увелич-е размеров пр-ва за счет объед-я усилий отд-х произв-лей, сохран-х свою эконом-ю самост-сть. Объед-ся 2 пр-тва для вып-ния отд-х работ, пр-ва отд-х видов прод-и или оказ-я отд-х услуг. Произв-ли относятся или функцион-т в одной и той же отрасли, сфере деят-ти, т.е. это горизонт-ная интеграция. Объед-е – совместная объедин-я деят-ть отд-х произв-лей при сохр-ии их эк-кой и юрид-ой самост-сти. Возможно и в промыш-сти и в с/х и в транспорте, т.е. практически в каждой отрасли. Пример: строит-во межхоз-ных комплексов по откорму молодняка КРС, ремонт и строит-во дорог. Формы: а) картель – неск-ко производ-лей при монополист-й конкур-ции объед-ся и делят рынок на неск-ко частей. Картели соотв-ет союз, ассоциация. Не созд-ся с целью пол-я прибыли; б) синдикат – совместная деят-ть по сбыту прод-ии, чтобы сбывать пр-цию с меньшими качеств-ми и колич-ми потерями по соответ-м ценам; в) концерн – крупное объед-е, объединяет («поглощает») множество мелких производ-лей. В аграрном секторе – межхозяйст-е кооперирование, м.б. 2 видов: 1) Объед-е в виде потребит-й кооперации или снабженческо – сбытового кооператива (осущ-т организ-ый сбыт пр-ции, м. орган-вать поставки сырья); 2) Производ-е с/х кооперативы – объед-е произв-лей в обл-ти пр-ва (отрасль одна и та же. Например: совместное осущест-е каких либо работ, переработка чего либо). Формир-е эк-го эффекта в усл-х межхозяйст-й кооперации. Межхоз-е коперир-е позволяет уловить эффект концентрации (эффект масштаба), но правда это происходит до опред-ного момента. Межхозяйст-е кооперир-е позволит повысить произв-сть труда, пост-е издержки снизить, кроме того, возможно сокращ-е и перемен-х издержек, крупное пр-во более подходит для внедрения достижений НТП, в крупном пр-ве легче орган-ть труд, в нем лучше усл-я для увел-я квалификации и др. преимущ-ва. Межхоз-ное коопериров-е дает возмож-ть произв-ть пр-цию с меньшими потерями. 2. Комбинирование – совместная деят-ть произв-лей, относящ-ся к разным отраслям, разным сферам деят-ти – вертик-я интеграция (ВИ). ВИ охват-ет неск-ко разл-х смеж-ых отр-лей. ВИ предст-ет объед-е хоз-х субъектов в обл-ти пр-ва, снабж-я, сбыта, перераб-ки пр-ции при сохр-ии хоз-щей самост-ти. Формы: а) агропромыш-е п/п совместно с с.х. орг-цией, имеющая подразд-ние, перераб-щее его пр-цию; б) агропромыш-е объед-ние - с.х. орг-ция и промыш-е п/п одного админ-го р-на объед-ся контрактом на вз/выгодных усл-ях. Предпол-ет един-во и сбалан-ть с/х-го пр-ва, сферы транспор-ки, перераб-ки, хран-я и реал-ии прод-ии; в) научно производ-ые агропромышл-е объед-я предст-ют собой форму договорных отн-ий гр. предп-ий и орган-ий, осущ-щих пр-во, перераб-ку, хран-е опр-х видов прод-ии, др виды деят-ти на основе испол-я научно-техн-х достиж-ий и передового опыта под орган-ым и технол-им руков-ом головного предп-я на принц-ах взаимной заинтер-ти и ответ-ти; г) трест - высшая форма пром-х монополий, * предп-ет объед-е сбыта, пр-ва и фин-ов отд-х предп-ий. Хоз-е субъекты теряют свою юр-ю и эк-ю самост-ть. Созд-ся с целью монополиз-ии пр-ва; д) конгломерат - это форма ВИ, * предп-ет объед-е предп-ий разных отраслей, не имеющих м/д собой никаких произ-х и функц-х связей. Гл цель – получ-е прибыли (пол-е приб на скачках). Заин-ны в разв-ии тех отраслей, * в будущем б. прин-ть max доход. Резул-т комбинирования: сниж-е трудоемкости, себест-ти пр-ции, увелич-е выпуска пр-ции на ед. рес-в, на 1 раб-ка, на рубль фондов, на ед. затрат труда, увелич-е рентаб-ти. Опред-е ур-ня конц-ции опред-ть какую долю, удел-й вес занимает прод-я, произвед-я в усл-х интеграции; м. опр-ть удел-й вес сырья, поступ-го ч\з объед-я; удельный вес зат-т труда, участвующих в пр-ве данной пр-ции; удельный вес фондов; удельный вес производ-х зат-т труда. След-но, м. установить, как интеграция влияет на пр-во (какие измен-я происходят при изм-нии ее ур-ня).
3. Концентрация (К.) пр-ва в с.х. К. пр-тва тесно связана с пр-сом спец-ции. Конц-ция – увелич-е размеров, связанное с желанием уловить эффект масштаба. Конц-ция – сосредоточение пр-ва отд-го вида прод-и в больших размерах. Конц-ция – укрупнение, сосредоточение средств пр-ва, рабочей силы и пол-ие прибыли в одном п\п, отрасли, или производ-м объединении, а так же зоне, обл-ти, р-не. Осн-е напр-я К.: 1. Централизация – объединение отд-х мелких пр-в под единым руковод-вом (хоз-в, подразд-й, бригад, звеньев, и т.д.); 2. Увелич-е размеров за счет накоплений: а) экстенсивное разв-е - при этом зат-ты увелич-ся примерно во столько же, во ск-ко увел-ся пр-во; б) интенсив-е разв-е – увел-е размеров пр-ва за счет его качеств-го соверш-ва. Сниж-е трудоём-ти и себест-ти пр-ции будет идти более высокими темпами; 3. Объединение - при сохр-ии хозяйст-й самост-ти хоз-в, п\п одной и той же сферы, одной и той же отрасли. Объед-е закл-ся в объедин-е усилий в осуществ-и к-л части пр-ва для получ-я выгоды. Например: 2 хоз-ва строят один межхоз-ный откормочный комплекс, объедин-е нескол-х организ-й по поводу строит-ва дорог или их ремонта. Это горизонтальная интеграция (интеграция – объединение, горизонт – в одной и той же отрасли); 4. Комбинирование – объед-е усилий произв-лей, относящихся к разным отраслям, к разным сферам деят-ти по поводу выпол-я каких то работ, пр-ву к-л товаров, осущ-ия меропр-тий при сохр-ии хозяйст-й деят-ти (ВИ). Например: объед-ся по поводу пр-ва картофеля, его трансп-ке, переработке, продажи. Для характ-ки ур-ня К. прим-ся все показ-ли размера пр-ва: 1) Основные – ВП в сопост-х ценах, ВП в текущих ценах (одного года, как правило, последнего), ТП в текущих ценах реал-ции, приведенных к одному году, как правило, последнему; пр-ция м.б. в натуре, если она однородная; 2) Дополнительные (косвенные) – валовые издержки, руб.; валовые затраты живого труда, чел. час.; S посева, га.; стоим-ть осн-ных фондов; ср/годовая вел-на обор-х ср-тв. Эти показ-ли не всегда оч. точно дают представ-е о размерах пр-ва. Показ-ли эконом-й эфф-сти процесса К.: 1. Себест-ть ед. прод-ии (средние издержки) = Произв-ые затраты / ВП; 2. Себест-ть реализ-й пр-ции = Полная себес-ть реал-ой пр-ции / ТП; 3. Трудоемкость ед. прод-и = Зат-ты труда, чел. час / ВП; 4. Производ-ть труда при пр-ве i пр-ции = ВПi / Затраты живого труда, чел.-час; 5. Фондоемкость = Основные фонды / ВП; оборачив-сть обор-х средств, МЁ пр-ции.
4.Ценообразование на продукцию с/х. Ценообр-е - способ формир-я новых цен и изм-я дейст-х с учетом вли-я ценообраз-х факт-в. Подходы к опред-ю цены: а) марксистский: Цена – ден-ное выраж-е стоим-ти. Если ст-тью товара сч-ся средние общественно необх-мые затраты труда. Этот подход придает цене объектив-ть, след-но, на всех рынках один и тот же товар д. продаваться по одинаковой цене. б) теоретиков – рыночников: Цена – ден-ное выраж-е ценности или полез-ти товара, т.к. в каждый конкретный момент покуп-ль предпочитает или нет эту вещь. С/с цен: 1) Регулируемые – это цены, * устан-ся гос-ми органами. К ним отн-ся цены монополистов, цена на соц-но важные товары. Пути регулир-я: установл-е максим-го уровня цены; установление дотаций, доплат, недоступных некоторым слоям общ-ва. Нерегулируемые – это цены, * устан-ся самост-но производ-лями (свобод-е цены). Преобл-щая часть всех цен, в их ур-нь гос-во не вмеш-ся. 2) цены в зав-ти от V продаж: а) оптовые цены – реал-я тов-в в крупных размерах, в основном с\х пр-ция реализ-ся на перераб-щие п\п; б) розничные цены – ч\з них гос-во возмещает затраты на пр-тво продуктов питания и промышл-х изделий, изготавл-х из с/х сырья. Это цены, по * населению передается с/х пр-ция. 3) закупочные цены – те цены, по * товар закуп-ся гос-вом в соотв-и с государ-м законом, а так же при осущ-ии закупок с/х пр-ции у насел-я. Закупочные цены д/б ниже розничных цен, т.к. они ниже полной стоим-ти прод-и на вел-ну чистого дохода, перераспределенного в пользу гос-ва. 4) цена «пола» имеет место в усл-ях монопольного рынка, и когда гос-во устан-ет цены, чтобы пр-ция была недоступна. Цена «пола» выше равновесной, происходит затоваривание. 5) цена «потолка» ниже равновесной, чтобы сбыть товар. 6) дискриминационные цены – ущемление прав в условиях рынка, имеет место, когда один и тот же товар продается разным покуп-лям по разным ценам. 7) сопоставимые цены – примен-ся для оц-ки валовой пр-ции с/х. 8) средняя цена реал-ции – средневзвешенная по всем партиям. Методы ценообразования: 1) Устанавлив-ся цена по средней рентаб-сти, сложившейся в отрасли; 2) По желаемой цене и с учетом желаемой прибыли; 3) По текущим ценам конкурентов; 4) По пробным продажам – предпол-ет участие в образовании цены покуп-ля (на ярмарках). 5) Закрытые торги. Основные принципы ценообраз-я : 1) Цена д. возмещать зат-ты; 2) Цена д. обеспечить пол-е прибыли; 3) Цена зависит от сроков реал-ции и кач-ва пр-ции, т.е. от того как ценит пр-цию покуп-ль. Фун-ции цен: а) измерит-ная (благодаря цене мы м. опр-ть з-ты, V пр-ва, выр-ку, прибыль и т.д.); б) регулирующая (перераспред-ная) – регул-ет D и S, стр-ру пр-ва; в) стимулирующая. Прод-ть ценового цикла в с/х опр-ся длит-ью произв-го пр-са. Произв-ли стремятся выбрать момент, когда рын-я цена на прод-ю высока. Это в меньшей ст-ни кас-ся скоропортящейся прод-ии. Особ-ти ценообр-я в с/х обусл-ны ф-ми: низкая эласт-ть спроса на с/х прод-ю, высокая затрат-ть с/х пр-ва с степенью ур-ня з-т в зав-ти от от региона и вида прод-ии. Цены на с/х прод-ю неустойчивы и подвержены вли-ю ряда ф-ов: гос. регул-е цен, изд-ки пр-ва и реал-ии прод-ии, конкур-я, кач-во прод-ии, сроки реал-ии прод-ии. Цены на многие виды с/х пр-ции, особенно на прод-ю жив-ва, не компенс-т даже з-т на ее пр-во. Поэтому нужен мех-м гос. регул-я этих цен.
5.Рынок земли, цена земли. Рынок земли, как и др. рынки, регул-ся гос-вом: с/х угодия перед-ся только тем гражданам, * способны их обрабатывать, поддерживать кач-во земли и увел-ть ее плодородие. Все с/х угодия России закреплены за землепользователями 2 крупных гр.: 1) земли, нах-ся в коллективно – долевой, кооперативной или в частной собствен-ти; 2) земли федеральной или муниципальной собств-ти. Эти земли распределены м/д более мелкими землепользователями. Один из первых законодательных актов, в * земля рассмат-лась как товар, стал закон РФ «О плате за землю» 1991года. Законом определены 3 формы платы: 1) Размер зем-го налога устан-ся в виде стабильных платежей за ед. S в расчете на год. 2) За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Она состоит в основном из земельной ренты. Небольшую часть ее сост-ют платежи за польз-е постройками, дорогами, насаждениями. 3) Нормативная цена земли прим-ся не для платы за землю в бюджет, а как ст-ть участка опр-го качества и местоположения для обеспеч-я эконом-го регулир-я зем-ных отнош-й при передачи земли в собствен-ть, по наследству, при дарении и получ-я банковского кредита под залог зем-го участка. На земельном рынке выделяют 3 сегмента: 1) Садово – огородные участки, S не более 0,2 га. Продавцы – владельцы участков и местные органы власти. Осн-ные покуп-ли лица со средним ур-нем дохода. Цель приобретения участков – пр-во овощей для собств-го потребления. 2) Вкл-ет зем-ные участки, * приобр-ся для послед-го извлеч-я прибыли путем перепродажи или строит-ва коттеджей. Главные потреб-ли, обеспеч-е граждане, в т.ч. предпр-ли. Продавцы – местные органы власти. 3) Рынок зем-х уч-ков для тов-ного с.х. пр-ва развит слабо, т.к. условия для эфф-го влож-я инвестиций в с/х пр-во еще не сложилось. Продавцы – раб-ки с\х п\п. Покуп-и – производ-ли с.х. пр-ции, фермеры. Гл. фак-р нестаб-сти зем-го рынка в России явл. самоупр-ние гос-ва от его регул-ния. Регулир-е рынка земли в с/х России сдержив-ся отсут-ем эфф-ных нормативно – правовых док-тов. Основные меры по совершенств-нию зем-го рынка: усиление гос-го контроля за движением земли; формир-е и разв-е инфрастр-ры зем-го рынка; упорядочение и упрощ-е процедур выделения зем-х участков в натуре. Рента предст-т собой доход, не связ-й с предприн-й деят-тью, а регулярно получ-й владельцем, к-л имущ-ва отданного в аренду. Земельная рента плата арендатора за испол-е зем-го участка, а для зем-го собств-ка – рентный доход. По хар-ру образ-я разл-т 3 вида ренты: 1) В основе дифференциальной ренты лежит различие участков и по кач-ву и существ-ю монополии хозяйствов-я на этих участках. Источн-м образ-ния дифференц-й ренты выступает чистый доход с относит-но плодородных и удобно располож-х земель или от добав-х инвестиций в землю. Разл-ют 2 ренты: а) первая связана с неодинаковым кач-вом зем-х участков и их полож-ем; б) вторая – с неравной стоим-тью дополн-х затрат труда и кап-ла. 2) Абсол-я рента – связана с наличием частной собств-ти на землю. Собств-к б. сдавать в аренду даже самую хорошую землю только за плату. Арендатор д. обеспечить не только средней прибылью, но и сверх прибылью, * пойдет собствен-ку земли. Потреб-ль расплач-ся за монопольное право собств-ка распоряж-ся землей. 3) Монопольная рента – специфич-я форма, * возникает при продаже с.х. пр-ции по монопольно высоким ценам, она образ-ся на землях высокого кач-ва, на * воздел-ся редкие с.х. кул-ры.
6.П\п как субъект предприн-й деят-ти. П\п – это самост-ый хозяйств-й субъект, созд-й для пр-ва прод-и, выпол-я работ и оказ-я услуг в целях удовл-я обществ-х потреб-тей и пол-я прибыли. П\п сам-но осущ-ет свою деят-ть, распоряж-ся выпускаемой прод-й, получ-й прибылью, остающейся в его распор-и после уплаты налогов и др. обязат-х платежей. Для осущ-я своей деят-ти п\п формирует имущво, * м. принадлежать ему на праве собств-ти, оперативного управл-я либо полного хозяйственного ведения. В завис-ти от формы собств-ти в национ-ном хоз-ве действуют частные, муницип-ные и госуд-ые п\п, а так же пред-я смешанной формы собств-ти, основанные на объединении имущ-ва, наход-ся в частной муниц-й и госуд-й собств-ти, в собств-ти иност-х гос-тв, иностр-х юридических лиц и граждан, а так же в собств-ти общест-х орган-й. 1) Основные требования, * выдвигает рынок п\п, работать так, чтобы резул-м деят-ти был не только выпуск прод-и или услуг, но и получение прибыли. 2) Не только произвести прод-ю, но и реал-вать ее. 3) Самостоят-сть по многим направл-ям деят-ти. Для принятия решений (что, как, для кого, в каких кол-вах) необх-мо собрать и проанализ-ть достоверную инф-ю (харак-ка товара, рынка, каналы распростр-я тов-в, состояние конкур-ции, законод-ые ограничения, разл-ные рес-сы, цели и задачи п\п). Жизненный цикл продукта на рынке: 1 стадия: внедрение – требующее больших затрат, поэтому торговля убыточна. 2 стадия: рост – как рез-т, признание покуп-лем товара и быстрое увел-е дохода на него. Стабилизир-ся расходы на рекламу. Увелич-е прибыли. 3 стадия: Зрелость – больш-во покупателей уже приобрели товар, темпы роста продаж сниж-ся, прибыль сниж-ся, увелич-ся расходы на рекламу и маркетинговые меропр-тия. 4 стадия: Насыщения – рост продаж не наблюд-ся. Прибыль от торговли увелич-ся из-за сниж-я расходов на пр-во. 5 стадия: Спад – резкое сниж-е продаж, а затем и сниж-е прибыли. Основная задача п\п – преобразование рес-в: а) рес-сы на входе – трудовые, матер-е, фин-вые; б) рес-сы на выходе – готовая пр-ция, отходы пр-ва, прибыль, ден-ные ср-ва. П/п вз/действует с гос-вом, муницип-ми органами, законод-м (соц. среда). Природная среда, с * вз/действует п\п – потребл-е природных рес-в, полезных ископаемых, воздуха, воды. Состояние рес-в на входе с рес-ми на выходе образуют эк-кую работу п\п. Важным эл-том производст-го проц-са явл-ся выбранный вариант техн-гии. Именно она опр-ет состав и требуемое кол-во рес-сов на входе в производс-ю с/с. Изм-ние тех-гии ведет к изм-нию кадрового состава, оборудов-я, транспортных ср-тв, инструмента, сырья, матер-лов и т.д. Избранная техн-гия тесно связана с двумя показ-ми работы пр-тий: цена и кач-во пр-ции. Одновременно эти 2 фак-ра формируют конкур/способ-ть п\п.