ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12.Сущ-ть орг-ции труда и ее сод-ние (направл-я НОТ). Научной надо считать такую орг-ию тр., * основ-ся на достиж-х науки и передовом опыте, систематически внедряемых в пр-во, позволяет наилучши образом соед-ть тех-ку и людей в едином произв-ном пр-се, обес-ет наиболее эфф-ное исп-ние матер-х и тр-х рес-ов, непрерыв-е повыш-е ПТ, способ-ет сохранению здоровья чел., постепенному превращ-ю труда в кривую жизненную потреб-ть. НОТ рассм-ся в 2-х аспектах: 1) раскрывает понятие НОТ в статике, т.е. с т.зр задач, реш-х орг-ей тр., 2) в динамике как пр-сс непрер-го соверш-ния существующей орг-ции тр. Цель НОТ: систем-ки улучшать орг-ию живого тр., приводить ее формы и методы в соответствие с сущ-щим ур-нем тех-ки и техн-гии на п/п. Задачи НОТ: а) Экон-кие задачи состоят в рацион-м исп-нии тр, обеспеч-ии сокращ-я тр-х и матер-х ЗТ, что способ-ет росту ПТ и повыш-ю эф-ти пр-ва. б) Психофизиологические задачи закл-ся в обеспеч-и благопр-х усл-ий для норм-го функционир-ия и воспр-ва раб.силы, сохр-я здоровья и работосп-ти раб-ов. в) Соц-ные задачи призваны создавать усл-я для повыш-ия степени содержат-ти, привлекат-ти тр., достиж-я заинтерес-сти в творческом отнош-ии к труду, а т. ж. возмож-ть углубления подготовки и повыш-я квалиф-ции раб-ов. Основами формир-ния НОТ явл. дотиж-ия науки, тех-ки и передового опыта. Социально-эк-е основы НОТ - опир-ся на эк-е з-ны и катег-ии, предусм-щие экономию времени в рез-те осущ-ния конкр-х мер, перемену тр., стимулиров-ие тр.раб-в, обеспеч-е им рац-ых усл-ий тр. и быта. Технико-эк-е основы НОТ - предусм-ют внедр-е новейшей тех-ки и технол-й, что в свою очередь д. базир-ся на учёте требов-й НОТ на стадии созд-я новых орудий тр. и новой тех-гии. Парвовые основы - совок-ть гос-х зак-в, правовых норм и правил, регулир-щих ?? труда: Конституция РФ, Кодекс з-ов о тр. РФ, разл-ные санитар-е нормы и правила, стандарты по безопасн-ти тр. и т.д. Психофизиологические основы - любое мероп-тие по НОТ д. оцен-ся с т.зр. того, какое влияние оно оказ-ет на орг-зм чел., в какой мере способст-ет сохр-ию его здоровья, повыш-ю жизнедеят-ти. Организовать труд - это прежде всего разделить его, рационально расставить людей и закрепить за отдельными исполнителями опред-ю работу. Сод-ние понятия НОТ вкл-ет ряд эл-тов: а) Раздел-е и кооперация тр. (предусм-ет реш-ие ?? выбора и формы с/с, вкл-ет требов-ия к испол-лям, правила их расстановки, учета психофизиологич-х нагрузок при вып-нии тех или др. работ); б) Всестороннее разв-е лич-ти и созд-е благопр-ного психол-го климата в тр-вом коллективе (подг-ка и переподг-ка работ-щих, повыш-ия их квалиф-нии и культ-но-техн-го ур-ня, укрепление дисциплины тр. и ее перерастания в самодисциплину труд-щихся, психол-ой совмест-ти, особненностей формиров-ия отдельн-х тр-х коллек-ов, межличностн-х отнош-й и др.); в) созд-е усл-ий для беспереб-го, высокопроизв-го и содерж-го тр. каждого испол-ля, бригады, участника и труд-го колл-ва в целом; г) обеспеч-ие комфорт-х условий тр. и безопасн-ти как самого испол-ля, так и окруж-х его людей; д) правовое сочетание матер-го и мораль-го стимулиров-ия высокопроизв-го и рац-но организ-го тр.; е) созд-е оптим-х усл-ий для проявления творческой инициативы и самодеят-ти трудящихся как в обл-ти достиж-я экономии раб. вр., так и в реш-ии психофизиолог-х и соц-х ??, относящ-ся к компетенции данного труд-го колл-ва. Эл-тами НОТ следует считать те, совок-ть * образует с/с орг-ции живого тр. в коллективе. Напр-ния НОТ - это пути практической деят-ти, * характер-ся пр-сс соверш-ния эл-тов. Наиболее полный эффект от меропр-й по основ-м направл-ям НОТ получают в том сл., если их проводят комплексно при одновременном соверш-нии орг-ции в тех-гии пр-ва.


13.Понятие, эфф-сть и границы раздел-я труда (РТ): механизм его влияния на производ-ть труда (ПТ). РТ - это разграничение деят-ти людей в пр-се совмест-го труда. Под РТ в эк-ой науке пон-ся обособл-ие различ-х видов тр-ой деят-ти, деление совок-го тр-го проц-са на части, каждая из кот-х выполн-ся опред-ми гр. раб-ков, объед-х по общим функц-ным, профессион-м или квалификац-ым признакам. В ос-ве РТ лежит расчленение всей массы обществ-го тр. на производств-ю и непроизводств-ю сферы, а внутри последних – на более узкие обл-ти труд-й деят-ти. Каждая из гр. и отр-лей подразд-ся на отдельные п/п, учр-ия, орг-ции, где занято опред-е число раб­-ов. Внутри п/п-ий и орг-ций распред-ие тр. ещё более углубл-ся и приобр-ет черты, функц-го, професс-го и квалификац-го разделения, доходящего, наконец, до раб-ка- индивида, * труд-ся по своей профессии и в соотв-ии с ур-ем своих знаний и умений (квалиф-ции). Виды РТ: 1) Общее РТ - в масштабах всего общ-ва на такие круп-е сферы, как производств-я, непроизводств-я. промышл-я, с/х-ая, строит-ая, трансп-я, науч-я, торг-я, сф. гос-го упр-ния и т. д.; 2) Частное РТ- углубление проц-са обособления тр. внутри кажд. сф. и отр-ли на отдельные специализиров-е подотр-ли и п/п или орг-ции. Отдельное, обособленное п/п явл-ся границей частного РТ.; 3) Единичное РТ - РТ внутри п/п, во-первых, м/д его структ-ми подразд-ми (цехами, учр-ми, бр-ми, отделами), во-вторых, м/д професс-ми группами раб-ов, а внутри гр-п -м/д раб-ми разл-го ур-ня квалиф-ции и, в-третьих - пооперац-ое раздел-е тр-го проц-са, кот-ые м. утлубл-ся до отдельных тр-х приемов. Единичное РТ и связанные с ним проблемы - одно из основных направлений НОТ. Формы единичного РТ: 1) Технологическая - это раздел-е общего технолог-го проц-са. на частные проц-сы, фазы, переделы, стадии и производств-е операции разной степени дробности. 2) Функциональная - это обособл-е различ-х видов тр-ой деят-ти и вып-ние конкретных работ соответств-ми гр. раб-ов, специализирующ-ся на выпол-ии различ-х по содерж-ю и эк-му знач-ю производств-х или иных ф-ций. В отдельную функц-ую гр-пу выд-ся инженерно-технические раб-ки, служащие, или техн-кие испол-ли, т. ж. образуют отдельную функц-ю гр-пу раб-ов (раб-ки бух-рии, отдела кадров, секретари). Небольшие по числ-ти функц-е гр-пы образует младший обслуж-ий персонал (уборщики, дворники, гардеробщики), раб-ки охраны и ученики. Функц-ое РТ отражает обособление отд-ных гр-п раб-ов в завис-ти от выпол-х ими произв-х ф-ций. Хар-р функц-го РТ и соотнош-ие числ-ти раб-ов, занятых в отдельных функц-х гр-х, заметно влияют на показатель ПТ в расчете на ед-цу промышленно-производ-ного персонала. Общий ур-нь и дин-ку ПТ в целом по п/п опред-т произв-сть основ-х произв-х рабочих. Чем больше уд. вес основ-х рабочих в общей числ-ти раб-ов, тем выше совокупная ПТ.Благодаря РТ сложные и все услож-ся гр-ые и произв-е проц-сы распад-ся на частные проц-сы и относит-но менее сложные операции, выполняемые опред-ми проф-ми и квалиф-ми гр-ми раб-ов. Это повышает мастерство и ф-ые навыки раб-х-исполн-й и сокращает сроки их профес-й подгот-ки, а с др. стороны, за счёт обособления и относительного упрощения отдельных операций создает основу для мех-ции и автом-ции их выполн-ия, что многократно повышает ПТ. РТ, особенно дробное, имеет и опред-е недост-ки. С соц-ной т.зр. оно объед-ет содерж-е труда, превращает рабочих-исполнителей в узких специалистов. С физиологических позиций чрезмерное РТ и однообразие вып-мых операций приводят к монотонности тр., вызыв-щей повыш-ю утомл-ть. 4 гр-пы РТ:1) Технологическая - опред-ся миним-ной продолж-ю произв-х операций или тр-х дей-ий, дальнейшее деление кот-х тех-ки невозм-но, либо не имеет ни логич-го, ни технол-го смысла; 2) Физиологическая и психофизиологическая - опред-ся способ-ми чел-ка длительное вр. выпол-ть кратковрем-е, однообраз-е и пост-но повтор-ся операции, кот-е нередко свод-ся всего к 2-м-З-м раб-им действиям. 3) Социальная - опред-ся требов-ми самого раб-ка к содерж-ти тр. К-ая операция д. сост-ть из неск-х раб-х дей-ий, характериз-ся не только физич-ми усл-ми, но и эл-ми умств-го тр. При этом раб-к д-н видеть рез-ты своей тр-ой деят-ти и получать от них известное моральное удовл-ние; 4) Экон-кая - связана не только с орг-цией тр-х проц-ов и их эк-ми рез-ми, но и с орг-ей всего пр-ва.


14.Сущ-ть и формы кооперации тр. (КТ). Порядок обоснования размеров трудовых коллективов в земледелии. Влияние размера первичного трудового коллектива на дисциплину и распределительные отн-ния. КТ - это одна из форм орг-ции тр. опред-го числа раб-в, совместно выпол-х общую произв-ную прогр-му. Сущн-ть КТ сост-т в объед-е тр. в один непрерыв-й пр-сс, планомерно функц-ый тр-вой пр-сс, обеспеч-й достиж-е конеч-й цели тр-вой деят-ти, в установл-и четких вз/связей как м/д отд-ми подгр-ми, так и м/д первич-ми ф-ми коллек-ми. КТ явл-ся следствием его раздел-ия и обязат-м усл-ем орг-ции тр. на люб. ур-не - от п/п-й - смежников до цехов внури к-го п/п, бр-д внутри цехов и отдельных раб-х-исполн-ей. М/д РТ и КТ сущ-ет теснейшая связь: чем дальше и глубже РТ, тем сложнее его кооп-ция. Но в любых усл-х, при любом ур-не РТ кооп-ция д. строит-ся на единых принц-х: планомер-тъ, пропорц-ть тр., обеспеч-е рац-ой, пропорц-ой трудозатр-ной расстан-ки раб-ов, пост-х и надёж-х вз/связей м/д ними. Внутри п/п разл-ся след-ие ур-ни КТ: межцеховая, внутрицеховая (межучастк-я или межбр-ая), м/д отд-ми испол-ми внутри бр-д, уч-ов или индив-ой расстан-ке раб-ов. К-му ур-ню кооп-ции соотв-ет своя форма: 1) форма кооперации по технолог-иу признаку- м/д цехами прим-ся в случ-х, когда пр-сс изготовл-я прод-ции разделён на стадии и к-ая стадия пр-ва осущ-ся в отдельных цехах; 2) Форма кооп-ции по предмет-му приз-ку прим-ся в случ-х, когда неск-ко цехов поставл-т свою прод-цию в виде гот-ых изделий, дет-й, узлов, агрег-ов в сбороч-й цех, где заверш-ся пр-сс пр-ва дан-го вида прод-ции. И при такой ф-ме КТ основой расчетов числ-ти раб-ов т. ж. служит пок-ль трудоёмкость выполн-х работ, опред-й как произведение удельной Те комплект-х изделий, углов и деталей на их кол-во, необх-ой для вып-ка основ-й пр-ции. Основ-е ф-мы орг-ции тр. в землед-ии: Произв-я бригада - наиболее распростран-я ф-ма орг-ции тр. Под пост-ной произв-ой бр-ой пон-ют коллек-в раб-в, выполн-й на ос-ве РТ своими силами и в кооп-ции с др-ми подразд-ми п/п весь цикл с/х работ по пр-ву пр-ции. В круп-ых с/х п/п-х созд-ся: специализ-ые бригады - обслуж-ют отд-ные отр-ли хоз-ва и сост-ят из раб-х однор-х профес-й; отраслевые бр-ды -отн-ся тракт-но-полевод-ие, полевод-ие и др. Тракт-но-полевод-ие бр-ды обычно обсл-ют полевой севооборот, многоотраслевые бр-ды явл-ся универс-ми, т. к. вып-ют работы всего спектра с/х-х произв-в. Механизированные звенья – основ-ая ф-ма внутрибр-ой орг-ции тр. Звено имеет опред. уч-ок земли, тракторы и необх-мый набор с/х машин. Состав звена опред-ся самим коллек-ом с таким расчётом, чтобы м. было провести все с/х работы в лучшие агротехн-кие сроки. При необх-ти члены звена привлек-т раб-х из др-х подр-й хоз-ва, особ-но при выпол-ии работ, во время уборки урожая. Лучше когда звено возд-ет неск-ко кул-р. Механизаторские отряды - новая прогрес-я форма исп-ия тех-ки; комплексы по вып-ю специал-х работ. В их сотав входят мех-кие звенья по выпол-ю основ-х произв-х операций и обслуж-ю. ОТ к-го раб-ка поставлена в завис-ти от конеч-х рез-ов. По стр-ре посев-х площ-й и примен-й тех-гии на ос-ве тех. карт опред-т объём механиз-х и др-х работ, сроки их выпол-ия. Ежеднев-я потреб-ть в раб. силе и тех-ке для выпол-я отд-х работ рассчит-ся след-м образом. Опред-т число тр-в, комб-в и др-х агрег-в. Для этого объем работ делят на выраб-ку за раб-й п-д. Ежеднев-ю потреб-ть в раб. силе опред-т умнож-ем числа раб-в, необх-го для обслуж-я агрегата в теч-е раб. дня, на кол-во ежедн-но треб-ся агрег-ов или груз-х автомашин. После опред-я общей потреб-ти в агрег-х намеч-ся исп-ие к-го из них в теч-е раб-го п-да. Для этого сост-т планы-маршруты. Рабочие планы, особ-но на п-ды наиб-е напряж-х работ, позв-т опред-ть общую числ-ть раб-в звена - мех-ров и раб-х, выпол-х ручные и конные работы. Рачёт размера мех-го звена на возд-ии к-р в севооб-те м-но вести и по более укруп-ым норм-м, получ-ым из тех. карт. По общим ЗТ-м на 1га к-р, в т.ч. ЗТ-м мех-ов (в чел-часах), м-но опред-ть ЗТ на закрепл-ю площадь по к-рам и в целом по звену. По ТК устан-т и объем механиз-х работ. Деление общих ЗТ тр. по выпол-ю механиз-х работ (чел-час) на сезонный ФРВ одного мах-ра за полевой п-д (чел-час) поз-ет опред-ть потреб-ть в механ-х на весь объём работ. По объёму механиз-х работ опред-ть потреб-ть в трак-х и др. с/х тех-ке. Сначала опред. общий объем механиз-х работ по маркам машин, затем уст-ют год-ю нагр-ку на тр-р или комб-н и опред-т необх-е их кол-во. При опред-ии числ-ти сос-ва звена важно уст-ть оптим-й раз-р закрепл-ной за ним пашни, чтобы м/б обесп-ть полную загрузку техники. Для с/х хар-но большое разнообразие прир-х и эк-х усл-ий. Поэтому орг-ция тр. в к-м хоз-ве б. иметь свои особ-ти. В овощ-ве созд-ся звенья по 10-12 чел. Важное знач-е имеет расстан-ка кадров в кол-ве. С пом-ю правильной расстан-ки кадров м-но повысить сменную и сезон-ю выр-ку тр-ов и машин, коэф-т исп-ия раб вр. испол-ля и сокр-ть простои, своеврем-но произв-ти замену раб-х. Для рац-й расст-ки кадров провер-ся предв-й расчет потреб-ти в людях на к-ом звене потока или тех-го цикла, чтобы не возн-ли перегрузки на одних уч-х и недогр-ки на др-х. Реш-е этой проблемы знач-но облегч-ся в кол-х, где широко практик-ся взаимозам-ть раб-в. Рез-ты любого тр. зав-ят не только от ур-ня тех-ки, тех-гии, подг-ки раб-ка, но и от его отнош-я к делу, др-ми словами, от дисциплины труда. Дисциплина - это объек-но и истор-ки обусловл-я необх-ть подчин-ния каж-го уч-ка тр-го пр-са общим з-ам, прав-м, нормам, установкам. Дисциплина труда - понятие неизмеримо шире простого тербов-я "не опазд-ть на работу" и т. п. Дисциплина труда объед-т в себе неск-ко отд-х понятий о дисц-не: 1) Гос-ная дисц-на - степень выпол-я п/п-ем, тр-м кол-м гос-го закон-ва, гос-х з-нов. 2) Произв-я дисц-на - озн-т собл-е правил экспл-ии тех-ки и обрудов-я, охраны и безопас-ти тр, норм расх. семян, топлива, кормов. Состав-й частью произв. дисц-ны явл-ся технол-я дисц-на, треб-щая чёт-го выпол-я произв-х проц-ов в соотв-ни с технол-ей и орг-ей. 3) Трудовая дисц-на - хар-ся степенью соблюд-я устан-х режимов тр.и отдыха, правил внутр-го распорядка. Эф-ть пр-ва нах-ся в прямой зави-ти от дисц-ны тр. В тр-ом пр-се дисц-на тр. нач-ся с тех-гии и орг-ции пр-ва наруш-е гр-ка дост-ки семян к сеялкам, простой комб-на из-за отсутст-ия тр-та для выгр-ки зерна из бункера не будет способ-ть укрепл-ю дисц-ны. Не следует заб-ть о моральном поощр-ии, о разумном сочетании матер-го и мор-го стимулиров-ния.


15.Подбор,подгот-ка и повыш. квал-ции кадров: зн-ие, формы осущ-ния. Меры по норм-ции демограф-кой сит-ции на селе.

В основе комплект-ия колл-ва лежит научно обоснов-я с/с методов и приемов, направл-я на рац-й отбор желающих путём объетив-й оц-ки индив-х особ-й чел-ка и соотв-я их обьектив-м потреб-м общ-ва. Эта с/с, получ-ла назв-ие професс-го отбора, сост-т из 4-х эл-ов: проф-й ориентации, проф-й конс-ции, проф-го отбора и проф-ой адаптации. Профф-й ориентац-ей наз-ся эл-т с/с проф-го отбора, способств-щий ознакомл-ю заинтересов-х лиц с существ-ми профес-ми. Она предст-на компл-сом орг-но-воспит-ых актов, напр-х на повыш-е ур-ня мотивации тр-й деят-ти, жел-щих зан-ся произв-м трудом. Задача проф-й ориентации сост-т в выявл-ии профес-х инт-сов, способ-ей и пригод-ти к той или иной профф-ии, в показе соц-го престижа к-ой из них, привлек-ти и содерж-ти, ценностной ее знач-ти, способств-х появл-ю предрасполож-ти лич-ти к дан-му виду тр-й деят-ти. Более глубокое пон-е знач-ти профес-и, ее спец-ких особен-й закл-ся во время профф-й конс-ции. Она пров-ся на п/п наиб-е опыт-ми спец-ми и способ-ет появл-ию у избр-го проф-ю более опред-го реш-я - выбора или отказа от неё. Из числа пожелавших пол-ть данную проф-ю произв-ся проф-ый отбор. Его гл. з-ча свод-ся к выявл-ю проф-но знач-х кач-в у избр-го дан-ю проф-ию. Основ-я з-ча и вместе с тем основ-я трудность професс-го отбора состоит в том, что при этом необх-мо предвидеть возм-ти успеш-й проф-й ориентации в деят-ти * чел-к раньше не зан-ся. Проф-я адаптация свод-ся к перестр-ке физиолог-х ф-ций вследствие-реакции орг-ма на измен-еся условия среды. При этом услож-ся пр-ссы, обеспечив-е тр-вую деят-ть чел-ка. Внедрение комплексной мех-ции, прогрес-х тех-гий в раст-ве и жив-ве, непрерыв-е обновл-е сущ-х машин и оборудов-я требуют выс-го уроня проф-й подг-ки. Соврем-й с/х-й рабочий д. иметь глубокие знания и практич-е навыки, без кот-х невоз-но доб-ся произв-го исп-я машин и мех-ов, высоких рез-в тр. Основные формы обучения: в училищах, школах, на комбинатах, курса, универ-ах, на раб-х местах. Основ-ми ф-ми обучения явл-ся: 1) Индивид-я - обуч-еся прикрепл-ся к квалифиц-му раб-му или инстр-ру, знания и опыт кот-го служат базой для подг-ки раб-го. 2) Бригадная - обуч-е сост-т в объед-ии обуч-хся одной и той же проф-сии в гр-пы. Числ-ть учеб-х гр-п д. б. не менее 12 чел-к, часто инд-ую и бр-ую ф-мы объе-ют в инд-но-бриг-ю. 3) Курсовая - её харкт-ная особ-ть срав-но глубокая теорит-ая подг-ка и строгая послед-ть овладения знаниями дан-й проф-сии. Курсы м.б. как с отрывом, так и без отрыва от пр-ва. Переподготовка кадров - это обучение новым проф-ям или спец-ям раб-в, высвобож-ся в связи с тех-им прогрес-м. При переподг-ке исп-ся те же формы и виды обуч-ия, что и при подг-ке кадров, особ-ю при переподг-ке кадров явл-ся то, что продолж-ть обуч-я варьируется с учетом требов-й пр-ва и фактич-х проф-х знаний уч-ся. Сущ-ть повыш-я квал-ции состоит в расшир-и и углубл-ии теор-х и практич-х знаний по той же проф-сии или спец-ти. Потр-ть в повыш-и квал-ции - закономер-й и объект-й пр-сс, связ-й с разв-ем призв-х сил. Осн-ми формами повыш-я кв-ции явл-ся: произв-но-тех-кие курсы; школы по изуч-ю передовых методов труда; курсы по овладению вторыми и совмещ-ми проф-ми и спец-ми; курсы целевого назнач-я на п/п-х; инст-ты повыш-я кв-ции инженерно-тех-ких раб-в. Обуч-е предпол-т получ-е знаний, тренировка - овлад-е навыками. Образов-е - пр-сс приобр-я суб-том фундам-х знаний. Под-ка- есть исп-е получ-х зн-ий в конкр-х ситуац-х, т. е. на практике. Различия м/д понятиями "подг-ка" и "кв-ция" состоят в том, что подг-ка распр-ся на работы более низких ур-ей, а кв-ция прим-ся в отнош-и упр-го персонала. Меры по развитию соц-но-трудовой сферы села: Необходимы гос-е меры по укреплению матер-но-техн-кой базы, разв-ю соц-культ сфер деревни; нужна соц-я политика, в наиб-й мере отвеч-щая потреб-м жителей села, реализ-ия пр-па соц-й справ-ти; необх-мо преод-ть регион-е диспроп-ции в обеспеч-и с/х-го насел-я соц-культ-ми благами, установ-ть различия в услов-х труда жителей города и деревни; большая работа предстоит благоустр-в сел и деревень, их газиф-ция, водоснабж-ию. Проблема отопления, изыскание новейших эк-х ист-ков тепла, стр-во сельских дорог.


16.Понятие, виды и эфф-ть режимов труда и отдыха. Как разработать и реал-ть на практике недельный режим тр. и отдыха для непрер-го пр-ва. Режим труда и отдыха - распорядок, реглам-щий черед-е вр. Раб. и отдыха на протяжении смены, нед, мес, года. Цель его разр-ки - обеспеч-е эф-го исп-я произв-х мощ-ей при сохр-и выс-й работоспос-ти и здоровья раб-в, для достиж-я этой цели треб-ся всесторон-е обоснование примен-х режимов. Эк-ое обос-е подраз-ет реш-е з-ч оптим-го исп-ния обор-ния по вр. и мощ-ти, норм-го теч-ия произв-го пр-са, своевр-го провед-я планово-профил-го ремонта и осмотра обор-ния, полной и равном-й загруж-ти раб-в и в конеч-м счёте - обеспеч-я эф-ти произв-й деят-ти. Разраб-ка реж-в тр. и отдыха невозм-на т.ж. без учета требов-й физиологии и психологии тр, в силу реш. необх-мо и психол-ое обоснов-е. Поск-ку деят-ть чел-ка не орг-ся раб-й, а охв-ет т.ж. дом-й труд, учёбу, отнош-я с др-ми людьми, реж-ы тр и отдыха д.б. и соц-но обосновыны, что озн-ет учёт личных инт-сов раб-ов. Психофизиолог-е, соц-но и зак-но обоснов-е реж-ы тр. и отдыха сост-т набор их допуст-х вар-ов. Наиболее эк-ки эф-ным из допустимых реж-ов м-т рассм-ся как оптимальный режим. Разд-ют внутрисмен-е, недельные, месячные (годовые) режимы тр. и отдыха: 1) внутрисменный опред-ет: вр. начала и окончания смены, её продолжит-ть: суммар-ю продолж-ть перерывов на отдых, вел-ну отд-х перерывов, их распред-е на протяж-и смены; формы провед-я отдыха. Обыч-я продол-ть смены для раб-щих в норм-х усл-х труда - 8 ч. при пятидн-й раб-й неделе (40-часовая неделя). 2) Суммиров-й учёт раб. вр. озн-т, что устан-я з-ном прод-ть раб-го дня или раб. недели собл-ся на основ-ии выхода раб-в лишь в сред-м за учет-й п-д, превыш-й сутки и раб-ю неделю. 3) Вахтовый метод прим-ся при провед-и работ вдали от населён-х пунктов либо от места жит-ва раб-ов. 4) Гибкие гр-ки раб-го вр. прим-ся там где отсутсвие раб-ка не ведёт к наруш-ю произв-го пр-са. Их суть в том, что для отд-ых раб-в или кол-вов допуск-ся в опред-х пределах саморегул-ие времени начала, окончания, продолж-ти раб-ей смены. Раб-й день дел-ся на две части: а) фиксиров-ю, когда раб-к д. нах-ся на работе, б) гибкую - в пределах * он м. изм-ть вр. начала и оконч-я работы. Работы сверх устан-й продолж-ти раб. вр. наз-ся сверхурочными. Разд-ют три осн-х перерыва на отдых: 1) Микропаузы - сам-но возник-е короткие перерывы м/д операц-ми, раб-ми, вызв-ные необх-тью опред-й перестр-ки нервной с/с раб-ка при переходе от одного дей-ия к др-му, 2) Обеденный перерыв. 3) Регламентир-е перерывы на отдых - предн-ны для предупрежд-я быстрого падения работоспособ-ти, они вкл-ся в раб. вр. Особого вним-я требует раз-ка граф-ков смен-ти, опред-е чередов-е смен, порядок и частота перехода из смены в смену. Наиб-е распр-ым явл-ся переход из смены в смену ч/з 5-6 дней работы (понедельно), а т.ж. переход после вых-х дней, что обесп-т вр. на перестр-ку суточ-х биол-х ритмов чел-ка. Годовой режим труда и отдыха вкл-ет в себя празд-ые дни и отпуска. Работа в празд-ые дни опл-ся не менее, чем в двойном размере, либо отраб-й празд-й день компенс-ся др-м днём отдыха, оплач-ом в одинарном размере. Ежегод-й оплач-й отпуск составляет не менее 24 раб-х дн. в расчёте на шестиднев-ю раб-ю неделю, и для подростков - календар-й месяц. Для некот-х катер-й раб-в (науч.-исслед-х, культ.-просвятит-х, учебных) уст-ся ежегод-й оплач-й отпуск продолж-ю до 48 раб-х дней. Раб-ки, обуч-ся без отрыва от пр-ва. имеют право на учебные отпуска: для сдачи вступит-х экзаменов, на п-д учеб-х сессий и т. п. Эф-ть отдыха во многом зависит от его орг-ции. Для снятия усталости отд-х мышеч-х гр-п, преупрежд-я вред-го возд-я гиподинамии прим-ся произв-я гимнастика. Вводная гимн-ка пров-ся в начале раб-го дня для переключ-я деят-ти всех функц-х с/с орг-ма на предст-ю работу. Физкультурные паузы пров-ся для раб-щих в усл-х органич-й подвиж-ти, при вынужд-й раб-ей позе. Физкультурные минутки исп-ся для снятия напряжения при бол-х нервных нагрузках и м. пров-ся либо орган-но, либо индив-но. При провед-ии произв-й гимн-ке необх-м подбор упраж-й, обеспеч-й нагр-ку на "неработ-е"и расслабл-е уставших. Эф-ть внедряемых режимов тр. и отдыха м. оценить по росту ПТ в режиме повышения ур-ня работоспособ-ти, увел-ния доли её устойчивой фазы в сменном вр, улучшению использ-я внутрисменного ФРВ. Рац-ть примен-х режимов тр. и отдыха скажется т.ж. на снижении ур-ня заболев-ти, на сокращ-ии текуч-ти кадров и конфликтов, вызван-х неудовл-стью раб-ком режимом раб., на повышение удовлетвор-ти трудом. Как раелизовать недельный режим тр.и отдыха? Нужна подмена.1) параметры нед-го режима тр.и отдыха = кратным нормам числ-ти осн-х и подменных раб-ов или кол-ву смен (бригад, звеньев) при многосменной работе. Необ-мо опр-ть кол-во раб. и вых-ых дней, их очередность. Тр + Тв = Тцикла, Носн + Нподм = Нч.общ., Реж.раб + Реж.отдых-е = Рзвена