Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 372
Скачиваний: 0
А.Н. САХАРОВ
ИСТОРИЯ
РОССИИ
СДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений
Допущено Министерством образования
Российской Федерации
Москва «Русское слово» 2003
ББК 63.3 (2) С 22
РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор исторических наук,
профессор кафедры истории России РУДН РА.Лрсланов; учитель истории лицея № 1560 М.Н. Чернова
Методическое редактирование — канд. истор. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права МПУ А.Н. Фукс
Методический аппарат — Г.И. Старобинская
Художественное оформление — С.Н. Якубовский
Сахаров А.Н.
С 22 История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.; «ТИД «Русское слово—РС», 2003. — 320 с.: ил.
ШВИ 5-94853-057-4 (ч. 1) Ю Ш 5-94853-126-0
В учебнике члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее хозяйственной жизни, культуры, быта. Основные вехи и события русской истории показаны через судьбы государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры, науки, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей.
ББК 63.3 (2)
|
©А . Н . Сахаров |
13ВК 5-94853-057-4 (ч. 1) |
© «ТИД «Русское слово—РС», 2003 |
181Ж 5-94853-126-0 |
Все права защищены |
Введение
Что означают слова «история России»? Ведь Россия — это и огромная территория, которая к началу XX в. занимала шестую часть земной суши, и природа страны, и климат, и ее хозяйство, и культура, и население. Но прежде всего история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.
Столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой — болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом — сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, отстаивая собственные национальные интересы, и лишь впоследствии вовлекались в русло общей российской истории.
С самых первых шагов история России развертывалась на пространствах Европы и Азии. А это значит, что в истории нашего Отечества, в традициях и обычаях нашего народа постоянно отражались влияние, взаимодействие и противостояние Запада и Востока. Две великие цивилизации Земли — западная (европейская, средиземноморская, атлантическая) и восточная, воплотившая в себе опыт великих кочевых империй и оседлых государств древности и Средних веков, проложили свои борозды на исторической ниве России.
В мировой истории наше Отечество является единственной страной, которая испытывала подобное мощное и противоречивое влияние Запада и Востока, что во многом определило ее исторический путь как путь евразийской державы. Таковой Россия остается и до
3
сегодняшнего дня. Недаром в российском гербе двуглавый орел смотрит и на запад, и на восток.
Мы уже несколько раз употребляли слово «народ», будем им пользоваться и впредь. У этого слова есть несколько значений. Во-первых, словом «народ» нередко обозначают ту или иную нацию: говорят — «русский народ», «татарский народ» и т. д. Во-вторых, под словом «народ» часто понимаются трудовые люди, низы общества. В древности это крестьяне и ремесленники, которые отличались от зажиточных и богатых слоев населения — купечества, духовенства, дворянства, аристократии и по своему материальному положению и по месту в обществе. Существует и третье понимание слова «народ» — это все слои того или иного общества, взятые вместе, общество в целом, люди, спаянные единым общественным интересом и в то же время порой резко отличающиеся друг от друга, а потому имеющие свои собственные коллективные и личные интересы. Эти интересы могут сталкиваться и приводить общество к жестоким конфликтам.
Вистории нет хороших или плохих народов, как нет плохих и хороших слоев народов. Все — крестьяне, предприниматели, дворянство, духовенство, аристократия — продукт исторического развития страны. Менялись времена, менялось место той или иной части народа в истории страны. И надо хорошо представлять себе роль различных слоев общества в истории России, уметь выявить, что они дали стране, а где и когда эгоистическими интересами нанесли ей ущерб.
Вто же время необходимо помнить, что каждый член общества — это отдельная личность, отдельная жизнь, судьба, неповторимая биография. С одной стороны, человек — часть коллектива с его общими интересами, с другой — он сам воплощение целого уникального мира с собственными интересами, страстями,
привязанностями, представлениями, которые могут в силу многих причин отличаться от представлений других людей. Вся человеческая история, в том числе и история России, — это не только постоянные поиски людьми их общего большого общественного интереса, интереса страны, но и борьба между интересами
4
отдельной личности и коллектива, личности и государства. И поныне продолжаются настойчивые попытки привести к общему знаменателю стремления отдельного человека и всего общества.
История — одновременно прекрасная и жестокая наука, потому что она призвана показать жизнь человеческого общества во всем ее многообразии — величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ — и низких страстях; взаимопомощи и взаимовыручке людей — и насилиях над личностью человека и целых народов.
История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.
Источники исторического знания разнообразны и многочисленны. О глубокой древности нам рассказывают науки археология (от греческих слов «археос» — «древний» и «логос» — «учение») и антропология (от греческих слов «антропос» — «человек» и «логос»).
Археологи путем раскопок древних поселений, изучения жизни человека в пещерах, анализа найденных орудий труда, оружия, домашней утвари, украшений, древней скульптуры и живописи воссоздают жизнь людей прошлых эпох, их духовный облик и верования.
Антропологи по найденным останкам восстанавливают внешний облик людей, их развитие на протяжении тысячелетий, делают выводы о том, как формировались народы и расы.
Помогает постичь историю человечества и лингвистика (от латинского слова «лингва» — «язык»). Лингвисты исследуют происхождение языков, их родство, связи, развитие и с их помощью раскрывают еще одну грань исторических судеб различных народов.
С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи — погодные (от слова «год») записи событий, различного рода светские и церковные законы и уставы, государственные и международные документы, церковные сочинения, литературные произведения,
5
воспоминания людей, их дневники, а позднее — книги, газеты, ж у р н а л ы , о т р а ж а ю щ и е ж и з н ь эпохи, кино - фотофономатериалы. Бесценным свидетельством прошлых эпох и представлений человека о себе и своей жизни являются архитектурные сооружения, произведения искусства, предметы быта.
Все это вместе взятое внимательно изучает история, воссоздавая облик п р о ш л ы х веков, в том числе и прошлого нашей Родины .
1.Раскройте смысл названия данного учебника.
2.Почему история — одновременно и прекрасная и жестокая наука?
3.В каком значении употребляется термин «народ» в следующих предложениях:
а) различные народы вовлекались в круговорот российской истории; ^ :Н&.7 лацил' ^ ^ ^ ^
б) история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.
4. Придумайте предложение, в котором слово «народ»
обозначало бы не только низы общества, трудовых |
людей, |
но и аристократию, знать, духовенство, элиту общества. |
|
5. Докажите конкретными фактами, что не бывает |
плохих |
и хороших народов. |
|
6.Поразмышляйте, какие уроки может извлечь ваше поколение из прошлого нашего народа.
7.Какие источники исторических знаний помогают ученым воссоздавать облик прошлых веков? Г " ' . » . '
8.Труд каких ученых (историков) вложен в изучение глубокой
древности нашей страны? |
лУ. |
^ |
9.Приведите примеры, подтверждающие, что история России — наука живая, развивающаяся.
10.Как вы понимаете, почему в исторической науке существуют различные точки зрения на те или иные события, возникают дискуссии, создаются гипотезы и пр.?
РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ |
Г л а в а I |
Индоевропейцы. Исторические корни славян |
§ 1 |
Родина индоевропейцев. Индоевропейцы — это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Оно дало начало многим современным европейским и азиатским народам, а позднее, уже в Новое время, распространилось в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, на различных островах и архипелагах. Большинство ученых считает, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лиственных лесах, на покрытых травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные реки, складывалась древнейшая индоевропейская общность людей.
Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы общего происхождения сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее дерево или именно березу. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.
От этого времени до нас дошли следы поселений, открытых археологами. На плодородных землях вдоль берегов полноводных рек от Карпатских гор до Поднепровья начали расселяться земледельцы-ското- воды, а далее, на восток, на необозримых степных пространствах вплоть до южных отрогов Уральских гор — скотоводы.
7
Поселения трипольцев. Примером поселений земле- дельцев-скотоводов могут служить остатки древнего поселка в Поднепровье у села Триполье, относящиеся к IV — III тысячелетиям до н. э. Поэтому жителей той поры назвали условно триполъцами.
Занятия земледелием и скотоводством увеличили хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовали росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках и освоении новых земель.
Родословная народов Евразии. С юго-востока Европы началось триумфальное распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался
8
в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге, в лесостепной и степной полосе, индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтдму их и назвали индоевропейцами.
В Т У — III тысячелетиях до н. э. былая общность индоевропеицев стала распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики), западноевропейскую (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и др.), славянскую (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы и др.) и балтскую (литовцы, латыши и др.).
Однако следы былой общности проглядывают повсюду. В славянских и иранских языках немало общих слов и понятий — бог, хата, боярин, господин, топор, собака, богатырь и др. Все они пришли к нам от древних иранцев. Эта общность видна и в прикладном искусстве. В узорах вышивок, в украшениях »§ глиняных сосудах — повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей, хотя в Иране, Индии и Греции эти животные не водятся. То же относится и к некоторым народным праздникам — например, к медвежьим, проводимым многими народами в весенние дни пробуждения медведя от зимней спячки. Все это следы северной прародины индоевропейцев.
Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, славянский языческий бог Перунгромовержец сродни литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада, покровительница брака и семьи, сопоставима с греческой богиней Латой.
Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами.
Глиняные статуэтки.
Триполъская культура. III тыс. до н.э.
Костяной ритуальный топорик.
II тыс. до н. э.
9
Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви — угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера — мордва, удмурты, мари, коми и др. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки тюрок и монголов. Их потомки — калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины. На Северном Урале, между устьями Печоры и Оби, располагались неолитические предки уральских народов, говорившие на так называемых уральских, языках. Население Южной Сибири, Алтая и Саян — древние алтайцы — объяснялось на алтайских языках. На Кавказе говорили на кавказских языках. К югу от Кавказского хребта выделились предки грузин.
Северокавказцы раньше других освоили плавку металла (благо он в изобилии имелся на Кавказе) и выделку металлических орудий и оружия, они разводили крупный рогатый скот и свиней, перешли к скотоводству, первыми освоили колесные повозки.
Уральские народы первыми спустили на воду лодки, изобрели лыжи и сани.
Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы переходили к скотоводству и земледелию лесного типа, продолжали развивать охоту и рыболовство. Все вместе здешнее население в суровых условиях леса и лесостепи отставало от набиравших темпы развития народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Двуречья, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития.
Место предков славян среди индоевропейцев. Во II тысячелетии до н. э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течение ряда веков одно целое. И резко отличались от тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе.
В 9ередине II ТЫсячелета«идо н . э . обособились германские племена.лгбалты и славяне составили общую
балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы
10