Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новые явления в русской культуре

§23

Эпоха Ивана Грозного, ее бурные события, связанные с укреплением централизованного государства, превращением России в царство, расправами с боярами, присоединением Казани, опричниной, нашли отражение в фольклоре, памятниках письменности, архитектуре, живописи.

Самым главным явлением русской культуры стало

дальнейшее расширение ее горизонта, масштабов.

Все больше и больше культурные явления в жизни страны оказывались связанными не с историей како- го-то одного княжества, одной земли, но с событиями и идеями единого большого государства. Создатели сказок, былин, пословиц, поговорок, авторы летописей, архитекторы, живописцы ощущали себя жителями огромной и сильной державы. В то же время все больше и больше на их творчество оказывали влияние идея самодержавной власти, опричного террора, воинствующей борьбы Церкви с еретичеством и вольнодумством.

Фольклор в полной мере отразил героев той бурной поры. В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая фигура Ивана Грозного.

Содной стороны, он воспевается как борец с боярами, как защитник бедняков, всех униженных и оскорбленных.

Сдругой стороны, это грозный деспот, который не терпит противоречий.

Висторических песнях царь, его стрельцы и пушкари прославляются за взятие Казани.

Другой любимой фигурой сказок и песен стал ле-

гендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В глазах народа это идеальный герой, смелый, мудрый и справедливый.

Народ в своем творчестве гордится сильной Русью, осознает себя причастным к деяниям государства, несмотря на все жестокости нового режима. А ведь раньше сказки и песни были пронизаны чувством тоски по свободной и вольной доле, задавленной ордынским

307

/

Максим Грек. Рисунок из рукописного собрания его сочинений. XVI в.

Памятник Ивану Федорову в Москве.

Скульптор С.М. Волнухин

сапогом. Слышались в них восторг и гордость от первых побед над ордынцами. Теперь изменилась жизнь, изменилась история народа, другими стали сказки и песни.

Грамотность и книгопечатание. Создание нового государства, реформы центрального и местного управления потребовали все большего количества грамотных людей. Они нужны были и в земских избах, и в приказах. Появились мастера грамоты, которые помогали написать людям челобитную царю, составить завещание или купчую грамоту.

Появились учебники по грамматике и арифметике.

Первую русскую грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек.

При Иване Грозном впервые нескольких способных молодых людей отправили в Константинополь для изучения греческого языка и грамматики, поскольку значительная часть как светской, так и церковной литературы была написана на греческом языке и требовала перевода.

Все чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведенные с греческого, латыни, древнееврейского языков. Иван Грозный владел огромной библиотекой. В его письмах и других сочинениях упоминаются десятки книг. Со смертью царя его знаменитая библиотека исчезла. Куда она подевалась? Где спрятана — в подземельях Московского Кремля , в Александровской слободе? До сих пор эта тайна не разгадана.

Важной вехой в истории русского просвещения стало появление на Руси книгопечатания. Через 100 лет после Гутенберга, в 1564 г., русский мастер Иван Федоров напечатал книгу «Апостол», своеобразный сборник, содержавший наиболее популярные в то время тексты Евангелия и Библии. Затем он выпустил еще несколько книг.

Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в еретическом занятии, в колдовстве. По их понятию, религиозные тексты можно было переписывать только от руки. По их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию.

308


«Апостол»,

Иван Федоров вынужден был переехать в Литву. Там он издал первый русский «Букварь».

«Домострой». Среди первых русских изданий выделяется «Домострой», содержавший руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Его создателем был священник Сильвестр, истовый поборник патриархальных порядков. Сильвестр всячески ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за неукоснительное исполнение церковных обрядов.

Обращаясь к детям, «Домострой» провозглашал:

Чада <...> любите отца своего и матерь свою и послу шайте их, и повинуйтеся им по Боге во всем. И ста

рость

их

чтите.

 

 

 

 

 

«Домострой»

поучал

не

красти <...>,

не

солгати,

не оклеветати,

не

завидети, не обидети,

не

клепати

<„.> не бражничать <...>

не

помнить зла,

не

гневати-

ся ни

на

кого,

к

большим

быти послушну

и

покорну,

к средним — любовно, к меньшим и убогим — привет ну и милостиву.

«Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. Детей надо учить страхом: казни сына своего от юности. Бия <...> по телу, и душу его избавляешь от смерти <..."> Обучая детей, люби их и береги. Отец должен быть строг и деятелен, жена добра, страдолюбива и молча лива, дети — послушны и богобоязненны.

309


Летописи и другие исторические сочинения. Под руководством митрополита Макария, а порой и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых проводилась мысль о преемственности власти византийских императоров и русского царя, идея самодержавной власти.

Этими идеями был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой было 16 тыс. цветных лиц (миниатюр-иллюстраций). Вся русская история в этой летописи неукоснительно шла, по мысли авторов свода, к царской власти Ивана IV.

Идеи самодержавия, божественного происхождения царской власти видны также в «Степенной книге», где шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей, а также в «Казанской истории», рассказывавшей о взятии Казани.

 

Исторические

повести

и

сказания

сообщали

о важнейших событиях времен Ивана

Грозного —

о

походе

на

Новгород,

деяниях

царя,

борьбе

с

иноземцами.

Так, «Повесть о Молодинском сраже-

нии» воспевает

блестящую

победу

русских над

крымским ханом в 1572 г.

 

«Повесть

о

прихождении

Стефана

Батория на Псков»

посвящена

героиче-

ской обороне города.

 

 

 

 

 

 

XVI в. оставил для будущих поколений

и такой

вид литературы, как публицистика, т. е. произведения, написанные на злободневную тему.

 

Такова « Челобитная дворянина

Ивана Пересвето-

ва

царю», в которой он призывал молодого монарха

к

решительной борьбе за укрепление своей власти,

к

ограничению влияния бояр. При

этом Пересветов

вкачестве образца выдвигал Турцию, где все подданные считались слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть и Россию.

Новые явления в искусстве и жизни. Самодержавные претензии Василия III и Ивана Грозного отразились

встроительстве ряда храмов, создатели которых стремились увековечить деяния российских властелинов.

Вчесть рождения Ивана IV Василий III повелел построить церковь Вознесения в селе Коломенском,

310



ставшую чудом тогдашнего каменного зодчества. Это был яркий пример так называемой русской шатровой архитектуры, когда строители создавали однокупольные храмы в виде каменного шатра.

СXVI в. такие храмы украшают Русскую землю.

Вподобном же стиле, но с девятью каменными шатрами был построен и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.

В живописи, а точнее сказать в иконописи, появились элементы реализма, перехода от иконы к портретной и жанровой живописи. Но до подлинного портрета, до настоящей жанровой живописи было еще далеко.

Быт различных слоев народа в эти десятилетия менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как и сотни лет назад. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же развлечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги. Кое-где появились слюдяные и стеклянные окна вместо прежних, затянутых бычьими пузырями.

На жизнь верхних слоев общества влияли расширявшиеся контакты с иностранными государствами. В 1553 г. в устье Северной Двины бросил якорь английский корабль, и вскоре Иван IV принял его

Иван Грозный.

Парсуна. XVII в.

Английское подворье в Москве. XVI в.

311

В О П Р О С Ы И З А Д А Н И Я

к а п и т а н а

Ричарда

Ченслера.

Н а ч а л и с ь

постоянные

торговые

контакты

с Англией.

В с е ч а щ е в

р у с с к у ю

с т о л и ц у п р и е з ж а л и п о с л ы и т о р г о в ц ы из р а з н ы х ев- р о п е й с к и х с т р а н .

В о д е ж д е з н а т н ы х м о с к в и ч е й с т а л и з а м е т н ы за- п а д н ы е н о в и н к и , к о е - к т о и з н и х н а з а п а д н ы й м а н е р стал к о р о т к о с т р и ч ь в о л о с ы , б р и т ь л и ц о .

В д о м а х п о я в и л и с ь ш а х м а т ы , з а п а д н ы е м у з ы - к а л ь н ы е и н с т р у м е н т ы — о р г а н ы , к л а в е с и н ы , к л а в и - к о р д ы . И з Н о в г о р о д а в М о с к в у п р и ш л о м н о г о г о л о с о е

ц е р к о в н о е

пение .

Н о все

э т о б ы л о л и ш ь п е с ч и н к а м и в м о р е с т а р о -

р у с с к о й и

с т а р о м о с к о в с к о й ж и з н и . П о д л и н н ы е пере -

м е н ы б ы л и е щ е в п е р е д и .

1 - К а к и е с о б ы т и я , я в л е н и я , п р о ц е с с ы н а ш л и о т р а ж е н и е в Р у с с к о й к у л ь т у р е X V I в . ?

2.Какие новые мотивы и сюжеты появились в народном фольклоре?

3.Какие изменения российской жизни настоятельно увеличивали потребность в грамотных людях?

4.Почему патриархальные взгляды, выраженные в «Домострое», оказались популярными в народе и определили его быт на несколько столетий?

5.Какие проявления домостроевских порядков можно наблюдать в современной жизни?

6.Какие требования, предъявляемые «Домостроем» к главе семейства, его жене, детям и другим домочадцам, вы предпочли бы передать своим будущим детям и почему?

7.Какие «песчинки» новых веяний в архитектуре, музыке, моде, занятиях, развлечениях населения и т.п. можно было обнаружить в некоторых крупнейших городах России? Какими путями они попали туда?

8.Вообразите, что иноземный гость желает познакомиться со средневековым бытом населения вашего края. Что вы ему посоветуете?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

1.В какой период истории на территории Евразии обитали многие народы с общими жизненными интересами? Покажите территории их расселения на исторической карте.

2.Как многочисленные нерусские этносы стали русскими по менталитету? С участием каких этносов формировалась древнерусская народность?

312