Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 0
Новые явления в русской культуре |
§23 |
Эпоха Ивана Грозного, ее бурные события, связанные с укреплением централизованного государства, превращением России в царство, расправами с боярами, присоединением Казани, опричниной, нашли отражение в фольклоре, памятниках письменности, архитектуре, живописи.
Самым главным явлением русской культуры стало
дальнейшее расширение ее горизонта, масштабов.
Все больше и больше культурные явления в жизни страны оказывались связанными не с историей како- го-то одного княжества, одной земли, но с событиями и идеями единого большого государства. Создатели сказок, былин, пословиц, поговорок, авторы летописей, архитекторы, живописцы ощущали себя жителями огромной и сильной державы. В то же время все больше и больше на их творчество оказывали влияние идея самодержавной власти, опричного террора, воинствующей борьбы Церкви с еретичеством и вольнодумством.
Фольклор в полной мере отразил героев той бурной поры. В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая фигура Ивана Грозного.
Содной стороны, он воспевается как борец с боярами, как защитник бедняков, всех униженных и оскорбленных.
Сдругой стороны, это грозный деспот, который не терпит противоречий.
Висторических песнях царь, его стрельцы и пушкари прославляются за взятие Казани.
Другой любимой фигурой сказок и песен стал ле-
гендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В глазах народа это идеальный герой, смелый, мудрый и справедливый.
Народ в своем творчестве гордится сильной Русью, осознает себя причастным к деяниям государства, несмотря на все жестокости нового режима. А ведь раньше сказки и песни были пронизаны чувством тоски по свободной и вольной доле, задавленной ордынским
307
/
Максим Грек. Рисунок из рукописного собрания его сочинений. XVI в.
Памятник Ивану Федорову в Москве.
Скульптор С.М. Волнухин
сапогом. Слышались в них восторг и гордость от первых побед над ордынцами. Теперь изменилась жизнь, изменилась история народа, другими стали сказки и песни.
Грамотность и книгопечатание. Создание нового государства, реформы центрального и местного управления потребовали все большего количества грамотных людей. Они нужны были и в земских избах, и в приказах. Появились мастера грамоты, которые помогали написать людям челобитную царю, составить завещание или купчую грамоту.
Появились учебники по грамматике и арифметике.
Первую русскую грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек.
При Иване Грозном впервые нескольких способных молодых людей отправили в Константинополь для изучения греческого языка и грамматики, поскольку значительная часть как светской, так и церковной литературы была написана на греческом языке и требовала перевода.
Все чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведенные с греческого, латыни, древнееврейского языков. Иван Грозный владел огромной библиотекой. В его письмах и других сочинениях упоминаются десятки книг. Со смертью царя его знаменитая библиотека исчезла. Куда она подевалась? Где спрятана — в подземельях Московского Кремля , в Александровской слободе? До сих пор эта тайна не разгадана.
Важной вехой в истории русского просвещения стало появление на Руси книгопечатания. Через 100 лет после Гутенберга, в 1564 г., русский мастер Иван Федоров напечатал книгу «Апостол», своеобразный сборник, содержавший наиболее популярные в то время тексты Евангелия и Библии. Затем он выпустил еще несколько книг.
Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в еретическом занятии, в колдовстве. По их понятию, религиозные тексты можно было переписывать только от руки. По их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию.
308
«Апостол»,
Иван Федоров вынужден был переехать в Литву. Там он издал первый русский «Букварь».
«Домострой». Среди первых русских изданий выделяется «Домострой», содержавший руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Его создателем был священник Сильвестр, истовый поборник патриархальных порядков. Сильвестр всячески ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за неукоснительное исполнение церковных обрядов.
Обращаясь к детям, «Домострой» провозглашал:
Чада <...> любите отца своего и матерь свою и послу шайте их, и повинуйтеся им по Боге во всем. И ста
рость |
их |
чтите. |
|
|
|
|
|
|
«Домострой» |
поучал |
не |
красти <...>, |
не |
солгати, |
|||
не оклеветати, |
не |
завидети, не обидети, |
не |
клепати |
||||
<„.> не бражничать <...> |
не |
помнить зла, |
не |
гневати- |
||||
ся ни |
на |
кого, |
к |
большим |
быти послушну |
и |
покорну, |
к средним — любовно, к меньшим и убогим — привет ну и милостиву.
«Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. Детей надо учить страхом: казни сына своего от юности. Бия <...> по телу, и душу его избавляешь от смерти <..."> Обучая детей, люби их и береги. Отец должен быть строг и деятелен, жена добра, страдолюбива и молча лива, дети — послушны и богобоязненны.
309
Летописи и другие исторические сочинения. Под руководством митрополита Макария, а порой и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых проводилась мысль о преемственности власти византийских императоров и русского царя, идея самодержавной власти.
Этими идеями был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой было 16 тыс. цветных лиц (миниатюр-иллюстраций). Вся русская история в этой летописи неукоснительно шла, по мысли авторов свода, к царской власти Ивана IV.
Идеи самодержавия, божественного происхождения царской власти видны также в «Степенной книге», где шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей, а также в «Казанской истории», рассказывавшей о взятии Казани.
|
Исторические |
повести |
и |
сказания |
сообщали |
|||
о важнейших событиях времен Ивана |
Грозного — |
|||||||
о |
походе |
на |
Новгород, |
деяниях |
царя, |
борьбе |
||
с |
иноземцами. |
Так, «Повесть о Молодинском сраже- |
||||||
нии» воспевает |
блестящую |
победу |
русских над |
|||||
крымским ханом в 1572 г. |
|
«Повесть |
о |
прихождении |
||||
Стефана |
Батория на Псков» |
посвящена |
героиче- |
|||||
ской обороне города. |
|
|
|
|
|
|||
|
XVI в. оставил для будущих поколений |
и такой |
вид литературы, как публицистика, т. е. произведения, написанные на злободневную тему.
|
Такова « Челобитная дворянина |
Ивана Пересвето- |
ва |
царю», в которой он призывал молодого монарха |
|
к |
решительной борьбе за укрепление своей власти, |
|
к |
ограничению влияния бояр. При |
этом Пересветов |
вкачестве образца выдвигал Турцию, где все подданные считались слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть и Россию.
Новые явления в искусстве и жизни. Самодержавные претензии Василия III и Ивана Грозного отразились
встроительстве ряда храмов, создатели которых стремились увековечить деяния российских властелинов.
Вчесть рождения Ивана IV Василий III повелел построить церковь Вознесения в селе Коломенском,
310
ставшую чудом тогдашнего каменного зодчества. Это был яркий пример так называемой русской шатровой архитектуры, когда строители создавали однокупольные храмы в виде каменного шатра.
СXVI в. такие храмы украшают Русскую землю.
Вподобном же стиле, но с девятью каменными шатрами был построен и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.
В живописи, а точнее сказать в иконописи, появились элементы реализма, перехода от иконы к портретной и жанровой живописи. Но до подлинного портрета, до настоящей жанровой живописи было еще далеко.
Быт различных слоев народа в эти десятилетия менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как и сотни лет назад. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же развлечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги. Кое-где появились слюдяные и стеклянные окна вместо прежних, затянутых бычьими пузырями.
На жизнь верхних слоев общества влияли расширявшиеся контакты с иностранными государствами. В 1553 г. в устье Северной Двины бросил якорь английский корабль, и вскоре Иван IV принял его
Иван Грозный.
Парсуна. XVII в.
Английское подворье в Москве. XVI в.
311
В О П Р О С Ы И З А Д А Н И Я
к а п и т а н а |
Ричарда |
Ченслера. |
Н а ч а л и с ь |
постоянные |
торговые |
контакты |
с Англией. |
В с е ч а щ е в |
р у с с к у ю |
с т о л и ц у п р и е з ж а л и п о с л ы и т о р г о в ц ы из р а з н ы х ев- р о п е й с к и х с т р а н .
В о д е ж д е з н а т н ы х м о с к в и ч е й с т а л и з а м е т н ы за- п а д н ы е н о в и н к и , к о е - к т о и з н и х н а з а п а д н ы й м а н е р стал к о р о т к о с т р и ч ь в о л о с ы , б р и т ь л и ц о .
В д о м а х п о я в и л и с ь ш а х м а т ы , з а п а д н ы е м у з ы - к а л ь н ы е и н с т р у м е н т ы — о р г а н ы , к л а в е с и н ы , к л а в и - к о р д ы . И з Н о в г о р о д а в М о с к в у п р и ш л о м н о г о г о л о с о е
ц е р к о в н о е |
пение . |
Н о все |
э т о б ы л о л и ш ь п е с ч и н к а м и в м о р е с т а р о - |
р у с с к о й и |
с т а р о м о с к о в с к о й ж и з н и . П о д л и н н ы е пере - |
м е н ы б ы л и е щ е в п е р е д и .
1 - К а к и е с о б ы т и я , я в л е н и я , п р о ц е с с ы н а ш л и о т р а ж е н и е в Р у с с к о й к у л ь т у р е X V I в . ?
2.Какие новые мотивы и сюжеты появились в народном фольклоре?
3.Какие изменения российской жизни настоятельно увеличивали потребность в грамотных людях?
4.Почему патриархальные взгляды, выраженные в «Домострое», оказались популярными в народе и определили его быт на несколько столетий?
5.Какие проявления домостроевских порядков можно наблюдать в современной жизни?
6.Какие требования, предъявляемые «Домостроем» к главе семейства, его жене, детям и другим домочадцам, вы предпочли бы передать своим будущим детям и почему?
7.Какие «песчинки» новых веяний в архитектуре, музыке, моде, занятиях, развлечениях населения и т.п. можно было обнаружить в некоторых крупнейших городах России? Какими путями они попали туда?
8.Вообразите, что иноземный гость желает познакомиться со средневековым бытом населения вашего края. Что вы ему посоветуете?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ
1.В какой период истории на территории Евразии обитали многие народы с общими жизненными интересами? Покажите территории их расселения на исторической карте.
2.Как многочисленные нерусские этносы стали русскими по менталитету? С участием каких этносов формировалась древнерусская народность?
312