Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5244

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р о с с и й с к а я педагогическая энциклопедия

   

   

Выберите букву, с которой начинается искомое слово

 

А б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я

    

   

От редколлегии

Информация о I томе

Информация о II томе

Инструкция к электронной версии

   

  

   

Москва

БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

1993-1999

Электронное оформление

"СВОБОДНЫЙ ДОСТУП"

2003

От редколлегии

 

Российская педагогическая энциклопедия - справочное издание, имеющее целью представить по возможности полный в современных условиях свод обобщённой и систематизированной информации в области теории и практики образования. Это издание предназначено педагогам-практикам всех специальностей, научным работникам и студентам, испытывающим потребность в достоверных и объективных сведениях по теории, истории, методологии, методике психолого-педагогнческих наук и по различным образовательным системам. Поскольку многие педагогические явления и закономерности носят междисциплинарный характер, энциклопедия в значительной мере ориентирована и на специалистов смежных отраслей - психологии, философии, социологии и др. Вместе с тем читатели (и прежде всего родители и воспитатели детей любого возраста), интересующиеся проблемами образования и становления личности, найдут здесь разнообразные материалы но этим проблемам.

В нашей стране есть опыт издания подобных трудов. Однако вышедшая в 1927—29 Педагогическая энциклопедия в 3 тт. под ред. А. Г. Калашникова сегодня представляет собой скорее историко-научный, нежели справочный источник. В известной мере то же можно сказать о двухтомном Педагогическом словаре (1960—61) и четырёхтомной Педагогической энциклопедии (1964- 1968).

Создатели энциклопедии отдают себе отчёт в том, что ни одно научно-справочное издание, особенно гуманитарного профиля, не может претендовать на то, чтобы считаться полностью независимым от идейных течений своего времени, научных традиций, а порой и эмоциональных пристрастий. Аналогичные издания прошлых лет несут на себе отпечаток своей эпохи. В последние десятилетия, и особенно в последние несколько лет, в сфере психолого-педагогического знания происходит переоценка многих казавшихся ранее безусловными теорий и фактов. Накоплен и немалый опыт - как позитивный, так и, необходимо признать, негативный - в сфере образования.


Российская педагогическая энциклопедия стремится максимально объективно отразить современный уровень развития отечественной педагогической науки и практики. Сложный и противоречивый этап в жизни государства и общества не может не отражаться на состоянии педагогики и системы образования. Поэтому материал, представленный в энциклопедии, несёт на себе отпечаток тех общественных тенденций, которые, даже не оформившись окончательно, определяют сейчас развитие педагогической науки и практики.

Для укоренившегося у нас восприятия энциклопедической литературы характерна её оценка читателем как нормативного источника. С современных позиций этот взгляд не может считаться оправданным, поскольку в области гуманитарного знания вообще и педагогики в частности монополия на истину отнюдь не служит делу творческого подхода к рассматриваемой тематике. Безусловно, фактический материал, представленный в энциклопедии, тщательно проверен. Что же касается определений, даваемых тому или иному понятию, а также научных трактовок различных явлений и фактов, то редколлегия отказалась от попыток сформулировать их в окончательном варианте. В современной науке ряд понятий имеет много определений, не всегда согласующихся друг с другом. Научная трактовка тех или иных явлений также осуществляется с разных позиций. Поэтому в большинстве случаев содержание проблемной статьи отражает главным образом позицию написавшего её специалиста. Текст статей энциклопедии в этой связи не может и не должен служить непререкаемым аргументом в научной дискуссии. В частности, библиография при статьях включает и источники, отражающие и иные, нежели авторский, подходы к проблеме. В этом отчасти и проявляется одна из целей энциклопедии - стимулировать научную мысль и творческий поиск.

Объединяющим стержнем различных авторских подходов служила общая тенденция - гуманизация педагогической науки и практики, прежде всего обучения и воспитания в современной школе.

В свете выявившихся тенденций в современной педагогике содержание энциклопедии по сравнению с предшествовавшими изданиями аналогичного профиля претерпело существенные изменения. Создатели энциклопедии стремились освободить текст от идеологических штампов и установок, господствовавших в отечественной педагогике на протяжении десятилетий. Материал, посвящённый отечественным и зарубежным учёным и их взглядам, а также зарубежному педагогическому опыту, представлен по возможности объективно, без однозначного оценивания. Критический разбор различных теорий и подходов уступил место изложению и комментариям. Информация, представляемая таким образом в энциклопедии, достаточна, чтобы читатель мог выделить рациональное зерно в той или иной позиции и вынести собственную оценку.


В целом объединяющей позицией многочисленных авторов энциклопедии выступило признание детства как самоценного, уникального этапа в жизни человека, а также утверждение права каждого ребёнка на полноценное образование в соответствии с его способностями и склонностями. Главный акцент сделан на очевидные преимущества демократичных форм воспитания и обучения над авторитарными подходами. Авторы также стремились подчеркнуть идею необходимой преемственности позитивных исторических и национальных традиций в деле образования и воспитания.

Становление личности составляет не узкопедагогическую, а общечеловеческую проблему. К ней было приковано внимание мыслителей разных эпох, в том числе и тех, кого традиционно не принято относить к педагогам, но чьи рассуждения о природе человека сыграли важную роль в развитии педагогической мысли. В энциклопедии некоторым таким крупным фигурам посвящены отдельные статьи, которые не отражают всей полноты взглядов того или иного учёного или писателя, но ориентированы на изложение его концепции в соответствии со спецификой данного издания.

Отдельные понятия включены в педагогическую энциклопедию впервые. Это ряд психологических понятий, которым прежде уделялось недостаточно внимания, но которые имеют принципиальное значение для педагогики. Это и некоторые понятия философии и этики, без уяснения которых суждения о гуманизации образования теряют научную почву. Сведения из области медицины, физиологии, анатомии, морфологии и т. п. представлены довольно лаконично, т. к. лишь косвенным образом связаны с педагогической проблематикой и могут быть почерпнуты из иных источников.

Материал в Российской педагогической энциклопедии представлен в форме, традиционно принятой в отечественных энциклопедических изданиях. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Термины, состоящие из двух и более слов, помещаются таким образом, чтобы на первом месте стояло слово, несущее логическое ударение (например, Кризисы возрастные), за исключением случаев устоявшихся словосочетаний (например, Возрастная психология). В некоторых случаях допускается инверсия (например, Народов Севера институт). В необходимых случаях даются этимологические справки. Связи между различными статьями устанавливаются при помощи ссылок (название соответствующей статьи в тексте другой статьи даётся курсивом). В целях компактности изложения использованы принятые в энциклопедии сокращения, список которых приводится на с. 7—8.


Редколлегия выражает благодарность всем организациям и лицам, принявшим участие в создании Российской педагогической энциклопедии.


Российская

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

В ДВУХ ТОМАХ

 

ТОМ I

(А-Л)

 

Председатель Научно-редакционного совета издательства А. М. ПРОХОРОВ

Главный редактор В. Г. ПАНОВ

Заместители главного редактора: В. И. БОРОДУЛИН, А. П. ГОРКИН, А. А. ГУСЕВ, Н. М. ЛАНДА

 

Москва

Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»

1993

 

Главный редактор В. В. ДАВЫДОВ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Э. Д. ДНЕПРОВ (заместитель главного редактора),

В. П. ЗИНЧЕНКО, И. С. КОН, В. Я. ЛАКШИН,

И. Я. ЛЕРНЕР, А. В. МУДРИК, Б. М. ЙЕМЕНСКИЙ,

А. В. ПЕТРОВСКИЙ, М. А. ПРОКОФЬЕВ,

М. Н. СКАТКИН, Н. М. ШАХМАЕВ.

 

37(03) P76

Редакция педагогики и народного образования

Зав. редакцией Ю. H. KOPOTKOB, Д. В. ИГНАТЬЕВ,

ведущие науч. редакторы Л. С. ГЛЕБОВА, О. Д. ГРЕКУЛОВА, С. Р. МАЛКИНА.

науч. редакторы С. С. СТЕПАНОВ, А. О. ТОЛСТИХИНА, И. В. ШАДРИНА,

редактор Н. В. ЛАРИОНОВА.

В подготовке издания принимали участие:

Зам. главного редактора издательства, доктор геогр. наук А. П. ГОРКИН.

Консультант А. И. ФОТЕЕВА.

Ведущий науч. редактор Научно-редакционного совета кандидат филол. наук Г. В. ЯКУШЕВА.

Зав. редакцией философии кандидат филос. наук Н. М. ЛАНДА.

Группа медицины - науч. редактор кандидат биол. наук Н. Е. ВЕСЕНИНА.

Редакция словника - науч. редакторы Т. А. СВИРИДОВА, Л. П. СИДОРОВА.

Литературно-контрольная рслакгия - зав. редакцией Г. И. ЗАМАНИ, Т. Н. ПАРФЁНОВА, ст. редактор И. И. ПЕТРОВА, редакторы Г. И. ЛЕМЕШОНОК, Н. Г. РУДНИЦКАЯ.

Группа библиографии - ст. науч. редактор В. А. СТУЛОВ, ст. редакторы 3. С. ИЗМАЙЛОВА, Т. Н. КОВАЛЕНКО.

Группа транскрипции и этимологии - науч. редакторы Е. Л. РИФ, Н. К. ТОЛМАЧЁВА, М. С. ЭПИТАШВИЛИ.

Группа проверки и сопоставления фактов - руководитель группы Т. В. ЖУКОВА, науч. редактор кандидат искусствоведения М. В. ЕСИПОВА, редакторы Е. В. АДАМОВА, Н. И. РОДИНА, И. С. РЯХОВСКАЯ, Г. Ф. СЕРПОВА.

Контрольно-диспетчерская служба - руководитель Г. С. ШУРШАКОВА, редакторы Т. И. КРАСОВИЦКАЯ, А. В. САВИНА.

Техническая редакция- зав. редакцией Р. Т. НИКИШИНА, технич. редактор Т. Ф. АЛЕКСАНДРОВА.