ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5259
Скачиваний: 25
ЦНС - центральная нервная система
ч - час
ч - часть
чел - человек
четв - четверть
чл - член
ч -к - член-корреспондент
шк -школьный
ШКМ - школа крестьянской молодежи, школа колхозной молодежи
ШРМ - школа рабочей молодежи
ШСМ - школа сельской молодежи
шт - штат, штука
ЭВМ - электронно-вычислительная машина
экз - экземпляр
экон - экономический
эксперим - экспериментальный
этногр -этнографический
Ю - юг
ЮАР - Южно-Африканская Республика
юж - южный
ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
юрид - юридический
яз - язык
Примечание 1. Применяются сокращения слов, обозначающих государственную, языковую или национальную принадлежность (напр, англ - английский, рус -русский), название месяцев (напр, апр -апрель, апрельский) 2 В прилагательных и причастиях допускается отсечение окончаний и суффиксов «альный», «анный», «ельный», «ельский», «енный», «еский», «ионный» и др (напр, центр, иностр, значит, издат, естеств, практич, демонстрац и др)
Сокращения в названиях распространенных научных периодических изданий
ВЛУ - «Вестник ЛГУ» ВМУ - «Вестник МГУ» ВП - «Вопросы психологии» ВФ - «Вопросы философии» ВЯ - «Вопросы языкознания»
ДАН - «Доклады Академии наук СССР» ИАН - «Известия Академии наук СССР» ПЖ - «Психологический журнал» ТОДРЛ - «Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы»
УЗ - «Ученые записки»
ЧОИДР - «Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете»
Сокращения в названиях педагогических периодических изданий
БШ - «Биология в школе»
ВВШ - «Вестник высшей школы»
ВШ - «Воспитание школьников»
ГШ - «География в школе»
ДВ - «Дошкольное воспитание»
ЖМНП - «Журнал Министерства народного
просвещения» ИАПН - «Известия Академии педагогических
наук»
ИЯШ - «Иностранные языки в школе» ЛШ - «Литература в школе» МШ - «Математика в школе» НО - «Народное образование» НШ - «Начальная школа» II - «Педагогика»
ПИШ - «Преподавание истории в школе» ПТО - «Профессионально-техническое образование»
РЯНШ - «Русский язык в национальной школе»
РЯСШ - «Русский язык в советской школе»
РЯШ - «Русский язык в школе»
СП - «Советская педагогика»
ССО - «Среднее специальное образование»
СШ - «Семья и школа»
УГ - «Учительская газета»
ФШ - «Физика в школе»
ХШ - «Химия в школе»
ШИП - «Школа и производство»
«Российская педагогическая энциклопедия» - свод сведений по проблемам образования и воспитания. Она содержит свыше 2000 статей, посвященных теории, истории, методологии психолого-педагогических наук. Освещаются история и современное состояние систем образования в России и за рубежом. В центре внимания - становление личности школьника. Энциклопедия рассчитана на учителей и других специалистов в области образования, студентов педагогических вузов, а также родителей и всех тех, кто интересуется вопросами педагогики и гуманитарного знания.
УДК 37(03) ББК 74 я2
Лицензия № 0101144 от 140197. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК—005 93, том 2, 953000. Сдано в набор 25 06 96 Подписано в печать 18 09 96 Формат издания 84 х 108'/16 Бумага офсетная № 1 Гарнитура Таймс. Печать офсетная Объем издания 70,56 усл. печ. л., 70,56 усл. кр.-отт., 134,47 уч.-изд. л. Тираж 5000 экз. Заказ 1611. С. 2.
Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 109028, Москва, Покровский бульвар, 8 АООТ «Тверской полиграфический комбинат» 170024, Тверь, проспект Ленина, 5.
Обратите внимание!
1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания; 2. После автоматической чистки текст не выверялся на наличие ошибок, из-за чего в нём замечен ряд недостатков: - могут встречаться пропущенные или неверно распознанные знаки пунктуации и символы, а также буквы и слова в неверном регистре, лишние пробелы и символы; - все буквы, не входящие в алфавиты русского и немецкого языков, утрачены и заменены на наиболее близкие к ним по начертанию символы алфавитов двух упомянутых языков; - утрачены все ударения; - гарнитура шрифта и форматирование текста могут отличаться от оригинальных; - теоретически некоторые блоки текста могут располагаться в неверном порядке (недостатки модуля сегментирования в программе OCR).
Использование
Выбрав ссылку с нужной буквой, используйте функцию "Поиск с учётом регистра" вашего браузера. В строку поиска вводите ключевое слово статьи ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Если с помощью поиска нужную статью найти не удаётся, то, возможно, в заглавии статьи содержится орфографическая ошибка. В этом случае нужную статью придётся искать вручную через прокрутку :-). Для навигации используйте кнопки браузера "НАЗАД" и "ВПЕРЁД".
А
АБАЙ КУНАНБАЕВ [29.7(10.8).1845, Чингизские Горы, ныне с. Караул Абайского р-на Семипалатинской обл., — 23.6 (6.7). 1904, там же], казах, поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казах, лит-ры. Учился в медресе в Семипалатинске, самостоятельно изучил перс, язык. На формирование его мировоззрения оказали влияние гуманистич. идеи Низами, Навои и др., взгляды рус. демократов. А. К. получил известность среди казахов как знаток нар. жизни, обычаев, судейских решений по тяжбам и др., как автор мн. сатирич. стихов, к-рые заучивались казах, молодёжью. В стихах и прозаич. «Словах назидания» высказал просветительские идеи.
Причину большинства пороков казах, общества А. К. видел в невежестве, к-рое распространяется из-за отсутствия правильно организованного обучения детей. Существовавшие в Семипалатинской области неск. правительств, школ-пансионатов для казахов не обеспечивали образование детей кочевников. Надежды на просвещение народа А. К. связывал с обучением юношей и девушек в рус. школах. В обучение рекомендовал включать общие элементарные знания, сведения о культуре Востока и Запада, казах, и рус. народов. Он предлагал обучать детей и молодёжь как родному, так и русскому языкам, видя в этом ключ к осмыслению мира и нац. культур и путь к равноправному положению казахов среди др. народов. По убеждению А. К., широкое общее образование развивает ум, волю, мировоззрение человека, способствует его устремлённости к истине и справедливости. А. К. поощрял серьёзное отношение молодёжи к учению, самостоят, овладение навыками, полезными в повседневной жизни.
В произв. А. К. большое внимание уделено нравств. и трудовому воспитанию молодёжи, решающую роль в к-ром он отводил семье, гл. обр. положит, примеру родителей и старших родственников. В нравств. совершенствовании человека А. К. особое значение придавал поэзии и музыке. По А. К., благородство человека зависит от развитости чувства прекрасного. А. К. перевёл на казах, яз. стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, басни И. А. Крылова. Идеи рус.-казах, культурного сотрудничества, высказанные А. К., оказали значит, влияние на обществ, мысль в Казахстане. Произв. А. К. впервые изданы на казах, яз. в Петербурге в 1909.
Соч.: на казах, яз. — Поли, собр. соч., т. 1 — 2, А.-А., 1977; в рус. пер. — Избр., М., 1981; Слова назидания. А.-А., 1982.
Лит.: Тажибаев Т. Т., Филос., пси-хол. и пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1957; А у эз о в М. О., Абай Кунанбаев. Ст. и иссл., [А.-А., 1967]; Сомбае/в А. И., Просветитель-демократ Абай Кунанбаев, СП, 1970, №8; Шаймерденова К.. Пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1990.
Г. М. Храпченков.
АБАКУМОВ Сергей Иванович [23.5 (4.6).1890, Чебоксары, — 7.5.1949, Москва], языковед, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1947). Окончил ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1912). Вёл преподавательскую и науч. работу в вузах и н.-и, учреждениях Москвы, в т. ч. в МГПИ им. В. И. Ленина (1933—41), НИИ методов обучения АПН (1944—49). Рассматривая лингвистику и методику преподавания в тесной связи, А. исходил из необходимости дать ученикам представление о рус. яз. как о целостной системе. Он указывал на практич. важность упражнений для овладения осн. нормами грамматически правильной и стилистически упорядоченной лит. речи. Разработал примерную классификацию стилистич. ошибок, программу работы по стилистике в школе. Придавал большое значение развитию речи учащихся, разработал оригинальную теорию и методику чтения («Творческое чтение», 1925). Его идеи о необходимости «активного» чтения, творч. усвоения текста, о различном метод, подходе к чтению деловых и худож. текстов, о методах ведения вопросо-ответной беседы и др. актуальны и для совр. методики чтения. А. изложил теоретич. и лингви-стич. основы рус. пунктуации и на этой базе разработал методику обучения пунктуации в ср. школе.
Значит, внимание А. уделял проблемам преподавания рус. яз. в вузе, подготовке пед. кадров. Его книга «Совр. рус. лит. язык» (1942) — первый учебник-пособие для пед. вузов, в к-ром полно и систематически изложены все разделы программы и дан краткий обзор истории грамматич. учений.
Соч.: На путях к новому учебнику, в. 1 — 2, Ми925—27; Учебник рус. грамматики. Опыт применения принципов науч. грамматики к шк.-грамматич. практике, Л., 1926; Сб. упражнений по правописанию, Ми939; Методика пунктуации, M., 1954.
ЛитТекучев А. В., С. И. Абакумов как методист и лингвист, РЯШ, 1959, №5; Кудрявцев В. Д., Труды проф. С. И. Абакумова, там же, 1975, МИ 3.
АБАСЗАДЕ Абас-Кули Агабала оглы [10(23).4.1906, Тебриз, Иран, — 18.2.1969, Баку], азерб. физик, методист, ч.-к. АПН СССР (1967; ч.-к. АПН РСФСР с 1957), дер физ.-мат. наук, проф. (1954). Окончил физ.-мат. ф-ты Азерб. высш. пед. ин-та (1926) и Азерб. ун-та (1930). С 1924 преподавал в уч. заведениях Баку, с 1934 зав. кафедрой общей и теоретич. физики Азерб. VIIИ им. В. И. Ленина. Редактировал журналы «Производств, обучение в школе» (1958—60, на азерб. яз.) и «Преподавание физики и математики» (1969, на азерб. яз.). Организовал при пед. ин-те первую в республике школу юных физиков; разработал систему подготовки будущих физиков-преподавателей и исследователей. А. — один из авторов книг (в рус. пер.) «О преподавании физики в ср. школе» (1962) и «Основы методики преподавания физики» (1965), в к-рых сформулировал закономерности дифференциации обучения и, пути формирования мировоззрения школьников на базе естеств.-науч. дисциплин. 3.И. Каралов.
АБОВЯН Хачатур [окт. 1809, с. Канакер, ныне в черте Еревана, — 2(14) апр. 1848], арм. просветитель-демократ, основоположник новой арм. лит-ры и нового арм. лит. языка, педагог. Учился в Эчмиадзине (1819—22), в Нерсесянском уч-ще в Тбилиси (1822—26), где его наставником был А.Аламдарян. Будучи секретарём и переводчиком в резиденции католикоса в Эчмиадзине, А. изучал памятники древне-арм. культуры. В 1830—35 учился в Дер-птском (ныне Тартуский) ун-те. В 1837 стал смотрителем уездного уч-ща в Тбилиси. В 1843 перевёлся на ту же должность в Ереван.
А. — основоположник арм. демокр. педагогики. С позиций просветительства выступил за расширение образовательных ориентиров нар. школ. Их подлинное предназначение видел в воспитании со-знат. патриота, своим трудом способствующего культурному и хоз. подъёму родины. Эту задачу он стремился решить преобразованием системы шк. обучения арм. детей. Сторонник светской школы, всеобщего нач. обучения (бесплатного для неимущих). Осн. шк. предметами считал естествознание, историю, языки. Ввёл трудовое обучение, включавшее овладение рациональными приёмами] ведения с. х-ва. Значит, внимание уделял физич. и эстетич. воспитанию учащихся. В 1838- 1843 содержал частный пансион, в к-ром готовил учителей арм. нар. школ.