Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ № 5. Развитие коммерческого права в России

Становление и развитие коммерческого права в России проходи7 ло по основным этапам, связанным с историческим развитием Рос7 сийского государства:

1)дореволюционный этап;

2)советский этап;

3)постсоветский (современный) этап.

До 1917 г. в России торговые отношения регулировались раз личными законодательными актами гражданского права, и ни когда не было самостоятельного торгового кодекса. В дореволю7

ционном этапе развития коммерческого права выделяются два основных периода.

1.Зарождение российского торгового права пришлось на се редину XVII в. В это время были приняты:

1) Соборное Уложение 1649 г.;

2) Торговый Устав 1653 г.;

3) Новоторговый Устав 1667 г.

Особая глава Уложения 1649 г. была посвящена городам. Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторго вый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независи мости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье.

2.Зарождение российского капиталистического торгового права пришлось на конец XIX — начало ХХ вв. В 1887 г. был при нят Торговый устав, а в 1903 г., когда появилась необходимость упорядочить торговую деятельность различных обществ, он был переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроиз водства, который определил порядок создания и деятельности

13

коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом.

Особенностью советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В 1917 г. утратили силу все прежние Уставы, регламентирующие порядок торгового оборота. В совет ский период, когда экономика являлась полностью государ ственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно правовые и имущест венно стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, ком мерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось.

Всовременной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права

вРоссии происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недо статочно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого права. В то же время пробелы и недостатки в правовом регулиро вании тормозят развитие коммерческих отношений. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом.

Указом Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. «Об обще правовом классификаторе отраслей законодательства» был утверж ден Общеправовой классификатор отраслей законодательства, где выделено законодательство о торговле.

Принятый в 1994 2001 гг. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) совершенствует регулирование имуществен ных отношений, тем не менее много видов правовых отношений

всфере торгового оборота осталось вне пределов регулирования ГК РФ. Это, например, организация бирж, деятельность посред ников, приемка продукции, возврат тары и др. В Российской Федерации издан Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300 I «О защите прав потребителей», который предусматривает воз можности защиты прав гражданина от злоупотреблений со сторо ны производителя.

Внастоящее время становление коммерческого права в Рос сии продолжается. Во второй половине 2006 г. вступили в силу

федеральные законы: Федеральный закон от 13 марта 2006 г.

38 ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 26 июля 2006 г.

135 ФЗ «О защите конкуренции».

14


ЛЕКЦИЯ № 6. Источники коммерческого права РФ

Источник права — нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения. В Рос сийской Федерации принято большое количество нормативных актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Коммерческое законодательство представляет собой норматив ные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

По юридической силе источники коммерческого права подразде7 ляются следующим образом:

1)Конституция РФ;

2)Федеральные законы;

3)подзаконные нормативно правовые акты;

4)законы и иные акты субъектов РФ;

5)нормативные правовые акты СССР, которые продолжают действовать в той части, в которой они не противоречат совре менному законодательству;

6)международные договоры, действующие в РФ.

Конституция РФ является базой для любой отрасли права, опре

деляет фундаментальные положения и основополагающие прин ципы коммерческого права. Это:

1)единство экономического пространства на территории России;

2)свобода предпринимательской и иной экономической дея тельности;

3)свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

4)поддержка конкуренции;

5)закрепление права частной собственности наравне с дру гими формами собственности;

6)свободное использование способностей на труд;

7)право граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д. Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных

как для гражданского, так и для коммерческого права. Граждан

15

ский кодекс РФ закрепляет базовые принципы коммерческих отношений. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регули7 рующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:

1)Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 «Об утверждении Устава автомобильного транс порта РСФСР»;

2)Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60 ФЗ (ВК РФ);

3)Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81 ФЗ (КТМ РФ);

4)Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24 ФЗ (КВВТ РФ);

5)Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В области коммерческого права можно привести примеры сле7

дующих федеральных законов:

1)Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребите лями и изготовителями, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; регламентирует получение информации о това рах и об их изготовителях; определяет механизм реализации этих прав;

2)Федеральный закон «О защите конкуренции». Им опреде ляются организационные и правовые основы защиты конку ренции, в том числе предупреждения и пресечения:

а) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; б) недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Целями этого закона являются обеспечение единства эко номического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективно го функционирования товарных рынков;

3)Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 ФЗ «О тех ническом регулировании». Этот закон обязывает производите лей тары обеспечивать требования, которые отвечают безопас ности и высокому качеству; он также обязывает производителей ряда товаров сертифицировать свою продукцию;

16


4)Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383 I «О товарных бир жах и биржевой торговле»;

5)Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340 I «О торгово промыш ленных палатах в Российской Федерации»;

6)Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520 I «О товарных зна ках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхожде ния товаров»;

7)ряд других законов.

К подзаконным нормативным актам относятся:

1)Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов;

2)Постановления Правительства РФ, принимаемые для развития и исполнения законов;

3)государственные стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные Госстандартом и дру гими компетентными органами;

4)акты министерств и ведомств, направленные на исполне ние законов, указов Президента РФ, постановлений Прави тельства РФ.

В РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР:

1)Инструкция о порядке приемки продукции производствен но технического назначения и товаров народного потреб ления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П 6;

2)Инструкция о порядке приемки продукции производ ственно технического назначения и товаров народного потреб ления по качеству, утвержденная постановлением Госарбит ража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П 7 и др.

Важнейшими международными документами в области коммер7

ческого права являются:

1)Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международ ной купли продажи товаров;

2)Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к догово рам международной купли продажи;

3)иные документы.

Субъекты РФ в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты в сфере регулирования товарного оборота, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

17

ЛЕКЦИЯ № 7. Субъекты коммерческого права

Субъектами коммерческого права могут являться не все участ ники гражданско правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), кото рые имеют специальное разрешение на проведение профессио нальной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:

1)юридические лица;

2)граждане предприниматели;

3)специальные субъекты.

Физические лица не являются субъектами коммерческого права.

Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физи ческие и юридические лица, которые осуществляют профессио нальную деятельность по доведению товара от производителя

кпотребителям.

ВРоссийской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, если они в установ ленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпри нимателей. Такая регистрация в качестве гражданина предпри нимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Помимо прав, регистрация в качестве гражданина предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданско правовую ответ ственность. Гражданин предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответ чика.

Субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Юридическое лицо — организация, которая имеет в соб ственности, хозяйственном ведении или оперативном управле нии обособленное имущество и отвечает по своим обязатель ствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

18


Специальные субъекты товарного рынка не совершают сде лок, а создают возможности другим лицам совершать сделки.

Ктаким организациям относятся, к примеру:

1)товарные биржи;

2)оптовые ярмарки;

3)посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агент ские фирмы).

Всех специальных субъектов торговой деятельности можно

объединить в две группы:

1)специальные субъекты товарного рынка, которые непо средственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам. К таким

организациям можно отнести:

а) товарные биржи — организации, формирующие опто вый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводи мых в определенном месте и по определенным правилам; б) валютные биржи; в) фондовые биржи; г) выставки ярмарки;

д) торгово промышленные палаты;

2)предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются за ключением сделок. Они классифицируются следующим образом:

а) независимые посредники — действуют от своего имени

иза свой счет:

дилеры — специальные торгово посреднические организации, специализирующиеся на продаже опре деленного товара, совершающие определенные опера ции с определенным видом товара;

торговые дома — многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридиче ское лицо или объединение юридических лиц, зани мающихся торговлей, складской и производственной деятельностью;

трейдеры — специализированные посредники, ко торые совершают сделки по поручению клиентов, но от

19

своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предпринимате ли. Они специализируются на коротких операциях;

— стокисты — особый вид специализированных посредников, которые осуществляют экспортно им портные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала полу чают на товарный склад товар экспортера, а затем реа лизуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям;

б) посреднические организации, не приобретающие соб ственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изгото вителя к потребителю. К данному виду посредников отно сятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей стра ны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление дея тельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.). Дистрибьюторы классифицируются на:

регулярные — имеют собственные склады, где накап ливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров;

нерегулярные — арендуют склады, участвуют в ос новном в транзитных поставках;

в) организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продви жению товара. Они заключают сделки, целью которых является продвижение товара:

брокеры — организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиен та, действуют на бирже в качестве контор или независи мых брокеров;

агентские фирмы — подыскивают покупателей для фирмы продавца (торговые агентства) или изучают

20