Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 0
ЛЕКЦИЯ № 1. Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права
1. Коммерческое право как отрасль права
Коммерческое право является одной из отраслей права, кото рая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Ком мерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товар ный оборот, который является частью имущественного оборота.
Коммерческое право — совокупность правовых норм, разрабо танных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимате лями. Коммерческое право представляет собой комплекс норм частного права. Оно регулирует отношения между предпринима телями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности.
Следует различать науку «Коммерческое право» и учебную дисциплину «Коммерческое право». Учебная дисциплина — это краткий свод основных положений науки «Коммерческое право». Учебная дисциплина «Коммерческое право» служит для ознаком ления с данной отраслью права студентов, специалистов, которые получают первоначальное знание о науке и самой отрасли. Наука «Коммерческое право» — это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие.
Сегодня, по мере того как в России развивается товарный рынок, существует необходимость постепенного обособления коммерческого права. Коммерческое право постепенно из подот расли гражданского права становится самостоятельной отраслью права. Одним из существенных условий отнесения страны к госу дарству с развитой рыночной экономикой является наличие ком
3
мерческого права как самостоятельной отрасли, которая сущест вует наряду с гражданским правом.
2. Предмет, метод и принципы коммерческого права
Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commer cium» — «торговля».
Предмет коммерческого права — регулирование профессио нальной торговой деятельности, коммерческие отношения, отно шения между субъектами по купле продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права — коммерческая (торго вая) деятельность как один из видов предпринимательской дея тельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на полу чение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвя занных между собой действий по продвижению товара от произ водителя к потребителю.
Метод правового регулирования — способы и приемы регули рования отношений между субъектами с учетом отличительных черт предметов правового регулирования. Для коммерческого права характерен в большей степени диспозитивный метод регу лирования торговых отношений.
Диспозитивный метод регулирования подразумевает:
1)равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;
2)возможность выбора участниками торговых отношений вариантов своих действий в процессе организации торговой деятельности;
3)возможность включения в договоры обязательств по вза имному усмотрению сторон.
Для некоторых отношений, которые регулируются коммерче
ским правом, характерен императивный метод. Он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, которые обязательны для испол нения. Императивным методом, к примеру, регулируется торго вая деятельность в государственной сфере. Таким образом, в ком мерческом праве в качестве метода правового регулирования используются как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного.
4
Принципы коммерческого права:
1)признание равенства участников коммерческих отноше ний, которые регулируются гражданским законодательством;
2)неприкосновенность собственности;
3)свобода договора;
4)запрет на произвольное вмешательство какого либо в част ные дела коммерсанта;
5)беспрепятственное осуществление гражданских прав;
6)восстановление нарушенных прав;
7)судебная защита нарушенных прав;
8)дозволенная направленность частноправового регулиро вания.
Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает соб
ственникам возможность обладания своими полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
Принцип свободы договора предполагает возможность пред принимателей самостоятельно решать вопросы заключения, изменения, расторжения договора, определять виды договоров и их условий, выбирать контрагентов по договору, если это не противоречит законодательству.
Принцип беспрепятственного осуществления частных прав за креплен в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и характеризуется свободным ис пользованием своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Принцип равенства участников коммерческих отношений соз дает равноправные условия для предпринимателей независимо от их организационно правовой формы и формы собственности.
Принцип судебной защиты нарушенных прав закрепляется Кон ституцией РФ (ст. 46), по которой нарушенные права защищают ся в соответствии с подведомственностью дел, определяемой про цессуальным законодательством РФ.
ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права
1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом
Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее ком мерческое право и предпринимательское право — разные отрасли права. Предпринимательское право регулирует отношения, склады вающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торго вая деятельность является частью предпринимательской деятель ности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельно сти относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др. Так как поня тие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регу лирования, чем предпринимательское право.
Как уже было сказано выше, коммерческое право является подотраслью гражданского права, так как регулирует сходные отношения — товарный оборот, являющийся составной частью имущественного оборота. Для коммерческого права, так же как и для гражданского права, характерно наличие диспозитивного метода правового регулирования.
2. Соотношение коммерческого и торгового права
Между коммерческим и торговым правом существует значи тельное различие. Торговое право — это элемент подготовки спе циалистов в советское время. В постсоветское время активно раз вивается коммерческое право. В настоящее время в современной
6
литературе термины «коммерческое право» и «торговое право» довольно часто употребляются как синонимы. Термин «торговое право», как правило, часто употребляется в США и некоторых странах Западной Европы (во Франции, Германии и др.). В этих странах торговое право понимается как право, регулирующее про фессиональную торговую деятельность. В России принято употреб7
лять понятие «коммерческое право».
Между тем современное коммерческое право нельзя считать правопреемником советского торгового права. Советское торго вое право не рассматривалось юристами как самостоятельная отрасль права, а значит, торговое право не имело ни своего пред мета, ни метода правового регулирования. Советское торговое право носило комплексный характер, которое объединяло в себе нормы самых разных отраслей советского права (гражданского, административного, трудового, уголовного и т. д.), которые хоть каким нибудь образом имели отношение к торговле. Современное коммерческое право в России формируется заново как самостоя тельная отрасль права со своим предметом, методами, принципа ми. Кроме того, характер торгового оборота в России слишком сильно отличается от характера торгового оборота в бывшем
СССР, а значит, прежнее право советской торговли в настоящее время совершенно неактуально.
ЛЕКЦИЯ № 3. Современные мировые системы гражданского и торгового (коммерческого) права
На современном этапе выделяются три главные системы построе7 ния гражданского и торгового (коммерческого) права:
1)франко германская система (или дуалистическая);
2)гражданско монистическая;
3)торгово монистическая.
Как видно из названия первой системы, она преимущественно распространена в таких странах, как Франция и Германия. Поми мо этих двух стран, такая система построения гражданского
иторгового права действует во многих других странах, преимущест венно находящихся в Западной Европе. К таким странам с дуали стической системой построения гражданского и торгового права относятся Испания, Португалия, Бельгия, Люксембург, Нидер ланды и др. Франко германской эта система называется потому, что именно эти страны оказали особое влияние на подобную систему построения гражданского и торгового права в других странах. Дуализм такой системы построения гражданского и тор гового права заключается в том, что в данных государствах одно временно существуют и действуют гражданские и торговые коди7 фицированные нормы права. В настоящее время во Франции действуют Гражданский кодекс 1804 г. и Торговый кодекс 1807 г. Эти кодексы были приняты при Наполеоне, и в дальнейшем на их основе принимались аналогичные кодексы и в других странах
сдуалистической системой построения гражданского и торгового права. В современной Германии также одновременно существуют
идействуют Германское гражданское Уложение 1896 г. и Торго вый кодекс 1897 г.
Суть торгово7монистической системы построения гражданско го и торгового права заключается в том, что в стране действует только Торговый кодекс при отсутствии Гражданского. Яркий пример тому — США. В Соединенных Штатах действует едино образный Торговый кодекс, в то время как единый для всего госу дарства Гражданский кодекс отсутствует. Гражданские правоот
8
ношения в США регулируются на уровне штатов. Поэтому в каж дом штате США имеется свое гражданское законодательство, а вот торговое законодательство едино для всех США в целом. Можно предположить, что объединение торгового законодатель ства происходит в США значительно быстрее, чем объединение гражданского законодательства.
Как видно из приведенных примеров, дуалистическая система построения гражданского и торгового права характерна для стран с романо германской системой права, а торгово монистическая система построения гражданского и торгового права присуща странам с англосаксонской системой права.
При гражданско монистической системе построения граж данского и торгового (коммерческого) права в стране действует только Гражданский кодекс и отсутствует отдельный Торговый кодекс. Гражданский кодекс отчасти регулирует и торговые отно шения. Примером подобной системы построения гражданского и торгового (коммерческого) права является Российская Федера ция. Такое положение объясняется тем, что в нашей стране тор говые (коммерческие) отношения находятся только в стадии своего развития, и, как уже было сказано, коммерческое право является для России новой отраслью права, существующей всего несколько лет. Кроме России, гражданско монистическая систе ма построения гражданского и коммерческого права существует во многих странах бывшего соцлагеря в Восточной Европе (в Украине, Республике Беларусь и др.), так как социалистиче ская экономика не предполагала широкое развитие коммерче ских (торговых) связей.
ЛЕКЦИЯ № 4. Периодическая классификация коммерческого права. Современный этап развития мирового торгового права
1. Периодическая классификация коммерческого права
Торговое право развивалось в Европе в XI—XIX вв. н. э.
Можно выделить три основных этапа его развития:
1)итальянский период;
2)французский период;
3)немецкий период.
Такое наименование этапов не случайно, оно обусловлено тем, что в определенные периоды времени каждая из трех назван ных стран (Италия, Франция, Германия) друг за другом превра щались по мере своего развития в центры мировой торговли и, следовательно, развивали новое в законодательстве в области торгового оборота.
Итальянский период развития торгового права (XI—XV вв.) —
время зарождения капиталистических отношений, время зарож дения торгового права. В это время итальянские государства становятся центром мировой торговли. Появляются торговые города государства (Генуя, Флоренция и др.). Основу экономи ки таких городов государств составляла именно торговля. Одним из элементов возникающего торгового права становится морское средневековое право, основанное на морских обычаях. Морское право формируется в итальянских государствах потому, что в силу географических условий итальянские государства осуществляли торговлю преимущественно морским путем. В 1494 г. выходит книга Луки Пачолли «Трактат о счетах и записях». В этом трактате Лука Пачолли обобщил опыт ведения бухгалтерского учета в Вене ции и описал метод двойной бухгалтерской записи, а также дал основные понятия современной бухгалтерии: баланс, дебет, кре дит. Во время рождения торгового права в XI—XV вв. принимают ся законы, которые специальным образом регулируют трудовые отношения.
10
Во Французский период (XVI—XVII вв.) возрастает роль Фран ции как торговой державы. В этот период во Франции формирует ся сильное торговое сословие, которое пользуется поддержкой со стороны государства. В XVII в. во Франции предпринята попытка кодификации: издается кодифицированный общегосударствен ный правовой акт, регулирующий торговые отношения — Торго7 вый ордонанс 1673 г. Этот Ордонанс послужил началу становле ния торгового права. В 1807 г. издан Торговый кодекс Наполеона, который действует во Франции и по сей день, а в XIX в. приме нялся путем заимствования или оказания сильного влияния на развитие торгового права во многих других государствах того вре мени (в Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии).
В Немецкий период (XVIII — начало XX вв.) большое влияние на развитие торгового права в Европе и мире оказали немецкие государства. В 1861 г. тогда еще разрозненные немецкие государ ства принимают общий Торговый кодекс. После объединения немецких государств в 1871 г. в единую Германию и принятия в 1896 г. общегерманского Гражданского кодекса Торговый кодекс 1861 г. был переиздан в 1897 г., чем значительно способ ствовал дальнейшему экономическому объединению Германии, а также способствовал принятию Торгового кодекса в других государствах (в 1899 г. на основе германского Торгового кодекса был принят Торговый кодекс в Японии).
2. Современный этап развития мирового торгового права
607е годы XX в. называют торговой революцией, так как имен но в этот период произошло резкое увеличение объема продаж и сбыта товаров. Кардинально изменились методы организации производства и торговли, между производством и торговлей уста новилась тесная взаимосвязь. В США и Западной Европе разви вается маркетинг — изучение спроса на товар. Начинают серьезно изучать и анализировать работу по сбыту и снабжению, разви вается предварительное исследование потребности в производи мом товаре и возможностей его продажи. В результате изучения спроса и предложения стало выгодно производить именно столь ко товаров, сколько их можно реализовать, благодаря чему предот вращается появление дефицита на определенный товар и не про исходит его перепроизводство. На рынках появляются крупные
11
оптовые продавцы. Они создают условия для влияния интересов потребителей на развитие производства, на улучшение качества товаров, для расширения ассортимента товаров. В торговом обо роте появляются высокопрофессиональные посредники, которые специализируются в различных отраслях экономики. В результате возникновения класса посредников многие предприятия — про изводители продукции (особенно крупные) освободились от обя занностей сбыта своего товара и сосредоточили свои усилия на внедрении новых технологий для более рационального производ ства. Во всех развитых странах созданы мощные торговые сети, которые в состоянии довести товар до самых разных групп потре бителей.
Произошедшая торговая революция потребовала соответ ствующего правового обеспечения. Торговое право стало быстро развиваться. Прежде существовавшие торговые кодексы стали обновляться, а где их не было — приниматься. Во второй поло вине XX в. в США принят единообразный Торговый кодекс. В Великобритании в 70 е гг. ХХ в. был принят целый ряд законов торгового права: Закон о справедливой торговле, Закон о недоб росовестных договорных условиях, Закон о купле и продаже и др. Во второй половине ХХ в. принимается большое количество меж дународных соглашений по вопросам торговли (например, Вен ская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли продажи товаров). Активизируется деятельность международной торговой палаты. Создаются различные международные органи зации: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1994 г. страны Европейского союза приняли Общеевропейский кодекс частного права, первая часть которого называется «Принципы европейского договорного права». Она является своеобразным Торговым кодексом Европейского союза.