ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Класс – 5.
Учебник - Математика- 5, авторы – Н.Я. Виленкин и др.
Тип урока – урок применения знаний и умений.
Девиз урока: «Где есть желание, найдется путь!» ( Д.Пойа)
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель урока:
-
обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного теоретического материала по теме данного урока;
-
обеспечить формирование у школьников умений применять знания по теме урока в разнообразных ситуациях.
Задачи урока:
-
отрабатывать умение правильно записывать и вычислять сумму и разность десятичных дробей;
-
развивать зрительное восприятие, память, интерес к предмету, математическую речь;
-
воспитывать сознательное отношение к учебному труду, самостоятельность.
Методы обучения: словесные, репродуктивные, практические, наглядные, самостоятельной работы.
Формы организации работы учащихся: общеклассная; фронтальная; индивидуальная;
групповая.
Технические условия: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Знать: Свойства сложения и вычитания.
Уметь: Находить значения выражения, применяя свойства чисел для рационального нахождения суммы и разности десятичных дробей.
Мотивация: а зачем эти знания необходимы? В науке и промышленности, в сельском хозяйстве и быту десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связанно с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Поэтому и вам необходимо уметь складывать и вычитать десятичные дроби.
Структура урока:
1.Организационный этап (1 мин.)
2.Этап актуализации опорных знаний (5 мин.)
3. Проверка глубины и прочности ранее изученного материала. (10мин)
4.Физкультминутка (2 мин.)
5. Локализация мест затруднений. (10 мин)
6.Информация о домашнем задании (1 мин.)
7.Итог урока. Рефлексия (1-2 мин.).
8. Проверка понимания (9-10мин)
Ход урока
-
Организационный момент: 1мин
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.
Здравствуйте, ребята! Какую тему мы начали изучать?
(десятичные дроби.)
– Какие действия с десятичными дробями вы научились выполнять?
(Складывать и вычитать десятичные дроби.)
Как видите, мы продолжаем изучать тему десятичные дроби.
Для кого-то, есть ещё вопросы, а кто-то уже может научить товарища различным действиям с десятичными дробями.
Сегодня на уроке задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается.
Зачем эти знания необходимы? В науке и промышленности, в сельском хозяйстве и быту десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Поэтому и вам необходимо уметь складывать и вычитать десятичные дроби.
-
Этап актуализации опорных знаний: 5-6 мин
Цель этапа: актуализировать знания алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, применение свойств чисел для рационального нахождения суммы и разности десятичных дробей.
Сегодня мы, как всегда, начнём урок ? (с разминки)
-
Угадай знак действия
- Вот видите, ребята, кто хорошо знает правила действий с десятичными дробями, сразу догадались, какое действие было скрыто.
-
Найдите ошибку в записи и решении примеров:
– Каким правилом вы пользовались при проверке?
(Алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей.)
– Сформулируйте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
(Слайд с алгоритмом №4)
-
Вычислите:
а) 8,4+2,83+1,6+0,17 = 13
– Назовите свойства, которые вы использовали при выполнении задания.
На доске: (сформулируйте)
a + b = b + a; a + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c
-
б) (3,03 + 9,4) – 1,03; = 11,4
в) 3,246 – (0,45 + 2,246) = 0,55
– Какие правила сложения и вычитания вам помогли упростить вычисления? (Правило вычитания числа из суммы, правило вычитания суммы из числа.)
На доске: ( формулируем)
(a + b) – c = (a – c) + b; a – (b + c) = (a – b) + c.
Ребята, в математике всегда используют рациональные способы вычислений.
-
Проверка глубины и прочности ранее изученного материала.
Цель этапа: согласовать цель и тему урока: сложения и вычитание десятичных дробей; выполнить самостоятельную работу; зафиксировать задания, вызвавшие затруднение.
– мы с вами поработали устно, вспомнили правила, как вы думаете какая цель и тема нашего урока? (Проверить знание алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, применение свойств чисел для рациональных вычислений или Мы будем закреплять навык сложения и вычитания десятичных дробей, тема урока «Нахождение суммы и разности десятичных дробей рациональным способом» или «Сложение и вычитание десятичных дробей».)
– Молодцы, запишите тему в тетради.
Сейчас вы будете выполнять с.р., с помощью, которой вы выявите задания, вызывающие у вас затруднения. В этой с.р. используются правила сложения и вычитания десятичных дробей. Если алгоритм применен правильно, а ответ неверный, где еще может быть допущена ошибка? (в вычислениях). Будьте внимательны и аккуратны, помните, время ограничено.
Работаем самостоятельно (до первых пяти рук) .(примерно 8 мин)
Карточка каждому:
Самостоятельная работа №1.
1) Вычислите: а) 0,7 + 18,38; б) 32,5 – 4,931. 2) Вычисли наиболее удобным способом: а) (8,914 + 5,07) – 7,914; б) 11,395 – (7,395 + 1,15). 3) Найдите значение выражения: (14,36 – 7,56) + (2,9 + 8,3) – 1,48. |
Поставьте напротив вашего ответа + или - (самопроверка на слайде №10)
– Ребята, вы выяснили, какие задания вами выполнены правильно, а какие вызвали у вас затруднения. Но прежде чем обсудить это, давайте отдохнем.
-
Физкультминутка . 2мин
-
Локализация мест затруднений. 13 мин
Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого тренируются навыки сложения и вычитания десятичных дробей рациональным способом; исправить ошибки на основе правильного применения правил, проговаривание.
Итак, поднимите руки те, кто набрал 4 или 5 плюсов? Молодцы, приступайте к индивидуальному заданию. Если что-то не получается, можно взять лист самоконтроля на моем столе.
Индивидуальное задание:
1.Вычисли: а)4,56 – (3,56 + 0,7); б) (7,54 + 8,146) – 5,146; в) (6,31 + 1,005) + (14,195 + 3,69). 2. Реши уравнение: (у-8,48)+2,16=3,9 3. Реши задачу: На склад в первый день привезли 11,3 т картофеля, во второй – на 6,7 т больше, чем в первый, а в третий день – половину того, что привезли во второй. Сколько тонн картофеля привезли на склад за 3 дня? 4*. Дополнительно. Вычисли: 1,1 + 1,2 + 1,3 + 1,4 + 1,5 + 1,6 + 1,7 + 1,8 + 1,9 |
– Те, кто набрал менее 4 плюсов, какие затруднения при выполнении заданий у Вас возникли? (Не правильно использовали алгоритм, допустили вычислительную ошибку.)
– Мы сейчас с вами отработаем навык вычисления десятичных дробей, и я думаю, что вы больше не будете допускать ошибки.
Откроем учебник на стр.194 и решим №1228(г,д) и №1238(е).
–Кто желает к доске? Все проговариваем и объясняем.
–Будьте внимательны и правильно используйте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, не допускайте вычислительных ошибок, правильно используйте свойства чисел.
№1228(г,д) г) 14,537 - (2,237+5,9) = 6,4; д) (24,302 + 17,879) -1,302 =40,879. № 1238(е) (5,6 – r ) + 3,8 = 4,4. 5,6 – r = 4,4-3,8; 5,6 – r = 0,6; r = 5,6-0,6; r = 5. |
– Какие свойства использовали для рационального нахождения суммы и разности десятичных дробей?
– Удалось ли вам выяснить почему произошла ошибка при с.р.?
-
Информация о домашнем задании (1 мин.)
Цель этапа: Записать домашнее задание.
Сообщить учащимся домашнее задание: п.32, №1263; №1268(а). (№1269-по желанию).
-
Итог урока. Рефлексия (2 мин.)
Цель этапа: зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность.
– Какая была цель нашего урока? (Проверить знание алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, применение свойств чисел для рациональных вычислений.)
– Мы выполнили задачу урока?
- Поставьте на полях:
+, Если у вас все получалось на уроке, вы довольны своей работой, вы понимаете, как складывать и вычитать десятичные дроби, можете найти сумму и разность десятичных дробей, рациональным способом;
?, если вы что-то недопонимаете, в чем-то сомневаетесь, не все получается;
-, если вы недовольны уроком, у вас ничего сегодня не получалось, но вы знаете над чем надо поработать дома.
Вывод: мы сегодня повторили действия с десятичными дробями, показали, как умеем работать, и поняли, что если есть желание, то вы всегда найдете способ преодолеть любые трудности.
-
Проверка понимания. ( 8 мин)
Цель этапа: проверить способность к выполнению заданий.
А сейчас, я предлагаю вам выполнить с.р №2.
Для того чтобы определить остались ли у вас непонятные моменты, вы сдадите тетради сразу после звонка.
Карточка каждому:
Самостоятельная работа № 2.
1. Вычисли наиболее удобным способом: а) (5,05 + 9,217) – 2,05; б) 8,429 – (0,45 + 2,429). 2. Реши уравнение: а) 3,8 + х = 8; б) 34,2 – (17,9 – у) = 22. 3. № 1215. |
Спасибо за урок! До свидания.