ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
Наименование УО: МБОУ СОШ с. Захаровка
Учитель: Вавин Александр Викторович
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 11А класс
Тема урока: Перевод дробных чисел из одной СС в другую
Цели урока:
-
Научиться переводить дробные числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную;
-
Научиться оформлять алгоритм перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в любую другую;
-
Отработать полученные знания на практике;
-
Развивать мышление, логику, память.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие. (2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
II. Постановка темы и целей урока.(1 мин)
III. Фронтальный опрос. (3 мин)
Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую?
IV. Решение примеров на повторение (5 минут)
Переведите числа 19,44, 129 из десятичной системы счисления в двоичную и шестнадцатеричную.
V. Объяснение нового материала. (15 мин)
Алгоритм перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в любую другую :
Можно сформулировать алгоритм перевода правильной дроби с основанием p в дробь с основанием q:
1. Основание новой системы счисления выразить цифрами исходной системы счисления и все последующие действия производить в исходной системе счисления.
2. Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или будет достигнута требуемая точность представления числа.
3. Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.
4. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.
Пример 1. Перевести число 0,6562510 в восьмеричную систему счисления.
0, |
65625 * 8 |
5 |
25000 * 8 |
2 |
00000 |
Получаем: 0,6562510=0,528
Пример 2. Перевести в двоичную систему счисления десятичную дробь 0.710.
0, |
7 *2 |
1 |
4 *2 |
0 |
8 *2 |
1 |
6 *2 |
1 |
2 |
. . .
Очевидно, что этот процесс может продолжаться бесконечно, давая все новые и новые знаки в изображении двоичного эквивалента числа 0,710. Так, за четыре шага мы получаем число 0,10112, а за семь шагов число 0,10110012, которое является более точным представлением числа 0,710 в двоичной системе счисления, и т.д. Такой бесконечный процесс обрывают на некотором шаге, когда считают, что получена требуемая точность представления числа.
Алгоритм перевода произвольных чисел из десятичной системы счисления в любую другую:
Перевод произвольных чисел, т.е. чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно — дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой (точкой).
VI. Решение задач у доски. (6 минут)
Пример 1. Перевести число 17,2510 в двоичную систему счисления.
Переводим целую часть: |
Переводим дробную часть: |
17 2 1 8 2 0 4 2 0 2 2 0 1 |
0, 25 ×2 0 50 ×2 1 00 |
Получаем: 17,2510=1001,012
Пример 2. Перевести число 124,2510 в восьмеричную систему.
Переводим целую часть: |
Переводим дробную часть: |
124 8 4 15 8 7 1 |
0, 25 ×8 2 00 |
Получаем: 124,2510=174,28
Пример 3. Перевести число 0,6562510 в шестнадцатеричную систему счисления.
0, |
65625 * 16 |
10 (А) |
50000 * 16 |
8 |
00000 |
Получаем: 0,6562510=0,А816
Пример 4. Перевести десятичную дробь 0,562510 в двоичную систему счисления.
0, |
5625 * 2 |
1 |
1250 * 2 |
0 |
2500 * 2 |
0 |
5000 * 2 |
1 |
0000 |
Получаем: 0,562510=0,10012
VII. Самостоятельная работа. (5 мин)
Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
1 вариант: 243,11
2 вариант: 275,13
Самопроверка и выставление оценок в тетради.
VIII.Подведение итогов и выставление отметок. (3 минуты)
Давайте подведем итог урока. Итак, что открыли для себя нового на сегодняшнем уроке?
IX. Домашнее задание. (4мин)
Перевести числа из десятичной системы счисления в данную:
-
105, 34 и 358, 25 в двоичную
-
500, 12 и 675,24 в восьмеричную
-
167,001 и 113, 005 в шестнадцатеричную
Давайте подведем итог урока. Итак, что открыли для себя нового на сегодняшнем уроке?
Всем спасибо за урок, до свидания! (1мин)