ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 805
Скачиваний: 2
Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис... |
167 |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Имущество, |
|
|
находящееся |
Средства |
Имущественные |
в муниципальной |
права |
|
собственности |
местных |
муниципальных |
(муниципальное |
бюджетов |
образований |
имущество) |
|
|
Имущество, предназначенное для решения вопросов местного зна- чения (в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ)
Имущество, предназначенное для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ)
Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений (в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления)
Схема 5
ственность, служащая удовлетворению потребностей населения, муниципального образования (см. схему 5).
Муниципальная собственность, согласно закону, включает в себя средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финан- сово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования,
168 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Закон определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют собственностью: им разрешается передавать объекты этой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, совершать сделки с имуществом и т.д. Закон предусматривает также, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Включены в закон и основополагающие нормы о правах органов местного самоуправления в отношении предприятий, учреждений и организаций, находящихся как в муниципальной, так и в немуниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности (ст. 31).
Отношения же органов местного самоуправления (по вопросам, не входящим в их компетенцию) с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. При этом закон восстановил столь необходимое и важное право органов местного самоуправления координировать уча- стие предприятий, учреждений и организаций в комплексном со- циально-экономическом развитии территории муниципального образования (ст. 32, ч. 2). В соответствии со ст. 33 закона органы местного самоуправления вправе давать муниципальный заказ тем или иным предприятиям, учреждениям и организациям на выполнение различных работ и услуг с использованием для этого собственных материальных и финансовых средств.
Закон определяет также порядок формирования и источники доходов местных бюджетов, самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местных бюджетов, предоставляет им довольно широкие возможности финансово-хо- зяйственной деятельности, решения местных вопросов. Насколько это важно, весьма мудро и образно сказал известный историк конца XIX в. А.Д. Градовский. Основываясь на опыте государства Российского, он писал: «Местность останется без путей сообщения, если проведение и даже исправление всякой дороги будет
Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис... |
169 |
зависеть от отдаленной центральной власти. Она останется без средств борьбы с различными бедствиями».
Развитие местного самоуправления – дело большой государственной важности, а не местного значения. Ст. 9 «Государственная поддержка местного самоуправления» предусматривает, что органы государственной власти Федерации и ее субъектов создают необходимые правовые, организационные, материальнофинансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. С этой целью принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, при Президенте РФ образован Совет по проблемам местного самоуправления.
Пожалуй, можно согласиться с писателем А.И. Солженицыным в том, что и в нашей ситуации земство, самоорганизация населения – это единственная возможность реализовать потенциал народной энергии, сознания и силы народа.
Развитие местного самоуправления имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет создать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Местные сообщества объективно лишены стремления к ослаблению единой государственности, к образованию удельных княжеств. И прежде всего потому, что уровень социальных стандартов зависит от экономического могущества всей страны. Эти стандарты не в силах самостоятельно обеспечить выделяющийся из федеративного государства регион.
В стране проделана значительная работа по развитию местного самоуправления, по созданию и реализации федеральных законов
èзаконодательных актов субъектов Федерации, регулирующих различные аспекты функционирования местного самоуправления.
Проведены выборы представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, все больше приводится в соответствие с новой правовой базой их деятельность.
Вместе с тем еще не до конца преодолены противоречия между органами государственной власти на уровне субъектов Федерации
èорганами местного самоуправления, стремление первых ущемить интересы вторых, перераспределить в свою пользу муници-
170 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
пальную собственность, доходы, создаваемые в муниципальных образованиях.
Руководителями многих регионов формирование реального местного самоуправления воспринимается как покушение на их власть. Нередко некоторые из них активно сопротивляются тому, чтобы передать «вниз», как того требует закон, контроль над рядом управленческих функций, а тем более часть средств.
Не завершена работа по созданию необходимого законодательства РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, по приведению всех действующих в этой сфере правовых актов в полное соответствие с Конституцией РФ и Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления» 1995 и 2003 гг.
Реализуемая ранее в стране с 1993 г. концепция местного самоуправления суть нормативная, идеальная его модель. Реальное состояние пока далеко от нормативного. Во-первых, процесс формирования российского местного самоуправления еще не завершен, а во-вторых, нынешняя нормативная модель, как показывает первый опыт ее реализации, не во всем соответствует специфическим условиям страны и тем более особенностям переходного периода государственного строительства, не говоря уже о реальном состоянии политической и правовой культуры большинства населения.
Изучение состояния местного самоуправления убеждает, что пока на разных уровнях власти (городской, районной, областной, республиканской) отсутствуют полное понимание и осознание идеи местного самоуправления, большинство руководителей не видят его нового качества, которое утверждено в Конституции Российской Федерации.
Даже в тех случаях, когда политики всех уровней говорят о самоуправлении, оно на деле таковым зачастую не является, ибо этим термином обозначается реально существующая власть на местах. Властные органы в городах и районах по сути дела зача- стую являются низовым звеном государственной власти и находятся в полной зависимости от вышестоящих органов власти, а не от населения, которое в условиях традиционного самоуправления избирает местное самоуправление и доверяет ему управлять местным сообществом на определенное время и в определенных, очерченных законом рамках полномочий. Существующая на местах власть в лучшем случае олицетворяет намерение превратиться в самоуправление. «Традиционная модель», принимаемая
Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис... |
171 |
многими за критерий оценки состояния местного самоуправления
âРоссии, – это по сути теоретическая модель. Она в полной мере не реализована даже в европейских странах, где местные органы самоуправления, как правило, находятся под определенным контролем государства.
Так, континентальная (французская) модель организации местного самоуправления состоит в том, что наряду с широкими правами и значительной самостоятельностью местных органов власти сохраняется определенная подчиненность муниципальных звеньев вышестоящим, а порою осуществляется и прямое государственное управление муниципальными образованиями. И даже
âанглосаксонской модели, практикуемой Великобританией, США и др., где местные органы практически не подотчетны вышестоящим, это вовсе не означает, что они находятся вне контроля государства. Такой контроль осуществляется косвенно, т.е. через центральные министерства и ведомства.
Отождествление становящегося нового местного самоуправления с существовавшей ранее местной государственной властью вполне естественно. Тем более, что структурно эти формы публичной власти во многом идентичны (существуют в виде представительных и исполнительных органов), в некоторых регионах сохранились прежние их названия – «советы». Было бы иллюзией думать, что стереотип жесткой централизации властеотношений исчезнет из политической культуры за короткое время. Для многих руководителей органов государственной власти местное самоуправление «как кость в горле». Формирование ее воспринимается многими как покушение на государственную власть. Проявляется и противоположная тенденция: вновь организуемые органы местного самоуправления стремятся получить как можно больше полномочий, не соразмеряя их с реальными материальными и кадровыми возможностями обеспечения, которыми располагает данное местное сообщество.
Единство трехуровневой организации публичной власти и системы управления: федерального, регионального (субъектов Федерации) и местного самоуправления – взаимосвязь и преемственность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления – основное условие обеспечения управляемости государством и обществом. Более того, в этом заключается один из принципов действенности общегосударственной системы управления.