ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 808

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис...

177

за рациональное использование государственных ресурсов. Проблема обеспечения финансово-экономической самостоятель-

ности муниципальных образований исключительно важна. Она включает в себя большой комплекс вопросов, которые должны быть решены как на государственном, так и на муниципальном уровнях власти.

Вот почему она особо выделена как общероссийская в «Основных направлениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и потребовала подробной проработки в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. ¹ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения из данного Федерального закона см. в приложении 11).

8.3. Муниципальная реформа:

цели, задачи, основные направления

В 2000–2003 гг. в стране была проделана большая работа по изучению проблем реализации действующего с 1995 г. Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и аналогичных законов субъектов РФ, по поиску путей преобразования собственного опыта, формирования новых действенных механизмов развития местного самоуправления, по разбору «завалов» в сфере законодательства, определения прав и обязанностей муниципалитетов, решения вопросов эффективного использования их собственности и финансовой обеспеченности, путей избавления от длительного противостояния местных, региональных и федеральных властей.

Проведенный анализ показал, что ныне действующий Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», несмотря на сыгранную им большую положительную роль в возрождении и развитии в России местного самоуправления, оказался весьма несовершенным, не содержал законодательного регулирования механизма его реализации, не в полной мере учитывал специфику современного этапа развития российского общества и его истори- ческие традиции.

При всей значимости и масштабности работы, проделанной в стране по развитию местного самоуправления в соответствии с законом 1995 г., в большинстве субъектов РФ муниципальные

178 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность

образования либо вообще не организованы, либо пока еще функционируют только на уровне районов, городов и сельских округов. При таком подходе подавляющая часть населенных пунктов лишена какой-либо политической автономности и практически полностью – экономической самостоятельности.

Так, в 2004 г. в стране при наличии более чем 155 тысяч административно-территориальных единиц юридически было оформлено чуть более 11,5 тыс. муниципальных образований. О слабом развитии институтов местного самоуправления свидетельствовало и то, что расходы местного самоуправления, как правило, превышали доходную базу местных бюджетов, местное самоуправление наделялось чрезмерным объемом нефинансируемых государственных полномочий. Отсутствовали и до сих пор отсутствуют эффективные механизмы общественного и государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Попытки внести в действующий закон о местном самоуправлении необходимые дополнения и изменения из-за их многочисленности оказались неэффективными. В связи с этим в 2003 г. была разработана новая редакция Федерального закона (по сути дела новый закон) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. ¹ 131-ФЗ). Закон вступает в действие с 1 января 2006 г., поскольку он предполагает принятие целого ряда новых федеральных законов и внесение огромного количества изменений в действующие федеральные и региональные законы, в том числе в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Уже сейчас в стране ведется большая подготовительная работа по определению границ муниципальных образований, определению полномочий каждого из них и необходимых для их реализации материальных и финансовых средств, их объема и источ- ников, по подбору, расстановке и обучению большого количества муниципальных служащих, проведению по многим вопросам местных референдумов и выборов представительных органов местного самоуправления и глав администраций. Об исключительной сложности и трудоемкости данной работы свидетельствует уже то, что по итогам проведения работ по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом общее количество муниципальных образований увеличивается с 11,5 тыс. в 2004 г. до 24,4 тыс., в том числе муниципальных районов – 1805, городских округов – 532, городских посе-


Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис...

179

лений – 2087, сельских поселений – 19 736, внутригородских территорий городов федерального значения – 236.

Показатели будущего муниципальных образований не являются окончательными, так как в ряде субъектов Российской Федерации работы по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом не завершены.

Во многих же субъектах Российской Федерации численность муниципальных образований должна возрасти в несколько раз или даже на порядок (см. таблицу 5), при этом в каждом муниципальном образовании, в том числе в сельских поселениях, пред-

Таблица 5

Количество муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах

Южного федерального округа

 

 

 

Количество муници-

 

 

Численность

пальных образований

¹

Наименование

населения

 

предпола-

ï/ï

субъектов Федерации

субъекта РФ,

имеется

гается

 

 

òûñ. ÷åë.

â 2004 ã.

иметь

 

 

 

 

â 2006 ã.

 

 

 

 

 

1

Республика Адыгея

447,0

38

38

 

 

 

 

 

2

Республика Дагестан

2 584,2

270

770

 

 

 

 

 

3

Республика Ингушетия

468,9

6

34

 

 

 

 

 

4

Кабардино-Балкарская

900,5

136

136

Республика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Республика Калмыкия

292,4

117

128

 

 

 

 

 

6

Карачаево-Черкесская

439,7

88

88

Республика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Республика Северная

709,9

114

114

Осетия-Алания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Чеченская Республика

1 100,3

í.ä.

í.ä.

 

 

 

 

 

9

Краснодарский край

5 124,4

48

îê. 600

 

 

 

 

 

10

Ставропольский край

2 730,5

290

290

 

 

 

 

 

11

Астраханская область

1 007,2

154

177

 

 

 

 

 

12

Волгоградская область

2 702,5

39

477

 

 

 

 

 

13

Ростовская область

4 406,7

55

63

 

 

 

 

 

 

Всего

22 914,2

1 355

3 315

 

 

 

 

 


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансово-бухгалтерская

 

 

 

 

Сектор благоустройства,

 

 

 

Специалист по вопросам

 

 

 

 

 

 

 

 

имущественных

 

 

 

 

торговли и бытового

 

 

 

 

 

служба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и земельных отношений

 

 

 

обслуживания населения

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалист по вопросам

 

Специалист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

культуры, организации

 

по юридическим вопросам

 

 

Специалист

 

 

 

 

 

 

досуга населения,

 

и связям с представитель-

 

 

(кадры,

 

 

 

 

 

физической культуры

 

ным органом местного

 

 

 

муниципальный архив)

 

 

 

и спорта

 

 

 

 

 

самоуправления

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого общая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обслуживающий

 

 

штатная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

персонал

 

 

1,5

численность:

 

глава администрации

 

1 åä.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(водитель

– 1 åä.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уборщик служебных

 

 

 

 

 

 

 

муниципальные служащие

 

9 åä.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помещений

 

– 0,5 åä.)

 

 

 

 

 

обслуживающий персонал

 

1,5 åä.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 6. Примерная структура администрации сельского поселения (за основу предлагается принять поселение с численностью населения свыше 3 тыс. чел.)

специальность в Введение управление: муниципальное и Государственное 180



Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис...

181

стоит создать администрацию со штатом как минимум в 8–10 чел. (см. схему 6).

Новый федеральный закон о местном самоуправлении наделяет отдельные административно-территориальные единицы поселенческого типа статусом муниципальных образований.

В свою очередь, любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов:

1)территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

2)населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;

3)муниципальной собственности, выступающей в качестве ма- териально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, наделение статусом муниципальных образований отдельных населенных пунктов (сел, поселков, станиц и пр.) или их локальных объединений (сельсоветов, поссоветов, сельских округов и т.п.) позволит решить проблему их политического и экономического бесправия. Новый закон о местном самоуправлении наделяет эти территории правом иметь свои выборные органы местного самоуправления и, что самое важное, – собственный бюджет. А это путь к более эффективному решению вопросов местного значения.

Ключевая идея закона – формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления. При этом закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ; муниципальный

район, городское, сельское поселение (см. схему 7).

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого ха-