ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 808
Скачиваний: 2
Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис... |
177 |
за рациональное использование государственных ресурсов. Проблема обеспечения финансово-экономической самостоятель-
ности муниципальных образований исключительно важна. Она включает в себя большой комплекс вопросов, которые должны быть решены как на государственном, так и на муниципальном уровнях власти.
Вот почему она особо выделена как общероссийская в «Основных направлениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и потребовала подробной проработки в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. ¹ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения из данного Федерального закона см. в приложении 11).
8.3. Муниципальная реформа:
цели, задачи, основные направления
В 2000–2003 гг. в стране была проделана большая работа по изучению проблем реализации действующего с 1995 г. Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и аналогичных законов субъектов РФ, по поиску путей преобразования собственного опыта, формирования новых действенных механизмов развития местного самоуправления, по разбору «завалов» в сфере законодательства, определения прав и обязанностей муниципалитетов, решения вопросов эффективного использования их собственности и финансовой обеспеченности, путей избавления от длительного противостояния местных, региональных и федеральных властей.
Проведенный анализ показал, что ныне действующий Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», несмотря на сыгранную им большую положительную роль в возрождении и развитии в России местного самоуправления, оказался весьма несовершенным, не содержал законодательного регулирования механизма его реализации, не в полной мере учитывал специфику современного этапа развития российского общества и его истори- ческие традиции.
При всей значимости и масштабности работы, проделанной в стране по развитию местного самоуправления в соответствии с законом 1995 г., в большинстве субъектов РФ муниципальные
178 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность
образования либо вообще не организованы, либо пока еще функционируют только на уровне районов, городов и сельских округов. При таком подходе подавляющая часть населенных пунктов лишена какой-либо политической автономности и практически полностью – экономической самостоятельности.
Так, в 2004 г. в стране при наличии более чем 155 тысяч административно-территориальных единиц юридически было оформлено чуть более 11,5 тыс. муниципальных образований. О слабом развитии институтов местного самоуправления свидетельствовало и то, что расходы местного самоуправления, как правило, превышали доходную базу местных бюджетов, местное самоуправление наделялось чрезмерным объемом нефинансируемых государственных полномочий. Отсутствовали и до сих пор отсутствуют эффективные механизмы общественного и государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Попытки внести в действующий закон о местном самоуправлении необходимые дополнения и изменения из-за их многочисленности оказались неэффективными. В связи с этим в 2003 г. была разработана новая редакция Федерального закона (по сути дела новый закон) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. ¹ 131-ФЗ). Закон вступает в действие с 1 января 2006 г., поскольку он предполагает принятие целого ряда новых федеральных законов и внесение огромного количества изменений в действующие федеральные и региональные законы, в том числе в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Уже сейчас в стране ведется большая подготовительная работа по определению границ муниципальных образований, определению полномочий каждого из них и необходимых для их реализации материальных и финансовых средств, их объема и источ- ников, по подбору, расстановке и обучению большого количества муниципальных служащих, проведению по многим вопросам местных референдумов и выборов представительных органов местного самоуправления и глав администраций. Об исключительной сложности и трудоемкости данной работы свидетельствует уже то, что по итогам проведения работ по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом общее количество муниципальных образований увеличивается с 11,5 тыс. в 2004 г. до 24,4 тыс., в том числе муниципальных районов – 1805, городских округов – 532, городских посе-
Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис... |
179 |
лений – 2087, сельских поселений – 19 736, внутригородских территорий городов федерального значения – 236.
Показатели будущего муниципальных образований не являются окончательными, так как в ряде субъектов Российской Федерации работы по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом не завершены.
Во многих же субъектах Российской Федерации численность муниципальных образований должна возрасти в несколько раз или даже на порядок (см. таблицу 5), при этом в каждом муниципальном образовании, в том числе в сельских поселениях, пред-
Таблица 5
Количество муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах
Южного федерального округа
|
|
|
Количество муници- |
||
|
|
Численность |
пальных образований |
||
¹ |
Наименование |
населения |
|
предпола- |
|
ï/ï |
субъектов Федерации |
субъекта РФ, |
имеется |
гается |
|
|
|
òûñ. ÷åë. |
â 2004 ã. |
иметь |
|
|
|
|
|
â 2006 ã. |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Республика Адыгея |
447,0 |
38 |
38 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Республика Дагестан |
2 584,2 |
270 |
770 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Республика Ингушетия |
468,9 |
6 |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Кабардино-Балкарская |
900,5 |
136 |
136 |
|
Республика |
|||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
5 |
Республика Калмыкия |
292,4 |
117 |
128 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Карачаево-Черкесская |
439,7 |
88 |
88 |
|
Республика |
|||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
7 |
Республика Северная |
709,9 |
114 |
114 |
|
Осетия-Алания |
|||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
8 |
Чеченская Республика |
1 100,3 |
í.ä. |
í.ä. |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Краснодарский край |
5 124,4 |
48 |
îê. 600 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Ставропольский край |
2 730,5 |
290 |
290 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Астраханская область |
1 007,2 |
154 |
177 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Волгоградская область |
2 702,5 |
39 |
477 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Ростовская область |
4 406,7 |
55 |
63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
22 914,2 |
1 355 |
3 315 |
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Финансово-бухгалтерская |
|
|
|
|
Сектор благоустройства, |
|
|
|
Специалист по вопросам |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
имущественных |
|
|
|
|
торговли и бытового |
|
|
||||||||||||
|
|
|
служба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
и земельных отношений |
|
|
|
обслуживания населения |
|
|||||||||||||
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Специалист по вопросам |
|
Специалист |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
культуры, организации |
|
по юридическим вопросам |
|
|
Специалист |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
досуга населения, |
|
и связям с представитель- |
|
|
(кадры, |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
физической культуры |
|
ным органом местного |
|
|
|
муниципальный архив) |
|
|
|
||||||||||||||||
и спорта |
|
|
|
|
|
самоуправления |
|
|
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого общая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обслуживающий |
|
|
||||
штатная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
персонал |
|
|
1,5 |
||||
численность: |
|
глава администрации |
|
1 åä. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(водитель |
– 1 åä.; |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
уборщик служебных |
|
|
||||
|
|
|
|
|
муниципальные служащие |
|
9 åä. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
помещений |
|
– 0,5 åä.) |
||||
|
|
|
|
|
обслуживающий персонал |
|
1,5 åä. |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема 6. Примерная структура администрации сельского поселения (за основу предлагается принять поселение с численностью населения свыше 3 тыс. чел.)
специальность в Введение управление: муниципальное и Государственное 180
Глава 8. Современная система местного самоуправления: генезис... |
181 |
стоит создать администрацию со штатом как минимум в 8–10 чел. (см. схему 6).
Новый федеральный закон о местном самоуправлении наделяет отдельные административно-территориальные единицы поселенческого типа статусом муниципальных образований.
В свою очередь, любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов:
1)территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
2)населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;
3)муниципальной собственности, выступающей в качестве ма- териально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, наделение статусом муниципальных образований отдельных населенных пунктов (сел, поселков, станиц и пр.) или их локальных объединений (сельсоветов, поссоветов, сельских округов и т.п.) позволит решить проблему их политического и экономического бесправия. Новый закон о местном самоуправлении наделяет эти территории правом иметь свои выборные органы местного самоуправления и, что самое важное, – собственный бюджет. А это путь к более эффективному решению вопросов местного значения.
Ключевая идея закона – формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления. При этом закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ; муниципальный
район, городское, сельское поселение (см. схему 7).
Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого ха-