Файл: история педагогики. авраменко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2024

Просмотров: 550

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет, задачи истории педагогики

2. Взгляды Пифагора, Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Платона на проблемы воспитания и обучения

3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Организованные формы воспитания.

4. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

5. Воспитание и обучение в Древней Индии и Древнем Китае

6. Педагогическая мысль Эпохи Возраждения

7. Педагогическая мысль Эпохи Средневековья

8. Педагогические взгляды д. Локка

9. Педагогическая система ж. Ж. Руссо

10. Состояние образования в странах Западной Европы в 19 веке

11. Педагогическая деятельность и. Г. Песталоцции

12. Педагогическая деятельность и. Ф. Герберта, а. Дистервега

14. Педагогическое учение я. А. Коменского

15. Система общественного дошкольного воспитания ф. Фребеля

16. Педагогическая теория м. Монтессори

17. Древнерусская культура и народная педагогика. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках.

19. Школьные реформы первой половины 18 века в России. Развитие светской госудрственной школы. Деятельность в. В. Татищева, л. Ф. Магницкого по развитию образования.

20. Просвещение в эпоху Екатерины Великой. Деятельность м. В. Ломоносова

21. Педагогическая мысль и. И. Бецкого.

22. Педагогическая мысль л. Н. Толстого

23. Педагогическая деятельность к. Д. Ушинского

24. Развитие школьного образования в первой половине 19 века в России

25. Школьная политика в России во второй половине 19 века. Основные типы средних учебных заведений.

26. Деятельность а. С. Симонович по организации первых детских садов в России

27. Организация детских садов в России во второй половине 19 века и начале 20 столетия

28. Педагогическая деятельность л. К. Шлегер

29. Педагогическая деятельность и воспитательная система а. С. Макаренко

30. Педагогическая деятельность в. А. Сухомлинского

3. Система воспитания Сухомлинского

31. Школа и педагогика в России с Февральской революции до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945)

32. Основные тенденции развития образования и педагогики в мире во второй половине 20 века и начале 21 века

В 1827 г. Ф.А.В. Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские ли­стки для воспитания с особым вниманием к народной шко­ле». С 1851 г. он издавал также «Педагогические ежегодники». В 1835 г. вышел в свет наиболее известный из трудов Ф.А.В. Ди­стервега — «Руководство к образованию немецких учителей». В его первой, основной, части, написанной им самим, изло­жены общие принципы организации учебно-воспитательно­го процесса и основополагающие требования к реализации развивающего школьного обучения. Вторая часть «Руковод­ства...», подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей учительских семинарий, включает статьи частнометодического характера. Это произведение привлек­ло к себе всеобщее внимание глубиной педагогической мыс­ли, сочетанием теоретических размышлений с обобщением практики школьной работы, верой в безграничный потен­циал творчества учителя.

«Руководство для немецких учителей» получило широкую известность в Европе. Так, в России первая часть этой книги вышла в свет в 1873 г., вторая — в 1875 г.

Наряду с этим основным произведением, где дано целост­ное изложение вопросов теории и практики организации на­родной школы и подготовки учителя, Ф.А.В. Дистервегу при­надлежит авторство нескольких сот педагогических статей и очер­ков, которые можно условно разделить на 3 группы. В первой излагаются общие вопросы воспитания («О высшем принципе воспитания», «О природосообразности и культуросообразности в обучении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и об­разования» и др.). В сочинениях второй группы обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения («Воспитыва­ющее обучение — обучающее воспитание», «Принцип элемен­тарного обучения», «Дидактический катехизис» и др.). Наконец, в работах третьей группы излагаются размышления об учителе, значении его личности, его профессиональном самосознании и профессиональных требованиях к нему («О самосознании учи­теля», «Об учительском образовании», «Каков отличительный признак учителя, возбуждающего духовные силы учащихся и укрепляющего их характер» и др.).

Ф.А.В. Дистервег выступал за обновление школьного об­разования, пропагандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объе­динений учительства, выступив в 30-х — начале 40-х гг. ини­циатором создания ряда учительских союзов, в 1848 г. был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 г. в числе ряда депутатов прусского национально­го собрания, к которому он принадлежал и сам, Ф.А.В. Ди­стервег поставил свою подпись под нашумевшей «Запиской 23-х», авторы которой требовали организации единой на­родной школы для всех детей нации.


В 1847 г. Ф.А.В. Дистервег был отстранен от должности, а в 1850 г. уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность и в качестве редактора педагогических изданий, и в качестве одного из организаторов профессионального движения учителей. Когда ему исполнилось почти семьдесят лет, в 1858 г., он был избран берлинским учительством в прусскую палату депутатов и начал свою парламентскую деятельность, защи­щая материальные и социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 г. правительством «Регулятивов», регламентировавших деятельность народной шко­лы и отбросивших ее назад на столетие.

Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в ее догматической форме. Общее образо­вание ограничивалось обучением чтению, письму и начат­кам арифметики. Огромный материал религиозного содер­жания предусматривался для заучивания: фрагменты из Биб­лии, духовные песнопения, различного рода наставления. Элементы реальных знаний, которые только-только начали проникать в народную школу, были изъяты из программ.

Ядро новой школьной системы Ф.А.В. Дистервег видел в светской народной школе для детей от 6 до 14 лет и преем­ственно связанной с вышестоящими учебными заведениями. Вслед за И. Г. Песталоцци главную задачу народной школы он видел в разностороннем развитии каждого ребенка неза­висимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей.

Ф.А.В. Дистервег продолжил разработку выдвинутой еще ранее идеи общечеловеческого воспитания применительно к социально-историческим условиям своего времени. Он выде­лял две стороны общечеловеческого воспитания: общая, с одной стороны, состоит в том, что школьное образование на первой его ступени не должно зависеть-иот социальной при­надлежности ребенка, все без исключения должны воспиты­ваться «в широком, высоком и воодушевляющем смысле сло­ва»; с другой стороны, нижние ступени любых учебных заве­дений должны сообщать единые знания и нравственные установки, закладывая тем самым основы общего образова­ния человека в широком смысле слова, что может быть дос­тигнуто только на следующей ступени обучения.

Таким путем, по мысли Ф.А.В. Дистервега, можно обес­печить не только природосообразность школьного воспита­ния в соответствии с сущностью самого человека, но и един­ство, равноправие, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом.


В общую задачу народной школы включалось воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и чело­вечности. Очевидная абстрактность названных положений кон­кретизировалась определением учебно-воспитательной функции народной школы, которая призвана заложить основы для формирования нации, развития начал человеческого досто­инства у своих воспитанников, всестороннего воздействия на развитие умственных способностей детей, для становления у них характера, основу которого составит их интеллект. Таким образом, трактовка Ф.А.В. Дистервегом общечеловеческого воспитания ориентировала народную школу на развитие у ее воспитанников таких качеств личности, которые дали бы воз­можность каждому найти свое место для проявления актив­ности в последующей жизни.

Теория воспитания определялась Ф.А.В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего по­тенциала личности и последовательное воздействие органи­зованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть. Свободное раз­витие требует от воспитателя не применять никакого наси­лия над ребенком в отношении его природных дарований, противоречащего человеческой природе, и, наоборот, вся­чески содействовать возбуждению деятельности заложенных в нем свежих и здоровых сил.

Исходя из этого, Ф.А.В. Дистервег видел суть воспитания в возбуждении и напряжении природных сил ребенка и поэто­му считал, что педагогика предполагает знание законов есте­ственного развития человека, связанное с практическим на­выком применения этих законов.

Желая помочь учителю в реализации развивающего, при-родосообразного подхода к организации учебно-воспитатель­ной работы в школе, Ф.А.В. Дистервег выделял три ступени возрастного развития детей школьного возраста с учетом данных современной ему психологии.

Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, ха­рактерны преобладание физической деятельности, сенсор­ного восприятия, повышенная резвость и склонность к иг­ровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. Отсюда первостепенное значение при обучении детей этой возраст­ной группы приобретает руководство чувственным познани­ем, упражнение чувств.

Школьники второй возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приоб­щении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков. Это период обогащения памяти наиболее важными сведениями, которые необходимо запомнить на всю жизнь. Если на первой возрастной ступени самодеятельность выражается главным образом в физической деятельности и свободной игре воображения, то на второй ступени «воспри­имчивость и самодеятельность действуют сообща». В этот пе­риод у детей проявляются начала абстрактного мышления, их следует научить делать общие заключения, выводить правила и применять их на практике. Однако на протяжении всего вто­рого возрастного периода должны преобладать учение в соб­ственном смысле слова и упражнения, которые приводят к выработке у детей прочных умений.


Третья ступень в предлагавшейся схеме возрастного раз­вития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, по мнению Ф.А.В. Дистервега, усиливается деятельность рас­судка, который переходит в формирование начал разума.

В этой характеристике юношеского возраста, надо пола­гать, были отражены идеи двух крупнейших представителей немецкой классической философии — И. Канта и Г.В.Ф. Ге­геля, которые различали два типа мышления — «рассудок» и «разум»: «рассудок» связан с мышлением, направленным на расчленение и регистрацию чувственного опыта; с «разумом» связано абстрактно-теоретическое мышление, раскрывающее сущность объектов, внутренние законы их развития. У детей старшего возраста их представления возникают в логической последовательности, развивается сила мышления, вырабаты­ваются твердые нравственные принципы, превращающиеся в убеждения. Это время серьезного и свободного самоопределе­ния личности, что проявляется в возникновении нравствен­ных идеалов.

Ф.А.В. Дистервег, опираясь на разработанный философа­ми его эпохи диалектический метод, рассматривал интел­лектуальные задатки ребенка — чувственное восприятие, память, рассудок и разум — не изолированно, а во взаимо­связи и замечал, что ребенок в любое время является суще­ством, одаренным этими различными познавательными сред­ствами. Он, следовательно, не бывает в одно время исклю­чительно чувственно воспринимающим, в другое время рассудочным существом, а у него всегда проявляются все эти функции, но в различных сочетаниях. Заключая эти раз­мышления, Ф.А.В. Дистервег выступал против положения Ж.-Ж. Руссо о «сне разума» у ребенка до 12 лет, утверждая, что и в шесть лет ребенок имеет разум, но только он занят иными вещами, чем восемнадцатилетний юноша.

Представив схему основных особенностей развивающей учебно-воспитательной деятельности школы соответственно «естественным ступеням развития подрастающего человека», Ф.А.В. Дистервег предупреждал, что им намечены лишь об­щие подходы, которые ни в коем случае не должны механи­чески применяться в школе. Напротив, они ориентированы на творческий учет их учителем. Признавая свободное разви­тие общечеловеческих и индивидуальных задатков неотъем­лемым правом каждой личности, Ф.А.В. Дистервег возлагал на общество ответственность за создание благоприятных ус­ловий, необходимых для реализации этих прав всеми члена­ми общества. В этом он усматривал движение к разумности и нравственной гармонии общественных форм и потребнос­тей людей. Отсюда у него вытекал и — как бы дополняющий принцип природосообразности — принцип культуросообразности воспитания.


Ребенок не просто «натура» — часть природы, которую вос­питатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматри­вая воспитание как историческое явление, Ф.А.В. Дистервег сделал вывод о том, что состояние культуры каждого народа, т.е. среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру стра­ны, являющейся родиной ученика. По существу, идея культу­росообразности воспитания включала мысль о том, что воспи­тание — часть культуры — неотъемлемая часть того общества, в котором оно осуществляется. Отсюда Ф.А.В. Дистервег делал логический вывод, что немецкий ребенок должен был по-раз­ному воспитываться в разные исторические эпохи; условия жизни и требования времени в Китае, Пенсильвании, Порту­галии, Англии, Франции и Германии в данный момент совер­шенно различны, что и должно учитываться в процессе воспи­тания.

Рассматривая вопрос о соотношении принципов приро­досообразности и культуросообразности, Ф.А.В. Дистервег полагал, что первый из них является как бы основополагаю­щим, устанавливающим общую норму, в свете которой можно оценивать достоинства и недостатки любой воспитательской деятельности. Эта общая норма состоит в требовании к вос­питателю ни при каких условиях не поступать наперекор природе. Каждый учитель должен стремиться к гармонично­му сочетанию культуры с природой, к достижению равновесия между природной средой и природной сущностью чело­века, с одной стороны, и человеческим сообществом — с другой.

К всеобщим воспитательно-образовательным принципам Ф.А.В. Дистервег относил также побуждение самодеятельно­сти, что соответствует самой природе человека: естествен­ной потребностью ребенка является стремление к познанию, он хочет жить, воспринимать, ощущать, действовать, уп­ражнять свои силы.

Исходя из принципа самодеятельности, Ф.А.В. Дистервег рассматривал образование с двух сторон: как нечто находя­щееся вне человека и составляющее для него цель, стремле­ние и то, что возникает, постепенно образуется в процессе развития самого человека. В таком понимании самодеятель­ность представлялась ему и целью, и непременным условием образования, поскольку ни образование в целом, ни знания не могут быть сообщены: их человек приобретает только сам, в процессе собственной разнообразной деятельности, актив­ности. Поэтому и назначение учителя состоит, прежде всего, в развитии самодеятельности воспитанников, лишь насколько хватает самодеятельности, человек способен получать образо­вание от других и приобретать его самостоятельно.