ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 409
Скачиваний: 0
Тарова Инна Николаевна
с порядком изложения, а по ступеням обучения, объединяющим связанные между собой вопросы школьного курса алгебры и геометрии, изучаемые в 9 классе.
В разделе "Тематическое планирование учебного материала" приводится конкретное планирование.
Раздел "Связь спецкурса со школьной программой" устанавливает взаимосвязь школьной программы и спецкурса.
Содержание курса
1.Функции и графики
Декартовы координаты на плоскости. Полярная система координат. Координаты точек в данных системах.
Основные элементарные функции: линейная, квадратичная, степенная, прямая и обратная пропорциональность, модуль, квадратный корень. Их свойства и графики. Построение графиков кусочно-заданных функций, графиков, связанных с модулем, графиков рациональных функций. Композиция функций. Виды преобразования графиков функций: сдвиги и растяжения (сжатия) вдоль координатных осей, симметрия относительно осей и точек.
Геометрическая интерпретация уравнений и их систем, линейных неравенств с двумя переменными. Метод интервалов.
2.Планиметрия.
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Разложение векторов по базису.
Теорема синусов, теорема косинусов. Решение треугольников по трем сторонам, по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам.
Движения плоскости. Осевая симметрия, параллельный перенос, поворот, центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур. Основные понятия и свойства. Подобие треугольников. Инверсия.
3. Моделирование физических процессов
Движение тела с постоянной скоростью. Падение тела с учетом сопротивления среды. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Бег по наклонной плоскости. Движение небесных тел. Колебания математического маятника. Колебания в электрической цепи. Моделирование явлений и процессов в воздушной среде.
Требования к подготовке учащихся
Функции и графики
Учащиеся должны:
·уметь находить значения координаты точки в прямоугольной системе координат и полярной системе координат; знать порядок записи координат точек плоскости и их названий; находить расстояние между точками в координатной форме;
·иметь наглядные представления об основных свойствах элементарных функциях; «читать» свойства функций по графику; находить по графику проме-
170
Компьютерное моделирование
жутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения; иллюстрировать их с помощью графических изображений;
·уметь строить графики функций;
·применять правила преобразований: параллельного переноса, сжатия и растяжения, отражения графиков относительно осей и точек;
·сочетать различные способы решения уравнений и систем уравнений сопоставлять результаты двух решений
Планиметрия.
В результате учащиеся должны:
·выполнять операции над векторами в геометрической и в координатной
форме;
·знать, что такое координаты вектора; вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам; строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника;
·уметь применять теоремы косинусов и синусов, в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах; научиться выбирать правильный ход решения при использовании теоремы синусов и косинусов; применять основные приемы вычисления элементов треугольника по трем сторонам, по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам;
·знать определения и формулы преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды.
Моделирование физических процессов
Учащиеся должны сопоставлять:
·понятие линейной функции как модель движения с постоянной скоростью;
·квадратичной функции как модель свободно падающего тела;
·математический маятник, колебания в электрической цепи, тень от солнца
–модели тригонометрических функций.
Тематическое планирование учебного материала
9 класс -34ч.
Содержание
Функции и графики (17ч.)
Основная цель - обобщить и систематизировать сведения о функциях 1. Системы координат 2
1)Декартова система координат 1
2)*Полярная и сферическая системы координат 1 2. Линейная функция 2
1)Прямая пропорциональность 0,5
2)Линейная функция 0,5
3)*Кусочно-линейная функция 1 3. Квадратичная функция 2
1)Квадратное уравнение 0,5
171
Тарова Инна Николаевна
2) График квадратичной функции 1,5
4. Другие функции 5
1)Обратная пропорциональность 1
2)Дробно-линейная функция 1
3)Степенная функция 1
4)*Обратные функции 1
5)*Функции, содержащие модуль 1 5. Графические методы решения задач 4
1)Решение уравнений 1
2)Решение неравенств 1
3)Решение систем уравнений 2
6. Преобразования графиков функций 2
1)Параллельный перенос 0,5
2)Растяжение и сжатие 0,5
3)Отображение относительно осей и точек 1
4)*Алгебраические операции над функциями 1 Планиметрия (12ч)
Основная цель - научить классифицировать задачи, применять соответствую-
щие способы решения задач, расширить и систематизировать знания учащихся о видах движения: осевая симметрия, параллельный перенос, поворот, центральная симметрия, гомотетия, инверсия, развить пространственное мышление и воображение.
1. Решение треугольников 5
1)Теорема косинусов 1
2)Теорема синусов 1
3)Решение треугольника по трѐм сторонам 1
4)Решение треугольника по стороне и двум углам 1
5)Решение треугольника по двум сторонам и углу между ними 1 2. Векторы 4
1)Разложение векторов по базису 1
2)Сложение и вычитание векторов 1
3)Умножение вектора на число 1
4)Скалярное произведение 1
3. Преобразования фигур на плоскости 3
1)Движения 0,5
2)Параллельный перенос 0,5
3)Симметрия и поворот 0,5
4)Подобие 0,5
5)*Гомотетия 0,5
6)*Инверсия 0,5
172
Компьютерное моделирование
Моделирование физических процессов (4ч.)
Основная цель - рассмотреть простейшие физические задачи, как модели элементарных функций. Данная тема расширяет математический кругозор учащихся, обогащает арсенал средств, используемых в решении разнообразных задач, имеет прикладное значение, повышает интерес к предмету.
1)Движение тела с постоянной скоростью. 0,5
2)Движение тела, брошенного под углом к горизонту. 0,5
3)Бег по наклонной плоскости. 0,5
4)Движение небесных тел. 0,5
5)Колебания математического маятника. 0,5
6)Колебания в электрической цепи. 0,5
7)Моделирование явлений и процессов в воздушной среде. 0,5
8)Падение тела с учетом сопротивления среды. 0,5 Литература
1.Учебное пособие: Математика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Г.В.Дорофеев. – М.: Дрофа, 2001. – 352с. Алгебра 9 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа)
2.Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательной школы. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.–М.: Просвещение, 1990-1999. Геометрия 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
3.Программы для общеобразовательных школ. Математика. 5-11. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2000.
4.Тематическое планирование по математике: 5-9 кл. Книга для учителя. Сост. Т.А. Бурмистрова. — М.: Просвещение, 2003.-96с.
5.В. Д. Степанов. Активизация внеурочной деятельности по математике.
6.Г.Т.Юртаева. Лаботаорно-графические работы по алгебре.
7.В.Г.Коваленко. Дидактические игры на уроках математики.
8.Основы творческой разработки урока математики. «Первое сентября». № 11, 13, 19, 21/97
9.А. А. Окунев. Спасибо за урок, дети! М.: Просвещение, 1988.
Оборудование
1.Компьютеры, минимальные требования: Windows 98SE/Me/2000/XP, Internet Explorer 5.0, Pentium–150, 200 Mб свободного дискового пространства, 64 Mб оперативной памяти, CD-ROM, SVGA 800×600.
2.Программы для компьютера: «Открытая математика. 2.5. Функции и Графики», «Открытая математика. 2.5. Планиметрия» ООО «Физикон»;
3.Индивидуальные задания;
4.Инструкции по работе с программой перед каждым компьютером или в документе Word.
173