ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 406
Скачиваний: 0
Компьютерное моделирование
Каждый ученик по окончанию изучения темы должен выполнить исследовательскую работу: написать реферат или сочинение по предлагаемым темам, или выбрать самостоятельно.
У учителя возникают сложности с проверкой рефератов, так как на это уходит много времени. В некоторой мере эта трудность снимается путем организации взаимопроверок, а также с помощью старшеклассников, посещающих факультативы. Хотя ученик за год выполняет один-два реферата, но их значение в повышении математической культуры школьников трудно переоценить.
Тема: «Графическое решение систем уравнений»
Цель:
1.Сформировать умение решать системы уравнений графическим способом.
2.Совершенствовать навыки построения и чтения графиков.
3.Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Оборудование:
1.Программа для компьютера: «Функции и графики», ООО «ФИ-
ЗИКОН», М.2003г;
2.Индивидуальные задания;
3.Инструкция перед каждым компьютером или в документе Word
Описание работы
Учащиеся делятся на группы по два человека. Каждая группа знакомится с за-
данием, содержанием и описанием работы. При необходимости используют электронный учебник, калькулятор, компьютерную модель 2.17. или «Графер».
Задания
xy k,
1. Решите графически систему уравнений выполните
y mx2 nx p
проверку на модели. При необходимости воспользуйтесь подсказкой, 2.5.3.
x2 y 2 q
2. Решите графически систему уравнений
ax by c 0
3. Исследовать взаимное расположение прямой и гиперболы.
|
2 |
|
y |
2 |
|
|
|
x |
|
|
|
1 |
|
|
|
b2 |
||||
4. Исследовать систему уравнений a2 |
|
|
||||
|
kx |
|
|
|||
y |
|
|
5. Убедиться, что при |k|<|b/a|, прямая пересекает гиперболу в двух точках, а при |k|>|b/a|точек пересечения нет.
Алгоритм работы.
179
Тарова Инна Николаевна
1. |
Подставить данные параметров в систему уравнений: |
xy k,
y mx2 nx p
2. Привести уравнения к виду y=f(x), y=g(x).
3. Построить графики функций:
Выберите программу «Графер»;Задайте команду «Построить функцию»;Введите функцию y=f(x);
Постойте график;
Аналогично постройте график функции y=g(x).
4.Найти координаты точек пересечения:
Определите точку пересечения, команда «Точка»;
Увеличьте данную область точку, увеличив масштаб;
Определите |
координаты |
точки |
наиболее |
точно. |
5.Записать значения корней (координаты точки) в отчѐт.
6.Проверить корни на точность. *Найдите погрешность вычисления
корней.
8.*Выполнить второе задание, см. п. 1-6.
9.Записать ответы и выводы.
Варианты для работы
Варианты1 2 3 4 5 6 7 8
Числовые данные
k 1 4 6 1 4 6 1 1
180
Компьютерное моделирование
m |
-1 |
-2 |
0,51 |
2 |
-1 |
1 |
1 |
|
n |
0 |
12 |
1 |
4 |
121 |
-1 |
2 |
|
p |
2 |
-14 |
-5 |
2 |
144,52 |
|
-1 |
|
q |
2,43 |
2,52,64 |
|
4 |
3,53,5 |
|||
a |
1 |
-1 |
1 |
-1 |
2 |
1 |
3 |
-3 |
b |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
c |
-2 2 |
-2 -2 |
2 |
-3 |
3 |
3 |
Компьютерные исследования:
Тема: «Преобразования фигур»
Цель занятия:
1.Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.
2.Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные результаты.
Описание работы:
1.Откройте в разделе «Модели» окно модели «Движение».
2.Нажмите кнопку «Старт», рассмотрите данные на экране.
3.Рассмотрите все виды преобразования, обратите внимание на свойства.
4.Смоделируйте свою ситуацию для каждого вида преобразования. Рис. 1 модель Движение.
На интерактивной модели «Чертѐж» для точек А(1;2), В(-3;3), С(-1;2), Е(5;- 1) постройте симметричные им относительно оси ох, оу, начала координат.
181
Тарова Инна Николаевна
5.Для точки М(а;в) найдите симметричную ей относительно оси абсцисс точку М`. Какие координаты имеет точка М`?
6.Для точки Е(x;y) найдите симметричную ей относительно начала координат точку Е`. Какие координаты имеет точка Е`?
7.Какова зависимость между координатами точек М и М`?
8.Какова зависимость между координатами точек Е и Е`?
9.Какими формулами можно задать центральную симметрию относительно начала координат?
10.Какими формулами задается поворот вокруг начала координат на угол φ против часовой стрелки?
11.Какими формулами задается параллельный перенос? Найдите точки, в ко-
торые переводятся точки А(1;4), В(-5;1), С(-1,2;0,3), О(0;0)?
12.Сделайте теоретические и практические выводы.
Рис. 2 модель Чертѐж.
Тема: «Преобразование графиков функций»
Цель:
1.Воспитание навыков самообучения.
2.Развитие поисковой самостоятельности.
Оборудование:
1.Программа для компьютера: «Функции и графики», ООО «ФИ-
ЗИКОН», М.2003г;
2.Индивидуальные задания;
3.Инструкция перед каждым компьютером или в документе Word.
182
Компьютерное моделирование
Описание работы
Учащиеся делятся на группы по два человека. Каждая группа знакомится с заданием, содержанием и описанием работы. При необходимости используют электронный учебник, калькулятор, компьютерную модель 2.17. или «Графер».
Задания для повторения темы:
1.Подготовка к работе.
В чѐм сходство графиков y=1/3x2, y=1/3(x+2)2 , y=1/3x2+3 и y=-/3x2?
Сравните координаты точек с равными абсциссами.
Сравните координаты точек с равными ординатами.
2.Выполняя компьютерное моделирование, заполните пустые клетки таблицы:
Данная функция |
Новая функция |
Описание преобразования |
|
y=x2 |
|
Перенос на 2 |
единицы вверх |
y=x2 |
y=x2-4 |
|
|
y=x2 |
y=-2x2 |
|
|
|
y=(x+2)2 |
Перенос на 2 |
единицы влево |
y=x2 |
|
Перенос на 2 |
единицы вправо |
y=x2 |
|
Сжатие в 3 раза по оси ох |
3.Постройте график функции y=(2x+3)2. Опишите последовательность построения.
4.Выполните на одной плоскости графики данной последовательно-
сти.
5.*Сделайте вывод, записав формулы преобразований координат в общем виде.
6.*Проверьте свой вывод, выполнив 1-2 задания, выбранные самостоятельно.
Задания к исследовательской работе
1.Подготовка к работе.
Электронный курс. 1.4.1, вопрос3, задача1,2 с ответами, задачи 1,2
срешением.
2.Выполняя компьютерное моделирование для точек А(3,4), В(-1,-2), С(-3,2), Д(5,-3) постройте симметричные им
x` x
Относительно оси ох по формуле
y ` y
Относительно оси оу, запишите формулу,
Относительно начала координат, запишите формулу
183
Тарова Инна Николаевна
3.Найдите точки, в которые переводятся указанные выше точки при парал-
x` x a |
|
|
, если а=4, в=1 |
лельном переносе, заданном формулой |
|
y` y b |
|
|
|
4.В какую фигуру перейдѐт окружность x2+y2=9, если а=2, в=4? Запишите формулу, постройте график уравнения.
5.Для точек п.1 постройте точки, в которые преобразует:
x` x
Растяжение, сжатие от оси ох k=2, k=0,5 по формуле
y ` ky
Запишите их координаты.
6.С помощью какого преобразования может быть получена парабола:
|
а) |
y=0,5x2 |
|
|
б) |
y=3x2 |
|
|
в) |
y=-3x2 |
|
|
г) |
y=(x-2)2 |
|
|
д) |
y=x2-1 |
|
|
е) |
y=(x-2)2-1 |
|
|
ж) y=2(x-2)2-1 |
||
|
Форма отчета |
|
|
|
Фамилия _______________________ |
||
|
Вариант _______________________ |
||
Задания |
|
|
|
1 |
задание: |
|
Формула преобразования |
|
|
|
|
относительно оси оу |
|
|
|
Формула преобразования относительно |
|
||
начала координат |
|
|
|
2 |
задание координаты точек при |
|
|
параллельном переносе |
|
|
|
А |
|
|
|
В |
|
|
|
С |
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
задание |
|
|
4 |
задание |
|
|
5 |
задание |
|
|
6 |
задание опишите преобразования |
||
|
а) |
|
|
184