ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 711
Скачиваний: 1
Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)
ния феодализма. В результате мощные крестьянские восста- ния XIV – XV вв. потрясли здание западноевропейского обще- ства. В конце второго периода в Италии, где города получили наиболее бурное развитие по сравнению с другими странами Европы, зарождается новая культура – культура Возрождения или гуманизма, отражающая взгляды ранних буржуазных элементов города.
Содержание позднего средневековья (XVI – первая поло- вина XVII вв.) состояло в разложении феодализма, возникно- вении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства. Новое сталкива- лось со старым, ломая отжившие отношения и соответствую- щие им институты, выливаясь в острые социальные взрывы.
Позднее средневековье – это время великих географиче- ских открытий, начала колониальных захватов; Реформации, первой крупной идеологической битвы с феодализмом, мощ- ных крестьянских восстаний, ранних буржуазных революций. Основной формой государства этого периода в Европе стано- вится абсолютная монархия, поддерживая и укрепляя кото- рую класс феодалов пытался отсрочить крах своего господ- ства. Однако ни абсолютизм, ни начавшаяся католическая ре- акция не могли предотвратить крушения феодальных устоев и окончания средневековья. На смену феодальной шла капи- талистическая формация.
Сегодня в исторической науке формационному подходу противопоставляется цивилизационный подход к историче- скому процессу, в соответствии с которым основной типологи- ческой единицей истории является не формация, а цивилиза- ция, представляющая собой сообщество людей, объединенных общественно значимыми духовными ценностями и идеалами, единым стилем творческого мышления, обобщенным образом мира. Цивилизация имеет устойчивые особые черты в соци- ально-политической организации, культуре, экономике. При таком подходе в центре исторического процесса прежде всего оказывается не производство и его организация, а человек, его внутреннее состояние, развитие его творческих способностей,
15
История Отечества
его права и свободы, окружающая его социокультурная среда, которые определяют прогресс общества, уровень его культур- ного, экономического и духовного развития.
Поскольку среди ученых нет единства в определении хро- нологических рамок цивилизации средневековья, будем иметь в виду феодальную Европу V – XVI вв. (период между антично- стью и Реформацией), народы которой развивались сходными путями, демонстрируя общность духовных ценностей. Средне- вековье, таким образом, представляет собой одну из стадий в процессе становления современной европейской цивилизации. Цивилизационный подход к истории позволяет увидеть, чем жили люди средневековья, каков их менталитет; познакомиться с образом жизни, который определялся господствующей идео- логией средневековья – христианством, вошедшим в души евро- пейцев, организовавшим их сознание и бытие.
Характерно, что в течение столетий средневековая Евро- па развивалась крайне медленно, находясь под жесткой цер- ковно-идеологической опекой. Однако в XII-XIII вв. положе- ние начинает меняться. Несмотря на то, что церковь удержи- вала официальное идеологическое руководство обществом, культура в Европе в этот период начинает развиваться не только помимо церкви, но частично против нее. Возрождение интереса к земному миру, к человеку, нашедшее отражение в светской, городской культуре, дает мощный импульс разви- тию. Начинается формирование ценностей аналогичных пе- риоду античности, становление общества прогрессивного ти- па развития. Развернулся процесс рационализации сознания, начала складываться система светского образования. Прони- кающие с начала XIII века в Европу нормы римского права способствовали зарождению основ правового государства, го- сударственной защиты прав личности.
Развернувшаяся в XIV – XVI вв. эпоха Возрождения по- зволила воскресить нормы античной цивилизации с ее гума- низмом, жизнеутверждающей силой, демократическими тра- дициями, верой в безграничные возможности человека.
16
Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)
Огромную роль в становлении европейской цивилиза- ции сыграла Реформация XVI в. Начавшись в Германии, она быстро распространилась на другие страны средневековой Европы. Реформация позволила ограничить роль церкви и духовенства, разрушить этические и эстетические нормы ка- толицизма; породила новое направление в христианстве – протестантизм, систему духовных ценностей, способствую- щих развитию инициативы личности. В результате идея част- ной собственности, жажда деятельности, стремление к лично- му успеху получили духовную санкцию. Реформационные процессы в массовом сознании начались раньше или протека- ли параллельно развитию буржуазных отношений. Реформа- ция в этом смысле открывала эпоху, на пороге которой стояла Европа нового времени.
Взгляды на историю, и в том числе на историю средне- вековья, с позиций формационного и цивилизационного под- ходов убеждают, что они не противоречат друг другу, а явля- ются разными аспектами осмысления единого исторического процесса. Не случайно поэтому все громче звучат голоса оте- чественных историков, ставящих вопрос о поиске синтеза со- циально-классового и общечеловеческого подходов, о разра- ботке единой теории, дающей целостное представление об историческом процессе. Термин «цивилизация», используе- мый сторонниками такого синтеза, носит несколько условный характер, так как подразумевает единство формационного и цивилизационного подходов.
1.2.Киевская Русь
Висторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. Согласно одной из них – это европейская страна, относящаяся к запад- ному типу цивилизации. Согласно другой точке зрения Рос- сию следует рассматривать как вариант восточного общества. В соответствии с третьей – это евразийская цивилизация, воз-
17
История Отечества
никшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада. Для того чтобы определиться в этом многообразии подходов, необходимо получить целостное представление об историческом пути России.
Известно, что нашими предками были восточные славя- не, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне также, как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение «варварских» племен IV – VIII вв. («Великое переселение народов»), сыграли важную роль в ли- квидации античного общества и образовании феодальной средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, освоившие территорию Центральной и Восточной Европы от Балтики до Карпат, начали продвигаться на север и восток, положив на- чало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Ти- хого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII – VIII вв., восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов – Днепр, по кото- рой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Ви- зантию («из варяг в греки»). В IX – X вв. здесь жили племена: уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.
Славяне занимались земледелием и скотоводством, нема- ловажную роль в их жизни играло рыболовство и лесное хозяй- ство (звероловство, бортничество). Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с ко- ротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель. Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны.
ВVII – VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло.
Врезультате его отделения от земледелия появились города – центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль гре-
18
Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)
ко-варяжского пути. Варяжские пришельцы называли славян- скую землю Гардарикой – страной городов.
В дальнейшем города превратились в политические цен- тры, к которым тяготела округа, составили социально-полити- ческую основу Древней Руси.
До расселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере рас- селения славян в VI – VIII вв., когда основной формой поселе- ний становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяй- ство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (тер- риториальную) общину, члены которой индивидуально вла- дели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежа- щими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ
вопределенные и строго ограниченные сроки предопределя- ли огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устой- чивость общинных институтов. Внутренняя жизнь общин строилась на принципах демократии: выборности старейшин и принятии коллективных решений.
Соседские общины объединялись в племена, а иногда и
вболее крупные общности – межплеменные союзы, во главе которых стояли князья. Появление личной собственности в пределах общины создавало условия для роста имуществен- ного неравенства среди славян. Обогащению части славян (в первую очередь племенной знати) способствовали походы на Византию и грабеж ее земель, а также торговая деятель- ность. В таких условиях разбогатевшая знать, опираясь на племенные органы управления, упрочивала свою власть над соплеменниками. Складывались предпосылки формирования государства как механизма саморегуляции общества. Возник- новение государства у восточных славян относится к эпохе раннего средневековья. В летописи XII в. («Повесть временных
19