Файл: Пособие по истории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 765

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Советское общество от 1917 г. до начала 50$х годов: формирование и утверждение «казарменного социализма»

Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян. Их критиковали за безыдейность, формализм, декаденство, отход от канонов социалистического реализма.

В рамках кампании борьбы с космополитизмом последо- вали массовые антисемитские репрессии против еврейских деятелей культуры, обвиненных в «сионистской деятельности в интересах империализма». Был разгромлен «Еврейский ан- тифашистский комитет».

Развернулись погромные «дискуссии» по естественным и общественным наукам. Сталин участвовал в двух по язы- кознанию (1950 г.) и политэкономии (1951 г.), где выступал с завершающим словом, оставаясь главным и единственным «теоретиком» партии, оппонентов же, как правило, репресси- ровали. Научную интеллигенцию продолжали связывать же- сткими узами «партийности».

Сталин, боясь политического соперничества, продолжал совершенствовать свое искусство аппаратных игр. Меч терро- ра коснулся и высшего партийно-советского эшелона власти. Во второй половине 40-х гг. Сталин задумал проведение новой радикальной чистки руководящих кадров. Первыми пали Н. Вознесенский, А. Кузнецов, М. Родионов, а вместе с ними десятки и сотни партийных и советских работников. Это было так называемое «ленинградское дело», участникам которого инкриминировались «развал социалистического хозяйства методами международного капитала», превращение Ленин- градской партийной организации в опору для борьбы с пар- тией. Это был удар по выдвинувшимся в годы войны руково- дителям, возможным преемникам высшей власти.

Объектом террора, по существу, был весь народ. Неда- ром численность «населения» ГУЛАГа достигала громадных цифр (по разным оценкам от 4,5 до 12 млн. человек).

Последней акцией агонизирующей тоталитарной систе- мы террора стал инспирированный в январе 1953 г. «заговор убийц в белых халатах». Были арестованы 9 врачей, в основ- ном евреи, по обвинению в сотрудничестве с американской разведкой и международной сионистской организацией

161


История Отечества

«Джойнт», преднамеренном убийстве А. Жданова и А. Щер- бакова, подготовке террактов против других советских поли- тических и военных деятелей. В этих условиях оголтелого ан- тисемитизма советские евреи были окончательно деморализо- ваны, ожидая решения о своей депортации.

Но постепенному наращиванию новой волны репрессий помешала смерть Сталина, наступившая 5 марта 1953 г. К сча- стью, второго издания «большого террора» не получилось, «развитой сталинизм» рухнул. Но страна замерла в ужасе и страхе: как жить без вождя?!

Последние годы правления Сталина были кульминацион- ными в развитии советской тоталитарной системы. Со смертью Сталина заканчивалась сложная, героическая, но и трагическая страница истории советского общества. Именно в послевоенные годы все явственнее становились симптомы глубокого политиче- ского, идейного и экономического кризиса, постепенно и неук- лонно поражавшего страну. А для сознания людей было харак- терно противоречие между ощущением несправедливости про- исходящего в их жизни и безысходностью попыток изменить ее. В то же время преобладающим в обществе было полное доверие правящей партии и руководству страны. Поэтому послевоенные трудности воспринимались как неизбежные и преодолимые в недалекомбудущем.

Послевоенный период был одним из наиболее противо- речивых и напряженных в истории СССР. Избранный путь развития экономики страны за счет экстенсивных факторов и сверхэксплуатации труда, недостаточное внимание к разви- тию невоенных направлений НТР, а также фактическое стремление стать ядерной сверхдержавой обусловили уязви- мость экономики СССР.

Размах репрессий и политический гнет государства дос- тигли таких размеров, что необходимость некоторого ослаб- ления режима стала уже ощущаться и среди правящей элиты.

162


От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития

ТЕМА 5.

От первых попыток либерализации тоталитарной системы –

ксмене модели общественного развития

1.Смерть Сталина. Мероприятия по смягчению режима, оздоровлению обстановки в стране.

2.Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР иеевлияние на ходобщественного развития.

3.СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных яв- лений.

4.Советский Союз в 1985–1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад

СССР.

5.Становление российской государственности. Россия на пу- тяхрадикальнойсоциально-экономическоймодернизации.

Изучение данной темы предполагает работу над двумя

самостоятельными подтемами: Советское общество 50–80-х гг. От первых попыток либерализации системы к глобальному кризису (50–80-е гг. ХХ столетия); От попыток перестройки сис- темы к смене модели общественного развития (1985–2005 гг.).

163

История Отечества

Подтема 1. Советское общество 50 – 80-х годов. От первых попыток либерализации системы – к глобальному кризису (50–80-е годы ХХ столетия)

1.Смерть Сталина. Мероприятия по смягчению режима, оздоровлению обстановки в стране.

2.Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР иеевлияние на ходобщественного развития.

3.СССР в середине 60 – 80-х гг.: нарастание кризисных яв- лений.

Изучив подтему 1, студент должен:

знать:

а) причины кризиса власти в стране после смерти И.В. Ста- лина в 1953 г., характер отношений внутри «коллектив- ного руководства», суть борьбы между Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым и Л.П. Берией и ее результаты. Понимать причины и характер изменений в стране, которые осу- ществлялись в период «коллективного руководства», не- смотря на серьезные разногласия в нем. Понять роль ХХ съезда партии в процессе духовного освобождения и обновления и причину попятных шагов, нашедших от- ражение в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий»; роль июньского (1957 г.) Пленума ЦК в преодолении кризиса власти;

б) что мероприятия по смягчению режима, оздоровлению об- становки в стране (либерализация общественной и поли- тической жизни) создали предпосылки для решения эко- номических задач; оценить крупные социально-экономи- ческие преобразования в стране в условиях первого этапа НТР и их последствия; вскрыть противоречия догоняющей модернизации. Понимать взаимосвязь между изменениями

164


От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития

социально-экономической ситуации и постановкой задачи построения коммунистического общества в область прак- тической политики, уметь оценить программу строитель- ства коммунизма как сплав «модернити» иархаики;

в) как менялись теоретические представления о развитии мира и внешняя политика СССР с середины 50-х годов, понимать противоречивость влияния преобразований в стране на ситуацию в мире;

объяснить:

а) причины падения темпов роста экономики страны с на- чала 60-х годов, провал попыток административно- организационными методами усовершенствовать систе- му, вскрыть непоследовательность, субъективизм и во- люнтаризм в решении задач, стоящих перед страной, понять неизбежность отставки Н.С. Хрущева, оценить переворот 1964 года, приведший к смене власти и прави- тельственного курса;

б) причины, в силу которых новое политическое руково- дство страны во главе с Л.И. Брежневым, несмотря на консерватизм, вынуждено было проводить экономиче- ские реформы, вскрыть суть хозяйственной реформы 1965 г. и причины ее неудачи, дать оценку груза нере- шенных проблем, с которым общество вступило в 70-е годы;

понимать:

суть кризиса советской индустриальной системы, у ко- торой не оказалось внутренних механизмов его преодо- ления. Показать исчерпанность мобилизационной моде- ли в условиях сужения экстенсивных источников разви- тия, показать тщетность попыток интенсификации экономического развития, дать оценку попыткам ком- пенсировать технологическое отставание за счет экстен- сивного ведения хозяйства и увеличения экспорта сырья;

165


История Отечества

видеть

противоречия политического развития, глубину бюро- кратизации политической системы, практическую рес- таврацию политической системы 30-х годов, но с ослаб- лением «механизма страха». Понять глубину кризиса в социальной сфере; показать несоответствие «остаточного принципа» провозглашенной в те годы новой экономи- ческой стратегии, отсутствие в стране стимулов к росту производительности труда, догматические представле- ния о макроструктуре общества, нарастающую социаль- ную апатию. Иметь представление о духовно-нравствен- ном кризисе в СССР; объяснить причины возникновения и развития диссидентского и правозащитного движения; проанализировать попытки руководства страны задер- жать эрозию идеологических основ и объяснить их несо- стоятельность. Иметь представления о сути политики разрядки международной напряженности в 60–70-е годы, ее достижениях и противоречиях; объяснить причины рецидива холодной войны в конце 70-х годов. Показать

СССР в системе международных отношений 70–80-х гг.;

подготовить

аналитическую записку, объясняющую причины кризи- са индустриальной системы, пути выхода из него на За- паде и причины «застоя» в СССР. Закрепляются навыки сравнительного анализа.

При изучении подтемы необходимо:

читать учебники:

1.История России / Подред. А.А. Радугина. 1997. С. 295–311.

2.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. – М.: 1999. С. 455–481.

3.Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для ву-

зов. – М., 2003. С. 254–273.

166