ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 763
Скачиваний: 1
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
•выполнить задание: прорешать тестовые задания № 1, 2, 3, 4, 5 (I варианта раздела 5); № 1, 2, 3, 4, 5, 6 (II варианта раз- дела5), атакже№1, 2, 3, 4, 5, 6 (III вариантараздела5).
•акцентировать внимание на следующих понятиях: коллек-
тивное руководство, оттепель, НТР, кризис индустри- альной системы, застой, диссидентское движение, поли- тика разрядки.
Для выполнения задания к подтеме необходимо прочи- тать дополнительную литературу (не менее двух статей):
•Аксютин Ю.В. Новое о ХХ съезде КПСС // Отечествен- ная история, 1998. №2.
•Диссиденты о «диссидентстве» // Знамя, 1997. №9.
•Зубкова Е.Ю. Реформы Хрущева: культура политическо- го действия // Свободная мысль, 1993. №9.
•Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953 к 1956 г. // Отечест- веннаяистория, 1995. №2.
•Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история, 2000. №1.
•Коржихина Т., Фигатнер Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории, 1993. №7.
•Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР во времена Н. ХрущеваиЛ. Брежнева// Отечественнаяистория, 2003. №4.
•Наумов В.П. Борьба Н.С. Хрущева за единоличную власть // Новая и новейшая история, 1996. №2.
•Наумов В.П. К истории секретного доклада Н.С. Хрущева на ХХсъездеКПСС// Новаяиновейшаяистория, 1996. №4.
•Пыжиков А. Социально-психологические аспекты обще- ственной жизни в годы «оттепели» // Свободная мысль, 2003. №6.
•Ханин Г. Десятилетие триумфа советской экономики. Годы пятидесятые // Свободная мысль, 2002. №5.
•XX съезд КПСС в контексте российской истории (Круг- лый стол) // Отечественная история, 2007. №1.
167
История Отечества
Электронные ресурсы:
1.http: //www.idf.ru/almanach.shtml
2.Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ века: Компьютерный мультимедиа учеб- ник. – М.: Клио Софт, 1997. III уровень. Разделы VI, VII.
Для самооценки подтемы 1 выполнить тренировочные задания № 1, 2 (варианта II раздел 5); задания № 1, 2 (варианта
III раздел 5).
Ответить на вопросы семинарских занятий.
План семинарского занятия по подтеме 1:
1.Смерть И.В. Сталина и борьба в руководстве страны за власть. «Оттепель». Либерализация всех сторон жизне- деятельности советского общества. Критика культа лич- ности Сталина.
2.Социально-экономическое развитие страны в условиях первого этапа НТР. Противоречия догоняющей модер- низации.
3.Экономические реформы 1965 года. Их непоследова- тельность и незавершенность. Развитие консервативных тенденций. Основные противоречия экономического и политического развития. Нарастание застойных явлений в социальной и духовной жизни, их влияние на мораль- но-психологическое настроение общества (70-е – начало
80-х гг.).
4.Противоречия внешней политики. Резкое обострение ме- ждународной напряженности в конце 70-х – начале 80-хгг.
168
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
Подтема 2. От попыток перестройки системы – к смене модели общественного развития (1985 – 2005 гг.)
1.Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад
СССР.
2.Становление российской государственности. Россия на путях радикальной социально-экономической модерни- зации.
Изучив подтему 2, студент должен:
понимать:
а) что тупик развития 70–80-х гг. поставил общество и систему перед альтернативой: консервация стагнации или начало нового мобилизационного цикла. Знать о попытках реани- мации агонизировавшей административно-командной сис- темы управления, предпринятой Ю.В. Андроповым; о воз- врате к прежним, устоявшимся при Л.И. Брежневе поряд- кам при К.У. Черненко; о начале бурного реформаторского процесса после прихода к власти М.С. Горбачева. Знать об основных этапах радикальной трансформации российского общества в период с 1985 по 1991 г.: о сути стратегии ускоре- ния социально-экономического развития общества, о меро- приятиях этого этапа, о причинах, в силу которых эта кон- цепция себя не оправдала; о сути концепции перестройки (гласность, «радикальная» экономическая реформа, рефор- маполитической системы), онепредвиденности результатов осуществленияновойстратегии;
б) причины, в силу которых начавшиеся в СССР изменения с самого начала вышли за пределы страны, сущность философии «нового политического мышления» и геопо- литические последствия реализации советской стороной разоруженчески-миротворческого процесса. Объяснить причины неудачи перестройки, отразить в ответе нарас-
169
История Отечества
тание к 1989 году деструктивных процессов во всех сфе- рах жизни общества (экономический спад, инфляция, рост цен, угроза безработицы, нехватка товаров первой необходимости, паралич власти, рост социальной на- пряженности, усиление криминогенной обстановки, рост правового нигилизма, обострение межнациональ- ных конфликтов, лавина суверенитетов).
Знать, как формировалась радикальная оппозиция политике перестройки слева, каков был ее состав и требования, какие причины обусловили рост популярности радикалов в массах в 1989 – 1991 гг.; знать о действиях части партийной номенк- латуры, предпринимавшей атаку на курс Горбачева М.С. справа. Изложить свое видение событий 19 – 21 августа 1991 года, объяснить их роль в крушении коммунистического ре- жима, распадеСССРиотставкеГорбачеваМ.С.;
в) что с распадом СССР и концом коммунистического ре- жима в России началась радикально-либеральная мо- дернизация. Знать ее цели и задачи, основные положе- ния экономической программы, разработанной коман- дой Е.Т. Гайдара (введение свободного ценообразования в сочетании с жесткой финансовой политикой и ограни- чением роста денежной массы; максимальная либерали- зация хозяйственной деятельности; массовая приватиза- ция), ход ее реализации, а также социально-экономичес- кие и политические последствия. Объяснить причины конфликта законодательной и исполнительной власти 1992 – 1993 гг., приведшие к кризису власти, дать оценку октябрьским событиям 1993 года, в ходе которых кризис власти завершился вооруженной схваткой и победой президентской стороны. Понимать, что победа подтолк- нула президентский лагерь Б.Н. Ельцина к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры; обеспечила продолжение либеральной модернизации со всеми вытекающими со- циально-экономическими последствиями;
170
От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
объяснить
почему преобразования вызвали в обществе массовое разочарование; почему (как показали выборы в Думу в 1993, 1995 годах и президентские выборы 1996 года) ма- ятник общественного сознания продолжал колебаться между либерально-демократической и коммунистиче- ской идеями; почему большинство россиян все же выска- залось за поддержку нового порядка;
знать
о характере политической борьбы последних лет прези- дентства Б.Н. Ельцина, о смене руководства, о первых шагах нового Президента В.В. Путина и его команды по реформированию государственного устройства; обеспе- чению единства и согласия в обществе; о либерально- рыночных нововведениях в экономическую и социаль- ную политику; о новой внешнеполитической доктрине современной России. Обратить внимание на шаги в ре- шении чеченской проблемы, задачи по усилению борь- бы с терроризмом. Уметь показать Россию в системе ми- ровой экономики и международных связей; остановиться на оценке деятельности политических партий и общест- венных движений России на современном этапе;
подготовить доклад
по одной из предложенных проблем:
а) Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации;
б) Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.; в) Приобретаются навыки подготовки доклада;
приобрести навыки
подготовки доклада.
171
История Отечества
При изучении подтемы необходимо:
•читать учебники:
1.История России / Подред. А.А. Радугина. 1997. С. 311 – 342.
2.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. – М.: 1999. С. 481 – 517.
3.Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для ву-
зов. – М., 2003. С. 338 – 344.
•выполнить задание: прорешать тренировочные задания № 1, 2, 3 (I варианта раздела 5); тренировочное задание № 3 (II варианта раздела 5); № 3 (III варианта раздела 5).
•акцентировать внимание на следующих понятиях: стратегия ускорения социально-экономического развития, пере- стройка, «новое политическое мышление», радикально- либеральная модернизация.
Для выполнения задания к подтеме необходимо прочи-
тать дополнительную литературу (не менее двух статей):
•Алексеев В.В., Нефедов С.А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма // Общественные науки и современность, 2002. №6.
•Бушуев В. Реформы или «реформы»? // Свободная мысль, 2007. №1.
•Галкин А.А. К второй годовщине президентства В. Путина // Общественные науки и современность, 2002. №2.
•Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов // Общественные науки и современность, 2000. №6.
•Зудин А.Ю. Режим В. Путина: контуры новой политиче- ской системы // Общественные науки и современность, 2003. №2.
•Игрицкий Ю.И. Меняющаяся Россия как предмет концеп- туальногоанализа// Отечественнаяистория, 1998. №1.
•Кива А. Ахиллесова пята российских реформаторов // Сво- бодная мысль, 2005. № 4; Какие реформаторы, такие и ре- формы. // Свободная мысль, 2007. №2.
172