ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 749
Скачиваний: 1
История Отечества
в) свою задачу видели не в расчистке путей для буржуазно- го развития, а в подрыве основ буржуазного строя путем «социализации» земли, т.е. отмены частной собственно- сти на землю, изъятия ее из торгового оборота и уравни- тельного распределения между всеми, кто хочет ее обра- батывать.
7. Какие два большинства, позволяющие председателю Со-
вета министров А.П. Столыпину осуществлять политику «успокоения» страны и реформ, сложились в III Государст- венной Думе?
а) правооктябристское и леворадикальное; б) правооктябристское и левокадетское;
в) правооктябристское и октябристско-кадетское.
8. В чем суть аграрного «бонапартизма», нашедшего от-
ражение в столыпинской реформе?
а) реформа обеспечила сохранение помещичьего земле- владения и одновременно обеспечила условия для соз- дания слоя крестьян-собственников;
б) реформа обеспечила рост помещичьего землевладения, законсервировала старую систему ведения хозяйства, обусловившую очень медленную эволюцию помещичьих хозяйств в буржуазные;
в) реформа привела к ликвидации помещичьего землевла- дения и общинного уклада, что и обеспечило быстрое создание массового слоя фермеров.
9. Чем объясняется осторожность в поведении России в
условиях разгоравшегося в конце XIX – начале XX в. соперни- чества великих держав за господство в Европе и мире, скла- дывания военно-политических блоков?
а) отсутствием имперских амбиций; б) недостаточным авторитетом на международной арене;
в) недостаточной подготовленностью к войне, нестабильно- стьювнутреннейситуации.
232
Тренировочные и тестовые задания по курсу
10. Как был решен вопрос о власти в ходе Февральской ре-
волюции 1917 г.?
а) власть перешла в руки Государственной Думы; б) власть перешла к Учредительному собранию;
в) власть сконцентрировалась в руках Временного прави- тельства;
г) к власти пришел Петроградский Совет; д) в стране установилось своеобразное двоевластие.
Тема 4. Советское общество от 1917 г. до начала 50-х годов: формирование «казарменного социализма»
Тренировочные задания
1. Определите основные цели:
1.«красного»;
2.«белого»;
3.«зеленого» движений в годы гражданской войны.
Набор ответов:
а) спасение российской государственности и православных ценностей;
б) удержание захваченной власти; в) сохранение государственной целостности России;
г) социализация земли, фабрик, заводов; д) тоталитарное переустройство общества;
е) передача власти советам без коммунистов; ж) восстановление самодержавия; прав прежних владельцев
земли; з) обеспечения торжества либеральных ценностей.
2. Определите идеи и требования, которые отражали ви- дение путей развития страны после Февральской революции:
1.либералами;
2.умеренными социалистами;
3.большевиками-ленинцами.
233
История Отечества
Набор ответов:
а) продолжение войны для защиты революции и демокра- тических свобод (революционное оборончество);
б) на данном этапе в России возможна лишь буржуазная революция;
в) обеспечение либерально-демократического развития; г) выдвижение курса на осуществление социалистической ре-
волюциимирнымпутем; д) окончание войны путем заключения демократического
мира; е) проведение широкого круга реформ после «доведения
войны до победного конца» и созыва Учредительного собрания;
ж) союз с либеральной буржуазией и условная поддержка Временного правительства;
з) конфискация помещичьих земель и национализация всей земли;
и) сплочение всех сил страны вокруг Временного прави- тельства;
к) слияние всех банков в один общенациональный банк; л) утверждение контроля со стороны Советов за общест-
венным производством и распределением.
3. Определите сущностные черты:
1.демократической и
2.тоталитарной систем.
Набор ответов:
а) право каждого индивидуума владеть и распоряжаться собственностью;
б) монополия одной партии в политической сфере; в) свободное формирование и легализация разнообразных
экономических и социальных объединений; г) законодательное закрепление и неотчуждаемость граж-
данских и политических прав, д) срастание партии и государства;
е) огосударствление всех сторон общественной жизни;
234
Тренировочные и тестовые задания по курсу
ж) режим неограниченной личной диктатуры вождя; з) представительное правление и разделение властей;
и) резкое возрастание роли органов государственного при- нуждения;
к) экономический и политический плюрализм.
Тестовые задания
1. Какой была основная цель Временного правительства в
1917 году?
а) установление военной диктатуры; б) создание либерально-буржуазной демократии;
в) утверждение диктатуры пролетариата.
2. Какую программу действий выдвинул после Февраль-
ской революции В.И. Ленин, вернувшийся в апреле 1917 г. из эмиграции в Россию?
а) в соответствии с марксистскими положениями он утвер- ждал, что социалистическая революция в России преж- девременна, ибо объективные экономические предпо- сылки ее отсутствуют;
б) выдвигал курс на социалистическую революцию и установ- ление диктатуры пролетариата мирным путем через пере- дачувластиСоветамипоследующуюихбольшевизацию;
в) выдвигал курс на осуществление социалистической ре- волюции путем вооруженного восстания.
3. К каким последствиям привели попытки Корнилова си-
ловыми методами навести порядок в стране?
а) отъезд Керенского из страны в штаб Северного фронта с целью использования боевых частей для подавления мя- тежа;
б) радикализация настроений в солдатской, матросской и рабочей среде, рост популярности большевиков;
в) приход к власти однородного социалистического прави- тельства.
235
История Отечества
4. Какую роль отводили большевики Учредительному соб-
ранию после Октябрьской революции?
а) роль органа власти, призванного обеспечить граждан- ское согласие в обществе;
б) роль органа власти, призванного обеспечить демократи- ческое развитие страны;
в) роль оформителя преобразований, уже проведенных ре- волюционной властью большевиков.
5. Определите шаг большевистской власти в области эко-
номической политики, в результате которого радикально- демократические преобразования начали уступать место «красногвардейской атаке на капитал».
а) принятие декрета о земле; б) создание Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ);
в) принятие положения о рабочем контроле за производст- вом и распределением.
6.К системе мер новой экономической политики относятся:
а) легализация частной торговли и денежного обращения; б) запрещение свободной торговли и постепенная ликви-
дация товарно-денежных отношений; в) прямой государственный товарообмен промышленных
товаров на сельскохозяйственные.
7.Какую роль играет идеологияв тоталитарном обществе?
а) она обеспечивает формирование свободной, раскован- ной личности;
б) она способствует формированию гражданского общества
иправового государства;
в) она способствует формированию иллюзорного общест- венного сознания, созданию общества с однобоким ми- ровосприятием.
8. Почему не удалось создать систему коллективной безо-
пасности вЕвропенакануне Второй мировой войны?
а) силы отталкивания СССР и стран западной демократии были значительно сильнее сил ихвзаимного притяжения;
236
Тренировочные и тестовые задания по курсу
б) фашизм не представлял серьезной угрозы для западной цивилизации;
в) Советское руководство последовательно строило свою внешнюю политику, исходя из идеи единства интересов
СССР и Западной Европы перед угрозой фашизма, но не встречало понимания.
9. В результате контрнаступления советских войск под
Москвой:
а) был достигнут коренной перелом в ходе войны; б) был окончательно сорван план «молниеносной войны»;
в) была перехвачена стратегическая инициатива, которая бесповоротно удерживалась советским командованием до окончания войны.
10. Каковы причины усиления репрессий, осуществляемых
сталинскимруководством в послевоенный период?
а) стремление нанести удар по ярким, неординарным лю- дям, выдвинувшимся в годы войны;
б) уничтожение оставшихся в стране немецких шпионов и диверсантов;
в) защита общества от уголовных элементов.
Тема 5. От первых попыток либерализации тоталитарной системы – к смене модели общественного развития
Тренировочные задания
1. Расположите в хронологическом порядке появление сле- дующих идей, концепций, программ:
1.концепция преодоления некоторых деформаций социа- лизма путем укрепления дисциплины и порядка;
2.теория обострения классовой борьбы по мере продвиже- ния страны к социализму;
3.концепция перестройки;
4.программа построения коммунизма;
5.концепция развитого социализма:
237
История Отечества
и соотнесите их с именем политического лидера страны это- го периода:
а) И.В. Сталин; б) Н.С. Хрущев; в) Л.И. Брежнев; г) Ю.В. Андропов; д) М.С. Горбачев.
2. Определите явления, характеризующие период:
1.«оттепели»;
2.«застоя»;
3.«перестройки» (реформирование системы без выхода за рамки социализма).
Набор ответов:
а) экономическая стагнация; б) прекращение массовых репрессий;
в) демократизация общества, попытка соединения «социа- листических ценностей» с элементами либерализма;
г) широкое развитие гласности, д) прекращение критики культа личности Сталина;
е) усиление процесса бюрократизации политической сис- темы;
ж) начало реабилитации безвинно осужденных; з) введение товарно-рыночного социализма; и) подавление диссидентского движения; к) осуждение культа личности Сталина;
л) отказ от идеи блокового противостояния, признание приоритета общечеловеческих ценностей;
м) обращение государства к социальным вопросам (строи- тельство жилья, повышение зарплаты, развитие сферы бытовых услуг).
3. Определите шаги, предпринимаемые руководством страны в период осуществления курса:
1.на ускорение социально-экономического развития;
2.перестройки;
3.радикально-либеральной модернизации.
238
Тренировочные и тестовые задания по курсу
Набор ответов:
а) введение свободного ценообразования; б) закон о госприемке;
в) введение хозрасчетного или товарно-рыночного социа- лизма;
г) антиалкогольная кампания; д) введение альтернативных выборов депутатов Советов
всех уровней; е) ускоренное развитие машиностроения;
ж) либерализация торговли; з) приватизация государственной собственности.
Тестовые задания
1. Укажите традиционную точку зрения по поводу «дела
Берии»:
а) заговор против Берии был вызван стремлением членов высшего политического руководства страны не допус- тить его на высшую должность, их страхом перед воз- можностью установления еще более жестокого режима;
б) заговор против Берии был результатом им же затеянной двойной игры, в ходе которой он, не претендуя на высшую должность, поддерживал то Маленкова, то Хрущева;
в) заговор против Берии был ответом партийно-государствен- ногоаппаратанареформаторскиеустремленияБерии.
2. Чем объясняется появление постановления ЦК КПСС
«О преодолении культа личности Сталина и его последст- вий», скорректировавшего резкость доклада Хрущева о культе личности на XX съезде партии?
а) мощным сопротивлением консервативного крыла пар- тии и изоляцией Хрущева;
б) нежеланием руководства страны допустить неконтроли- руемый процесс десталинизации, пересмотр и пере- оценку истории партии;
в) негативным отношением общества к разрушению мифа о мудром и великом Сталине.
239