ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 752
Скачиваний: 1
История Отечества
2. Определите, о каких общественно-политических деятелях РоссиивторойполовиныXIX – началаXX в. идетречь:
1.ученый, либеральный историк, правовед, один из идео- логов российского либерализма;
2.министр внутренних дел и председатель Совета минист-
ров в 1906 – 1911 гг.;
3.революционер, теоретик бунтарского течения народни- чества, теоретик анархизма, участник революционного движения во многих странах Европы;
4.министр путей сообщения, министр финансов, предсе- датель Совета министров в 1905 – 1906 гг.;
5.народник, марксист, организатор группы «Освобожде- ние труда», лидер меньшевиков;
6.революционер-демократ, писатель, философ, публицист, продолжатель создания теории общинного или русского социализма;
7.организатор РСДРП, лидер большевиков, теоретик мар- ксизма.
Набор ответов:
а) Н.Г. Чернышевский; б) С.Ю. Витте; в) П.А. Столыпин; г) Г.В. Плеханов; д) К.Д. Кавелин; е) В.И. Ульянов; ж) М.А. Бакунин.
3. Какой из политических партий:
1.социал-революционерам (эсерам);
2.социал-демократам (РСДРП);
3.октябристам;
4.кадетам
принадлежали следующие требования по аграрному вопросу, выдвинутые в начале XX в.
228
Тренировочные и тестовые задания по курсу
Набор ответов:
а) Помимо настойчивых государственных забот в поднятии производительности земледелия, мерами к подъему кре- стьянского благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселе- нию и переселению крестьян, признание государствен- ных и удельных земель фондом для удовлетворения зе- мельных нужд крестьян, ... и, наконец, при недостаточ- ности этих мер, допустимое в случае государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавли- ваемых законодательной властью.
б) В вопросах аграрной политики и поземельных отноше- ний партия ставит себе целью использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственни- ческих начал как общинные, так и вообще трудовые воз- зрения, традиции и формы жизни русского крестьянст- ва, и в особенности взгляд на землю как на общее дос- тояние всех трудящихся. В этих видах партия будет стоять за социализацию всех частновладельческих зе- мель, т.е., за изъятие их из частной собственности от- дельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин и территориальных союзов общин на началах уравнитель- ного пользования.
в) Партия ставит своей задачей самую энергичную под- держку всех революционных мероприятий крестьянства, способных улучшить его положение, вплоть до конфи- скации помещичьих, казенных, церковных и монастыр- ских земель. Как практический лозунг агитации среди крестьянства и как средство внесения наибольшей созна- тельности в крестьянское движение, выдвигать необхо- димость немедленной организации революционных кре- стьянских комитетов с целью проведения преобразова- ний в интересах избавления крестьянства от полицейско- чиновничьего и помещичьего гнета.
229
История Отечества
г) Увеличение площади землепользования населения, об- рабатывающего землю личным трудом, государствен- ными, монастырскими, удельными землями, а также пу- тем отчуждения для той же цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с воз- награждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.
Тестовые задания
1. В чем проявлялось своеобразие российской капитали-
стической модернизации, начало которой положили реформы середины XIX в.?
а) модернизация носила «верхушечный», «государствен- нический» характер, обусловливавший ее непоследова- тельность, отставание по отношению к требованиям времени, смену реформ контрреформами;
б) в ходе модернизации развитие и совершенствование всех сторон жизни общества (экономики, политики, духовной сферы, повседневной жизни) осуществлялось достаточно равномерно и синхронно;
в) модернизация носила крайне поверхностный характер и мало затрагивала уклад жизни основной массынаселения.
2. Какова основная цель революционных народников?
а) освобождение России от самодержавия и деспотизма пу- тем социальной революции, которая обеспечит благо- приятные условия перерастания общинного строя в со- циалистический;
б) помощь России в нахождении среднего пути политиче- ского развития, позволяющего удачно проскользнуть меж- ду реакцией и революцией, прийти к идеалам социальной справедливости демократическим путем на основе право- вого государства;
в) переход к социализму, путь к которому лежит через ре- волюционную борьбу пролетариата и завоевание им по- литической власти.
230
Тренировочные и тестовые задания по курсу
3. Что общего между партиями социлистов-революционе-
ров (эсеров) и российской социал-демократической рабочей пар- тией(РСДРП), возникшихпочтиодновременновначалеXX в.?
а) обе эти партии выступали за насильственное разруше- ние старого политического и социального порядка, за построение социалистического общества;
б) обе эти партии одинаково понимали ход революционной борьбы, путиреализациисоциалистическогоидеала;
в) обе эти партии вкладывали одинаковый смысл в понятие социализм.
4. Каково основное направление внешней политики России
конца XIX – начала XX в.?
а) западноевропейское; б) ближневосточное; в) дальневосточное.
5. Какова роль русско-японской войны в революции 1905–
1907 годов?
а) война породила глубинный общенациональный кризис в стране;
б) война, обернувшаяся поражением и катастрофическим падением престижа режима, оказалась могучим ускори- телем революции;
в) война затормозила процесс модернизации, осуществ- ляемый правительством, и подтолкнула к активным дей- ствиям сторонников коренных изменений общественно- политического строя.
6. Какова была задача большевиков в период первой рус-
ской революции 1905 – 1907 годов?
а) свою задачу видели в форсировании революции, в подго- товке, установлении вооруженного восстания и массового террора против властей, в революционно-демократической диктатурыпролетариата и крестьянства;
б) при сохранении установок революционного марксизма свою задачу видели в поиске менее радикальных путей общественного развития, негативно относились к идее абсолютизации насилия;
231