ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 424
Скачиваний: 5
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»
Техническое обслуживание средств вычислительной техники
Учебно-методическое пособие
Новокузнецк-2008
Романов В. П. Техническое обслуживание средств вычислительной техники Учебно-методическое пособие
Рассмотрены на заседании ПЦК «ЭВТ и |
«УТВЕРЖДАЮ» |
программирования» протокол №______ |
Зам. директора по УР |
Председатель ПЦК |
_______________________ Турбина Е. Д. |
_______________________ Агаркова Н. А. |
«___»___________________2008г. |
|
|
«___»_________________2008г. |
|
Автор: Романов Валерий Павлович – преподаватель Кузнецкого индустриального колледжа
Рецензенты:
Заведующий кафедрой «автоматизированного электропривода и промышленной электроники» Сибирского государственного индустриального университета доктор технических наук, профессор Островлянчик В. Ю.
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» и обеспечивает реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» среднего профессионального образования.
Рекомендовано к изданию методическим советом техникума ПРОТОКОЛ №___24__
« 25 » декабря 2008г.
2
|
Романов В. П. Техническое обслуживание средств вычислительной техники Учебно-методическое пособие |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
|
стр. |
Введение .............................................................................................................................................. |
7 |
|
Основные понятия и определения..................................................................................................... |
8 |
|
Раздел 1. Организация технического обслуживания СВТ ........................................................... |
13 |
|
1.1. |
Типовая система технического профилактического обслуживания и ремонта............. |
13 |
1.2. |
Периодичность и организация работ. Материально-техническое обеспечение............. |
19 |
1.2.1. |
Виды технического обслуживания СВТ............................................................................. |
19 |
1.2.2. |
Методы технического обслуживания (ремонта) СВТ ....................................................... |
22 |
1.2.3. |
Виды ремонта СВТ. .............................................................................................................. |
23 |
1.2.4. |
Основные характеристики СТО .......................................................................................... |
24 |
1.2.5. Расчета численности работников, занятых сервисным обслуживанием и текущим |
|
|
ремонтом СВТ ................................................................................................................................... |
25 |
|
1.2.6. |
Материальное обеспечение обслуживания СВТ ............................................................... |
27 |
1.3.Системы автоматизированного контроля, автоматического восстановления и
диагностирования, их взаимосвязь.................................................................................................. |
28 |
|
1.3.1. |
Диагностические программы............................................................................................... |
28 |
1.3.2. |
Взаимосвязь систем автоматизированного контроля........................................................ |
31 |
1.4. |
Программный, аппаратный и комбинированный контроль ............................................. |
34 |
1.5. |
Диагностические программы общего и специального назначения. ................................ |
37 |
Раздел 2. Текущее техническое обслуживание ............................................................................. |
40 |
|
2.1. |
Сервисная аппаратура. ......................................................................................................... |
41 |
2.2. |
Виды конфликтов при установке оборудования, способы их устранения...................... |
47 |
2.2.1. |
Системные ресурсы .............................................................................................................. |
47 |
2.2.2. |
Предотвращение конфликтов, возникающих при использовании ресурсов. ................. |
51 |
2.3. |
Виды неисправностей, особенности их проявления и ...................................................... |
56 |
2.3.1. |
Основные виды ошибок и принцип подход к ним ............................................................ |
56 |
2.3.2. |
Основные направления поиска и устранения неисправностей ........................................ |
58 |
2.4. |
Модернизация и конфигурирование СВТ ........................................................................ |
60 |
2.4.1. |
Модернизация ....................................................................................................................... |
60 |
2.4.2. |
Конфигурирование СВТ...................................................................................................... |
63 |
Раздел 3.Типовые алгоритмы нахождения неисправностей........................................................ |
65 |
|
3.1. |
Поиск неисправностей системного блока .......................................................................... |
65 |
3.1.1. Особенности типовой схемы БП ПК. Основные критерии диагностики блоков |
|
|
питания.............................................................................................................................................. |
65 |
|
3.1.2. Неисправности блоков питания, их признаки, причины возникновения и способы |
|
|
устранения. ........................................................................................................................................ |
73 |
|
3.1.3. |
Алгоритмы нахождения неисправностей блока питания ПК ........................................... |
79 |
3.1.4. Основные неисправности системной платы, их признаки, причины возникновения и
способы устранения. ......................................................................................................................... |
83 |
|
3.1.5. |
Неисправности БП ЦП, их признаки и способы устранения............................................ |
88 |
3.1.6. |
Особенности конструкции современных НЖМД, виды дефектов НЖМД. .................. |
91 |
3.1.7. |
Неисправности аппаратной части НЖМД их характер проявления, методика их |
|
устранения ......................................................................................................................................... |
97 |
|
3.1.8. |
Неисправности файловой системы НЖМД и методы их устранения ........................... |
102 |
3.1.9. |
Типовые неисправности ОС, алгоритм поиска и устранения. ....................................... |
106 |
3.1.10. |
Неисправности НГМД их характер проявления, методика их устранения.................. |
111 |
3.1.11. |
Неисправности НОД их характер проявления, методика их устранения .................... |
115 |
3.2. |
Поиск неисправностей мониторов .................................................................................... |
123 |
3.2.1. |
Основные принципы построения современных мониторов ........................................... |
123 |
3.2.2. |
Предосторожности при проведении ремонтных работ ................................................... |
124 |
|
3 |
|
|
Романов В. П. Техническое обслуживание средств вычислительной техники Учебно-методическое пособие |
|
3.2.3. |
Причины возникновения неисправностей в ВМ.............................................................. |
125 |
3.2.4. |
Общие принципы ремонта ВМ .......................................................................................... |
127 |
3.2.5. |
Особенности устройства источника питания ВМ, методика ремонта ИП.................... |
130 |
3.2.6. |
Особенности устройства узла управления ВМ. Методика ремонта УУ. ..................... |
132 |
3.2.7. |
Особенности устройства узла обработки видеосигнала ВМ. Методика ремонта узла |
|
обработки видеосигнала ВМ.......................................................................................................... |
133 |
|
3.2.8. |
Схемы подключения ЭЛТ и методика ее ремонта. ......................................................... |
136 |
3.2.9. |
Особенности устройства узла строчной развертки ВМ. Методика ремонта узла |
|
строчной развертки ВМ.................................................................................................................. |
138 |
|
3.2.10. Особенности устройства узла кадровой развертки ВМ. Методика ремонта узла |
|
|
кадровой развертки ВМ.................................................................................................................. |
141 |
|
3.2.11. Принцип построения и основные виды неисправностей ЖК - мониторов и методика их |
||
ремонта............................................................................................................................................. |
143 |
|
3.2.12. Регулировка монитора........................................................................................................ |
146 |
|
3.3. |
Поиск неисправностей принтеров..................................................................................... |
152 |
3.3.1. |
Структурная схема матичного принтера и ее особенности. Диагностика |
|
неисправностей и ремонт матричного принтера. ........................................................................ |
152 |
|
3.3.2. |
Структурная схема струйного принтера и ее особенности. Диагностика |
|
неисправностей и ремонт струйного принтера............................................................................ |
155 |
|
3.3.3. |
Структурная схема лазерного принтера и ее особенности. Диагностика |
|
неисправностей лазерного принтера............................................................................................. |
160 |
|
3.3.4. |
Диагностика техническое обслуживание и ремонт лазерных принтеров .................... |
164 |
3.4. |
Поиск неисправностей других видов периферийного оборудования ........................... |
172 |
3.4.1. |
Диагностика и обслуживание устройств ввода - клавиатуры и манипулятора типа |
|
мышь ……………………………………………………………………………………………...172 |
||
3.4.2. |
Диагностика и обслуживание флэш - накопителей......................................................... |
175 |
3.5. |
Поиск неисправности сетевого оборудования. ................................................................ |
177 |
Раздел 4. Утилизация неисправных элементов СВТ .................................................................. |
182 |
|
4.1. |
Типовая система утилизации неисправных элементов ................................................... |
182 |
4.2. |
Ресурсо- и энергосберегающие технологии использования СВТ.................................. |
185 |
Литература………………………………………………………………………………………..175 |
4
Романов В. П. Техническое обслуживание средств вычислительной техники Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» и обеспечивает реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» является специальной, формирующей базовые знания для получения выпускником профессиональных умений.
Учебно-методическое пособие дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» опирается на знания полученными студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин: «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем», «Электронная техника», «Электротехнические измерения», «Микросхемотехника», «Электропитание средств вычислительной техники», «Периферийные устройства вычислительной техники», «Конструкция и компоновка персонального компьютера», «Компьютерные сети и телекоммуникации».
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений учебно-методическое пособие предусматривает проведение лабораторных занятий.
Учебно-методическое пособие включает в себя следующие разделы:
Часть 1 - лекции по дисциплине «Техническое обслуживание средств вычислительной техники»
Часть 2 - методические указания к лабораторным работам по дисциплине (30часов)
Часть 3 - презентации к урокам по темам:
1.Сервисная аппаратура
2.Алгоритм поиска неисправностей БП
3.Основные неисправности системной платы, их признаки, причины возникновения и способы устранения.
4.Неисправности БП ЦП, их признаки и способы устранения
5.Особенности конструкции современных НЖМД, виды дефектов НЖМД.
6.Неисправности аппаратной части НЖМД их характер проявления, методика устранения.
7.Неисправности файловой системы НЖМД и методы их устранения
8.Типовые неисправности ОС, алгоритм поиска и устранения
9.Неисправности НОД их характер проявления, методика их устранения
10.Причины возникновения неисправностей в ВМ
11.Схемы подключения ЭЛТ и методика ее ремонта.
12.Особенности устройства узла строчной развертки ВМ
13.Принцип построения и основные виды неисправностей ЖК -
5
Романов В. П. Техническое обслуживание средств вычислительной техники Учебно-методическое пособие
мониторов и методика их ремонта 14.Структурная схема матичного принтера и ее особенности
15.Структурная схема струйного принтера и ее особенности
16.Структурная схема лазерного принтера Диагностика неисправностей
17.Диагностика, техническое обслуживание и ремонт лазерных принтеров
18.ТО клавиатуры и мыши и флеш памяти
19.Поиск неисправности сетевого оборудования Часть 4 – Видео материалы:
-ТО Лазерного принтера
-ТО матричного принтера
-ТО НОД
-Профилактика КВ
-Профилактика мыши
-Создание точки восстановления системы
Часть 5 - Электронные модели и программные продукты, используемые при выполнении лабораторных работ.
Части 3-5 размещены на CD-диске, прилагаемого к пособию.
6
Романов В. П. Техническое обслуживание средств вычислительной техники Учебно-методическое пособие
В в е д е н и е
Как известно, современный ПК представляет собой не просто сложное устройство с электронными и электронно-механическими узлами (дисководами, контроллерами, адаптерами), но и устройство, наполненное сложными операционными системами, программными пакетами, "вшитыми" программами тестирования и самопроверки контроллеров, адаптеров - всех узлов и блоков ПК, принимающих участие в работе машины.
Поскольку сам персональный компьютер и соответственно его программное обеспечение со временем значительно усложнились, появились новые взгляды на диагностику и ремонт ПК, отличающиеся от тех, которые имели место какихнибудь 6-8 лет назад.
Во-первых, раньше типовая минимальная конфигурация ПК включала в себя помимо системного блока и клавиатуры - только дисплей и принтер. Теперь сюда входят еще и мышь, модем, звуковая плата, устройство чтения с оптических дисков (как правило, DVD).
Во-вторых, наряду с ростом минимальной конфигурации ПК, возросли как объемы программного обеспечения,- так и его сложность. Сложность, но не прозрачность!
Что это означает?
А то, что за большим количеством имен: драйверов, утилит, оболочек и прочих "наворотов" не стало видно так называемой синхронной сущности или смысла (как говорят - за деревьями леса не видно) конкретно выполняемой компьютерной процедуры. Тем более что многозадачный режим позволяет хорошо маскировать эти самые сущности - принтер печатает документ, пользователь в это время выполняет свою работу и, если возникает сбой или зависание, трудно сразу сказать, чем вызваны эти неполадки.
В-третьих, фирменные руководства для широкого круга специалистов не доступны и зачастую не учитывают конкретной конфигурации ПК и конкретной конфигурации программного обеспечения. Хотя, конечно, на первоначальном этапе диагностики такие руководства могут быть полезны.
И наконец, в четвертых созданная и успешно эксплуатирующаяся в Советском Союзе система технического обслуживания в 90 годы была сломана и в настоящее время находится в стадии становления.
Именно из-за вышеозначенных причин многие специалисты, эксплуатирующие СВТ, во-первых, не могут «радикально» решать свои проблемы и, во-вторых, хороших сервисных центров «под рукой» в нужный момент может не оказаться.
Изучение дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» и призвано решать стоящие перед специалистом ТО задачи.
7
Романов В. П. Техническое обслуживание средств вычислительной техники Учебно-методическое пособие
О с н о в н ы е п о н я т и я и о п р е д е л е н и я Техническое обслуживание (согласно ГОСТ18322-78) это комплекс
операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранения и транспортировании.
Задачей технического обслуживания средств вычислительной техники
(СВТ) является:
«Обеспечение надежной (правильной и бесперебойной) работы средств вычислительной техники, которые позволяют пользователям использовать в полном объеме информационные массивы организации и другие сторонние источники информации».
Следовательно, понятие технического облуживания СВТ неотрывно связано
сего надежностью
Всоответствии с ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения"
Под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством объекта, которое в зависимости от назначения объекта и условий его пребывания включает следующие понятия:
безотказность, долговечность, ремонтопригодность сохраняемость.
Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Сохраняемость - свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.
1. Виды технического состояния объекта (СВТ)
Указанные важнейшие свойства надежности характеризуют определенные технические состояния объекта.
Согласно ГОСТ 27.002-89 различают пять основных видов технического состояния объектов.
8