ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
45 Уже тогда активный рост церквей (по показателям количество членов и количест-
47 Но она сложилась прежде всего под воздействием проблем внутрицерковной жизни и
12 Человек (4,9%) - церковь должна иметь хорошее здание; 7 (2,9%) человек - цер-
49Нальной принадлежности. Для протестантских верующих является нормой еженедель-
50Этот вывод нашел свое подкрепление и в ответах на вопрос Как Вы думаете, по-
51Ющие, доля которых в обществе значительна. Для решения этой задачи группе рес-
52 Ответить на запросы верующих, находящихся вне церкви, она пока не может,
Социология религии
© 2004 г.
И.Г. КАРГИНА
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЕРУЮЩИХ
СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
КАРГИНА Ирина Георгиевна - кандидат социологических наук, доцент Института
социальной инженерии Московского государственного университета дизайна и технологии.
Изучение и осмысление сути перемен, произошедших в религиозном мировоззрении
россиян и жизнедеятельности всего института религии в России, представляется акту-
альным как с точки зрения решения теоретических задач, так и в прикладных целях
для построения адекватной политики государственно-церковных отношений. Иссле-
дования религиозной ситуации за последнее десятилетие фиксируют динамику обще-
ственного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии,
высокий уровень религиозной самоидентификации. Подавляющее большинство рос-
сиян (94% населения) высказывают очень хорошее и просто хорошее отношение к
православию, к мусульманству - 59%, к католицизму - 58% [1]. Верующими себя счи-
тают 52% населения [2]. Рейтинг Церкви как религиозного института по степени дове-
рия на протяжении последних лет в среднем находится на довольно высоком уровне и
колеблется около отметки в 37%, опережая по этому показателю Государственную
Думу, МВД, органы государственного управления. Роль Церкви в жизни общества
россияне оценивают на уровне 2,8 баллов, исходя из 5-балльной шкалы от практичес-
ки никакой до очень большой роли [3]. И здесь Церковь оставляет позади себя Госу-
дарственную Думу, политические партии и профсоюзы.
В развитии самих религиозных организаций можно отметить наличие явной поло-
жительной динамики - активной в начале 90-х годов и более спокойной в последнее
время. На 1 января 2002 года по официальным данным на территории России зарегис-
трировано 20441 религиозных организаций. Количество их выросло почти в два раза
по сравнению с 1996 годом (10055 организаций). Спектр религиозных конфессий рас-
ширился с 20-ти официально зарегистрированных в 1991 году до 67-ми.
Перемены в религиозной сфере России нового времени заметны как на уровне ин-
ституционального развития, так и на уровне общественного сознания. Но в то же вре-
мя десятилетие перемен сопровождалось и иными процессами. Так, если на социаль-
ном уровне фиксируется активная динамика и процессы, позволяющие говорить о
религиозном возрождении, то на уровне церковном все обстоит несколько иначе.
Действительно, в начале 90-х годов отмечалась небывалая активность различных ре-
лигиозных конфессий, в основном православных и протестантских. В разы увеличи-
лось число последователей религий, количество религиозных организаций и конфес-
сиональный спектр. Однако уже с 1995 года стал наблюдаться спад динамики по всем
направлениям. Наши исследования социально-демографического состава христиан-
ских церквей уже в 1995-96 гг. начали фиксировать проявление насыщения состава
верующих в церквах. Практически из страт социума был выбран потенциал людей,
которые могли бы стать активными последователями определенных церквей. По сути
45 Уже тогда активный рост церквей (по показателям количество членов и количест-
во организаций), изменение социального состава прихожан практически прекрати-
лись [4]. Если же проследить структуру самоидентификации, т.е. во что и как они ве-
рят, то мы встречаемся с ситуацией, подтверждающей данные наших исследований -
доля воцерковленных верующих незначительна. Так, по данным исследований Фонда
Общественное мнение в 2002 г. из 60% россиян, считающих себя верующими-хрис-
тианами (58% - православными и 2% - католиками и протестантами), только 6% посе-
щают церковь один раз в месяц и чаще (по другим исследованиям - 4—5%). Этот пока-
затель держится с 1994-1995 годов и практически не меняется. На более низком уров-
не находятся характеристики, которые принято считать признаками реальных
верующих соблюдение религиозных обрядов, чтение Библии и проч.
Прогноз о повышении реальной религиозной активности населения не подтвер-
дился, если под ней понимать включение верующего в деятельность церкви, исполне-
ние религиозных обрядов и т.п. Фактически можно говорить о весомом изменении ре-
лигиозного мировоззрения россиян. Получается, что процессы непосредственно в
религиозной среде и в обществе, во-первых, не совпадают по количественным харак-
теристикам и, во-вторых, качественно различны.
Возникает вопрос, почему значительная доля населения, считая себя верующими,
остается за пределами активной религиозной деятельности Что лежит в основе их
мотивации Важно понять, почему такой благоприятный для многих религиозных
конфессий России период, каким стало последнее десятилетие, не привел к значи-
тельному росту активных религиозных последователей.
Получив ответы на эти вопросы, возможно объяснить, какое же реальное влияние
оказывают на общество действующие в России религиозные организации. Что на са-
мом деле отражают высокие рейтинги Церкви в массовых опросах населения Также
станет ясно, имеют ли реальную основу межконфессиональные конфликты и обвине-
ния в прозелитизме, высказываемые лидерами крупных христианских религиозных
групп.
Задачи исследования. С целью выяснения причин, по которым доля активных ве-
рующих остается незначительной, в начале 2000 г. нами был предпринят дифферен-
цированный опрос под названием Почему я не в церкви. Исследование позволило
выделить основные факторы, лежащие в основе мотивации той части христианских
верующих, которые не являются прихожанами какой-либо конкретной церковной
общины, или церкви . Они не посещают церковь регулярно и не идентифицируют се-
бя с какой-либо конкретной поместной церковью, таким образом, не входят в группу
активных верующих (в 6%), упомянутую выше. Основная часть опрошенных состо-
яла из двух подгрупп. Первая подгруппа — верующие, которые никогда не были при-
хожанами церкви, никогда не посещали церковь регулярно. Мы условно назвали этих
респондентов верующие вне церкви. Вторая подгруппа - это верующие, которые
были прихожанами какой-либо христианской церкви некоторое время, но к моменту
опроса перестали посещать церковь регулярно. Мы назвали этих респондентов ве-
рующие, ушедшие из церкви. Выделяя эти подгруппы, мы исходили из того, что моти-
вация неучастия в религиозной деятельности каждой из подгрупп складывалась на ос-
нове разного социального опыта и разных источников информации. Для того, чтобы
понять, насколько обоснованными окажутся суждения верующих, с целью всесторон-
него (по возможности) изучения проблемы, дополнительно опрошены священнослу-
жители - лидеры ряда церквей и неверующие. Участниками опроса стали жители ше-
сти городов центральной части России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга) не
моложе 18-ти лет. По первой подгруппе верующих было опрошено 430 респондентов,
по второй - 460; из числа церковных служителей - 64 священника; группа неверую-
1
К прихожанам церкви нами относятся верующие, входящие в церковную общину, т.е. активно посеща-
ющие богослужения, исполняющие обряды и участвующие в других видах внутрицерковной деятельности.
46щих респондентов составила - 230 человек. Всего в рамках данного исследования оп-
рошено 1184 человека.
Почему часть верующих, считающих себя христианами, не пришла в церковь вооб-
ще Прежде всего, мы выясняли, пытались ли верующие, вошедшие в первую под-
группу (верующие вне церкви), стать активными верующими, приобщиться к дея-
тельности какой-либо церкви Утвердительно ответили 26,8% респондентов, не пыта-
лись вообще - 73,2%. На вопрос Какую христианскую религию Вы исповедуете
ответы распределились следующим образом православную - 86,7%, католическую -
1,4%, протестантскую - 8,5%, остальные 3,4% затруднились ответить на этот вопрос.
Читали Библию - 66,2% опрошенных, не читали - 31%, остальные уклонились от от-
вета.
Социально-демографический портрет опрошенной группы выглядел следующим
образом большинство опрошенных составили женщины (74,6%), людей со сред-
нимсредним специальным образованием оказалось 53,5%, значительная доля опро-
шенных (43,7%) имела высшеенезаконченное высшее образование; примерно равные
доли (по 13) составили люди, попавшие в возрастные группы 18-23 года и 30-49 лет,
почти каждый пятый респондент был старше 50 лет; 52% опрошенных имели семьи;
64,8% имели работу, не имели работу на момент опроса - 33,8%.
На вопрос Почему Вы решили не связывать себя членством в церковной общи-
не были высказаны следующие суждения (респонденты не были ограничены пред-
ложенным в опросе спектром суждений, имея возможность назвать разные причины
выбора) 39,4% - нет времени на церковную жизнь; 38% - в этом нет необходимос-
ти, можно быть верующим и вне церкви; 25% - много фальши и неискренности в
происходящем в церкви и поведении священника; 23% - церковь как организация не
вызывает доверия (когда мы спросили, что конкретно имеется в виду, то большинст-
во ответов были следующие не ощущаю духовной благодати внутри церкви, внут-
ри церкви идет неприкрытая война, в церкви много политики и конъюнктуры);
21% - был негативный опыт при контактах с прихожанами (мало искренности, не-
гативно оценивают других, не похожих на них, давят, заставляют думать и посту-
пать, как они); 18,5% - смысл происходящего на богослужении не понятен, не по-
нравилось содержание богослужения; 8% - не думал об этом; 4,2% - мои друзья
меня не поняли бы; 4,2% - члены семьи были против моего участия в церковной
жизни; 4% - неудобное расположение церкви.
Из приведенных выше суждений можно выделить три наиболее существенные
причины, влияющие на мотивацию верующих относительно их активного участия в
религиозной жизни. На первый план выступает причина, доминирующая по своему
удельному весу по сравнению с другими после обобщения всех суждений - церковь
как организация не вызывает доверия, в ней много неискренности, давления, поли-
тики и конфликтов. Вторая и третья причины с высокой степенью вероятности во-
шли в разряд существенных отсутствие времени и убежденность в том, что можно
быть и оставаться верующим и без активного участия в деятельности какой-либо
церкви. То, что причина отсутствие времени значима, можно понять, приняв во вни-
мание экономические проблемы. Вместе с тем, можно полагать, что этот фактор вы-
вели в разряд существенных именно внутренние проблемы церкви зачем тратить вре-
мя на то, что не является привлекательным, создает негативное впечатление. Так, из
числа респондентов, указавших на то, что они не пришли в церковь по причине отсут-
ствия времени, 68% имели когда-то желание стать прихожанами конкретной церкви,
т.е. имели некий практический опыт общения в церкви с верующими и знакомства с
церковной жизнью. Эти же респонденты составляют большую долю тех, кто выска-
зал мнение о наличии неискренности в церкви. Одна треть этих же респондентов со-
ставляет число тех, кто не видит необходимости в членстве в церкви, считает, что
можно оставаться верующим и за пределами церкви, выстраивать отношения с Богом
самостоятельно. Следовательно, отсутствие времени возможно принять в качестве
существенной самостоятельной причины, но при этом следует учитывать, что вероят-