ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.11 Интегрированные информационные технологии

Информационное хранилище (data warehouse) – это автоматизированная система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единую. Оно обеспечивает инструментарий для преобразования больших объёмов детализированных данных в форму, которая удобна для стратегического планирования и реорганизации бизнеса и необходима специалисту, ответственному за принятие решений. При этом происходит «слияние» из разных источников различных сведений в требуемую предметно-ориентированную форму с использованием различных методов анализа. Особенность новой технологии в том, что она предлагает среду накопления данных, которая не только надёжна, но по сравнению с распределёнными СУБД оптимальна, с точки зрения доступа к данным и манипулирования ими. Для данных информационного хранилища характерны:

• предметная ориентация; данные организованы в соответствии со способом их применения;

• интегрированность; данные согласуются с определённой системой наименований, хотя могут принадлежать различным источникам и их формы представления могут не совпадать;

• упорядоченность во времени; данные согласуются во времени для использования в сравнениях, трендах и прогнозах;

• неизменяемость и целостность; данные не обновляются и не изменяются, а только перезагружаются и считываются, поддерживая концепцию «одного правдивого источника».

В информационных хранилищах используются статистические технологии, генерирующие «информацию об информации»; процедуры суммирования; методы обработки электронных документов, аудио-, видеоинформации, графов и географических карт. Для уменьшения размера информационного хранилища до минимума при сохранении максимального количества информации применяются эффективные методы сжатия данных. Для хранения данных обычно используются выделенные серверы, или кластеры серверов (группа накопителей, видеоустройств с общим контроллером). Для доступа к серверам и их взаимосвязи требуются технологии, удовлетворяющие следующим условиям: малая задержка, высокая пропускная способность, надёжность, возможность работы на больших расстояниях. Всем этим требованиям удовлетворяет АТМ-технология.


Использование информационных хранилищ даёт существенный выигрыш по производительности в системах принятия решений, в системах обработки большого числа транзакций с большим объёмом обновления данных.

Системы электронного документооборота. Внедрение системы электронного документооборота избавляет пользователя от переживаний, связанных с потерей документов, предохраняет от случайного стирания электронной копии, обеспечивает быстрый поиск требуемого документа, документирует процесс создания и редактирования документов, что позволяет обрабатывать их в гораздо больших количествах, принимать решения на основе более полной подборки материалов и в значительно меньшие сроки. Переход к электронным документам радикально повышает производительность труда информационных работников. Важным фактором внедрения электронного документооборота является сохранность конфиденциальности документов, доступ к которым конкурентов и других заинтересованных лиц может привести к более или менее крупным финансовым потерям, вплоть до полного банкротства.

Рассмотрим некоторые аспекты создания системы электронного документооборота (СЭД). Любой электронный документ должен быть создан посредством или приложения (имеется в виду текстовый редактор, системы создания и редактирования электронных таблиц, чертежей, баз данных и т.п.), или специальным инструментом, входящим в СЭД, для приведения документа, находящегося в неприемлемом для системы виде, в стандартизированный вид. Отсюда вырисовываются две основные задачи при организации работы с документами:

1) обеспечение взаимодействия средств создания электронных документов и средств администрирования документов;

2) обеспечение перевода внешних документов в стандарт системы.

Первая задача означает, что какими бы приложениями ни создавался документ, в СЭД должны быть средства вовлечения его в электронный документооборот. Тем самым должна быть исключена возможность как создания и хранения документов в обход системы, так и доступа к нему иными средствами, кроме тех, которые предоставляются и контролируются СЭД.

Под понятием внешних документов подразумеваются бумажные и электронные документы, созданные вне рамок СЭД. В случае бумажных документов, а также фото-, звуковых и прочих «аналоговых» документов необходима их оцифровка, т.е. перевод в адекватную электронную форму. Система электронного документооборота должна поддерживать все типы документов, обращающихся на предприятии, при этом обеспечить безболезненный переход с имеющихся систем, решающих локальные задачи, на единую систему электронного документооборота предприятия. При выборе системы нужно придерживаться принципа поддержки максимально возможного количества платформ (операционных систем). Выбираемая система должна быть открыта для эксплуатируемых и новых приложений. Система электронного документооборота, отвечающая перечисленным принципам, состоит из трёх частей: системы управления документами, системы массового ввода бумажных документов, системы автоматизации деловых процессов.


Система управления документами должна обеспечивать интеграцию с приложениями. Если на предприятии применялись всемирно известные пакеты, то интеграция осуществляется на уровне операций с файлами, т.е. операции открытия, закрытия, создания, корректировки, сохранения замещаются соответствующими операциями системы управления документами. Если приложение не предусматривает сохранения данных в файле, то приходится перехватывать операции вывода данных на печать для перевода в стандарт системы.

Следующей задачей является обеспечение хранения документов на разных носителях. К тому же надо обеспечить быстрый поиск и доступ к различным устройствам хранения информации, чтобы факторы доступности и стоимости хранения всегда были в оптимальном соотношении в зависимости от важности и актуальности информации. Для организации поиска используется индексация документов. Система индексации может быть атрибутивной или полнотекстовой. В случае атрибутивной индексации документу присваивается некий набор атрибутов, представленных текстовыми, числовыми или иными полями, по которым выполняются поиск и доступ к искомому документу. Обычно это выглядит как каталожная карточка, где сохраняются имя автора, дата, тип документа, несколько ключевых слов, комментарии. Поиск ведётся по одному или нескольким полям либо по всей совокупности. При полнотекстовом индексировании все слова, из которых состоит документ, за исключением предлогов и незначительных для поиска слов, заносятся в индекс. Тогда поиск возможен по любому входящему слову или их комбинации.

Другой важной задачей является обеспечение работы с актуализированным документом. Многие пользователи могут редактировать и вносить изменения. В этом случае сотрудникам выдаются полномочия на редактирование документа, все изменения протоколируются, чтобы дать возможность отследить этапы прохождения документа через инстанции и его эволюцию. Версии документов также протоколируются. При коллективной работе с документами каждому сотруднику назначается пароль и право доступа, чтобы документ оставался недоступным любопытным. При этом все действия пользователей заносятся в протокол, чтобы администратор системы мог проанализировать ситуацию и принять соответствующие меры.

Система массового ввода бумажных документов предназначена для массового ввода документов архива и перевода их в электронный вид. В контексте обработки документы делятся на две группы – просто документы и формы. Формы, в отличие от просто документов, содержат массу избыточной, с точки зрения электронной обработки, информации: линии, пиктограммы, графление и т.д. Для обеспечения перечисленных операций выделяют сервер приложений, сервер сканирования и предварительной обработки изображений, и сервер обработки изображения и распознавания. При использовании серверов баз данных для каждого документа, прошедшего систему массового ввода, создаётся задание. Переход к следующей операции означает изменение статуса задания, и каждая обработка документа является выделенной транзакцией на сервере баз данных. Если обработка не выполняется по каким-либо причинам, транзакция возвращается в базу и задание остаётся невыполненным, поступает снова на обработку.


Система автоматизации деловых процессов (АДП) предназначена для моделирования деятельности каждого сотрудника, работающего с электронным документооборотом. Для проектирования сложных деловых процессов используются методы моделирования, способные учесть большинство ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни. Самой распространённой в настоящее время является методология направленного графа. Разработаны графические редакторы, позволяющие в удобной форме проектировать и редактировать карты деловых процессов. Карты деловых процессов формируются на основании заданий, их статуса, параметров, определяющих роль персон, которым они предназначены. Параметры задают роль сотрудника, его полномочия и права, время исполнения задания и т.д. Графический редактор, обрабатывающий задания, размещает карты деловых процессов в специальных базах данных. После формирования базы карт деловых процессов работает модуль преобразования карт деловых процессов в конкретное АДП-приложение, моделирующее деятельность одного сотрудника. АДП-приложение поступает на выполнение. Оно создаёт рабочее пространство пользователя и его интерфейс: окно входящих заданий пользователю и окно исходящих заданий. Для каждого задания показываются его характеристики и состояние. АДП-приложения ориентированы не на конкретных сотрудников, а на роли, которые они исполняют. Существуют две архитектуры АДП-систем. Первая ориентирована на документ и процесс его движения между сотрудниками. Эта система похожа на электронную почту. Достоинство – использование технологии «клиент-сервер». Вторая архитектура АДП-систем ориентирована на задание как составную часть делового процесса. Логика построения таких систем выглядит как «деловой процесс – задание – документ». Информация о задании и его обслуживании хранится в базе данных. В этом случае легко протоколируются все движения задания.

Геоинформационные системы. Сетевые и авторские технологии позволяют создавать геоинформационные системы (ГИС) для доступа к мировым хранилищам информации любых типов. Для работы ГИС требуются мощные аппаратные средства: запоминающие устройства большой ёмкости, подсистемы отображения, оборудование высокоскоростных сетей. В основе любой ГИС лежит информация о каком-либо участке земной поверхности: стране, континенте или городе. База данных организуется в виде набора слоёв информации. Основной слой содержит географически привязанную карту местности (топооснова). На него накладываются другие слои, несущие информацию об объектах, находящихся на данной территории: коммуникации, промышленные объекты, земельные участки, почвы, коммунальное хозяйство, землепользование и др. В процессе создания и наложения слоёв друг на друга между ними устанавливаются необходимые связи, что позволяет выполнять пространственные операции с объектами посредством моделирования и интеллектуальной обработки данных. Как правило, информация представляется графически в векторном виде, что позволяет уменьшить объём хранимой информации и упростить операции по визуализации. С графической информацией связана текстовая, табличная, расчётная информация, координационная привязка к карте местности, видеоизображения, аудиокомментарии, база данных с описанием объектов и их характеристик. ГИС позволяет извлечь любые типы данных, визуализировать их. Многие ГИС включают аналитические функции, которые позволяют моделировать процессы, основываясь на картографической информации. Программное ядро ГИС можно разделить на части: инструментальные геоинформационные системы, вьюеры, векторизаторы, средства пространственного моделирования, средства дистанционного зондирования.


Инструментальные геоинформационные системы обеспечивают ввод пространственных данных, хранение в структурированных базах данных, реализацию сложных запросов, пространственный анализ, вывод твёрдых копий.

Вьюеры предназначены для просмотра введённой ранее и структурированной по правам доступа информации, позволяя при этом выполнять информационные запросы из сформированных с помощью инструментальных ГИС баз данных, в том числе выводить картографические данные на твёрдый носитель.

Векторизаторы растровых картографических изображений предназначены для ввода пространственной информации со сканера, включая полуавтоматические средства преобразования растровых изображений в векторную форму. Средства пространственного моделирования оперируют с пространственной информацией, ориентированной на частные задачи типа моделирования процесса распространения загрязнений, моделирования геологических явлений, анализа рельефа местности. Средства дистанционного зондирования предназначены для обработки и дешифрования цифровых изображений земной поверхности, полученных с борта самолета и искусственных спутников. Основные сферы применения ГИС:

• геодезические, астрономо-геодезические и гравиметрические работы;

• топологические работы;

• картографические и картоиздательские работы;

• аэросъёмочные работы;

• формирование и ведение банков данных перечисленных выше работ для всех уровней управления Российской Федерации, для отображения политического устройства мира, атласа автомобильных и железных дорог, границ РФ и зарубежных стран, экономических зон и т.д.

Видеоконференция. К истокам видеоконференции можно отнести появление первого видеотелефона, созданного НИИ телевидения СССР в 1947 г. Однако разгоревшийся было шум вокруг видеотелефона, сменился глубоким разочарованием, так как никто не захотел показывать своё лицо во время телефонного разговора.

Появление Интернет-технологии оживило потребность в таких средствах. Оказалось, что трём собеседникам уже трудно говорить одновременно, не видя друг друга. В сентябре 1995 г. американские астронавты на космическом «челноке» Endeavour впервые провели из космоса видеоконференцию в реальном времени. Использовалась ИТ ProShare, разработанная корпорацией Intel.

Видеоконференция – это способность двух или более людей общаться между собой и совместно работать посредством компьютеров, удалённых друг от друга большими расстояниями. Видеоконференция предоставляет больше функций, чем видеотелефон, она позволяет видеть и слышать других участников «встречи», работать вместе с ними так, как если бы все сидели за одним экраном компьютера. Видеоконференция ускоряет деловой процесс в бизнесе, повышает эффективность использования времени и ресурсов, расширяет и повышает качество обслуживания участников, так как разрозненные данные, хранимые в локальных базах, могут обрабатываться совместно участниками конференции. Для проведения видеоконференции необходимо укомплектовать компьютер миниатюрной видеокамерой, аудио-видеоплатами, пакетом программ для проведения видеоконференций, современным оборудованием цифровых телекоммуникационных сетей. Технология организации и проведения видеоконференций содержит следующие этапы. Абонент дозванивается к провайдеру многоточечного обслуживания (оператору телекоммуникационных сетей) и \определяет дату, время, продолжительность сеанса и список участников. Каждому участнику выдаётся код пользователя и пароль. В назначенное время участники встречи звонят провайдеру. Их проверяют на право участия в конференции и подсоединяют к сети участников, после чего они слышат всех, видят и коллективно пользуются данными. Происходит сеанс связи. Участникам предоставлены средства совместной работы с документами посредством текстовых и графических редакторов. При коммутируемом вызове с голосовым управлением абонент видит себя в «локальном» окне, а в «удалённом» – говорящего. Как только последний перестаёт говорить, «удалённое» окно переключается на нового оратора. Если одновременно начинают говорить несколько человек, «удалённое» окно переключается на того, кто говорит громче. В режиме постоянного присутствия на экране видны несколько последних ораторов. Для этого «удалённое» окно делится на несколько окон. По окончании сеанса связь рвётся, освобождаются ресурсы. Число участников конференции зависит от провайдера услуг и модуля MCU. Традиционно в конференции может принять участие до 24 абонентов. Примеры использования телеконференций: