ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Информационные системы и технологии
1.2 Информационные системы, структура и классификация информационных систем
1.3 Информационные технологии, структура и классификация информационных технологий
1.4 Виды информационных технологий
1.5 Техническое обеспечение информационных систем и технологий
1.6 Программное обеспечение информационных систем и технологий
1.8 Безопасность информационных систем и технологий
1.10 Авторские информационные технологии
1.11 Интегрированные информационные технологии
1.4 Виды информационных технологий
Информационная технология обработки данных. ИТ обработки данных предназначена для решения задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение ИТ и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведёт к необходимости сокращения численности работников. Основными компонентами ИТ обработки данных являются:
1. Сбор данных.
2. Обработка данных.
3. Хранение данных.
4. Создание отчётов (документов).
Информационная технология управления. Целью ИТ управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления, ориентирована на работу в среде ИС управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью ИТ обработки данных. ИТ управления направлена на создание различных отчётов. Регулярные отчёты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании. Специальные отчёты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.
Информационная технология поддержки принятия решений. Системы поддержки принятия решений и соответствующая им ИТ появились в конце 1970-х – начале 1980-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта. Главной особенностью ИТ поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления; человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере. Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности ИС совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений. ИТ поддержки принятия решения может использоваться на любом уровне управления. В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных, системы управления базой моделей и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.
Информационная технология экспертных систем. Наибольший прогресс среди компьютерных ИС отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой программные комплексы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Всё это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем. Основными компонентами ИТ, используемой в экспертной системе, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
Интерфейс пользователя. Специалист использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из неё. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний.
База знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов.
Интерпретатор – это часть экспертной системы, производящая в определённом порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определённое действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.
Модуль создания системы – он служит для создания набора правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем [1].
1.5 Техническое обеспечение информационных систем и технологий
Архитуктура фон Неймана
Американский математик Джон фон Нейман предложил включить в состав первых вычислительных машин устройство памяти. Он также предложил реализовать возможность передачи управления от одной команды к другой, хранить в памяти компьютера набор команд, которые могли бы передавать управление от одной программы другой. Фон Нейман предложил создать процессор, который бы управлял всеми функциями компьютера.
В 1945 году Джон фон Нейман подготовил отчет, в котором определил следующие основные принципы работы и элементы архитектуры компьютера:
Компьютер состоит из процессора (центрального обрабатывающего устройства), памяти и внешних устройств.
Единственным источником активности (не считая стартового или аварийного вмешательства человека) в компьютере является процессор, который, в свою очередь, управляется программой, находящейся в памяти.
Память компьютера состоит из ячеек, каждая из которых имеет свой уникальный адрес. Каждая ячейка хранит команду программы или единицу обрабатываемой информации. Причем и команда, и информация имеют одинаковое представление.
В любой момент процессор выполняет одну команду программы, адрес которой находится в специальном регистре процессора - счетчике команд.
Обработка информации происходит только в регистрах процессора. Информация в процессор поступает из памяти или от внешнего устройства.
В каждой команде программы зашифрованы следующие предписания: из каких ячеек взять обрабатываемую информацию; какие операции совершить с этой информацией; в какие ячейки памяти направить результат; как изменить содержимое счетчика команд, чтобы знать, откуда взять следующую команду для выполнения.
Процессор исполняет программу команда за командой в соответствии с изменением содержимого счетчика команд до тех пор, пока не получит команду остановиться.
В дальнейшем архитектура фон Неймана незначительно изменялась и дополнялась, но исходные принципы управления работой компьютера с помощью хранящихся в памяти программ остались нетронутыми [2].
Основные структурные элементы ПК
Компьютер имеет следующую структуру: системный блок с входящими в него устройствами, внешние устройства, с помощью которых реализуется диалог оператора с устройством.
Системный блок - состоит из блока питания, системной (материнской) платы и вспомогательных устройств.
На материнской плате находится центральный процессор, выполняющий арифметические, логические и управляющие функции, содержащий собственную сверхбыструю память: ОЗУ – оперативное запоминающее устройство, реализованное в виде плат (Simm, Dimm, Dimm DDR SDRAM и др.), устанавливаемых в разъемы материнской платы; постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), содержащее стартовую программу BIOS, прожигаемую на заводе, аккумулятор для бесперебойного питания части ОЗУ (CMOS) при выключенном компьютере, согласующие микросхемы и т.п. В гнезда – разъемы на материнской плате устанавливается интерфейсные платы: видеокарта, через которую выполняется управление монитором, звуковая карта, обеспечивающая управление колонками или звуком в наушниках, сетевая карта поддерживающей соединение нескольких компьютеров в локальную сеть, внутренний модем, преобразующий телефонный сигнал в компьютерный, а компьютерный в телефонный. Возможно и подключение других плат, для связи с другими устройствами (телевизором, видеокамерой и др.).
Устройства ввода информации: монитор (дисплей), на экране которого отображается информация, клавиатура и мышь, посредством которых реализуется ввод информации, сканер, позволяющий «оцифровать» изображение на бумаге, т.е. преобразовать изображение на бумаге в компьютерный двоичный код, микрофон, джойстик
Устройства вывода информации: принтер и плоттер графопостроитель), отображающие информацию в виде твердой копии, например, на бумаге; звуковые колонки, наушники.
Устройства длительного хранения информации, размещенные внутри корпуса системного блока: накопители на жестких дисках (HDD – винчестеры), накопители на гибких дисках (FDD – дисководы), CD-ROM, DVD-ROM накопители. Могут быть редко применяемые устройства длительного хранения информации, например, стримеры, использующие для хранения информации магнитную ленту.
BIOS (Basic Input Output System) – базовая система ввода-вывода записывается на микросхеме ПЗУ. BIOS содержит: специальные программы по управлению работой стандартными внешними устройствами (драйверы – программы, расширяющие возможности операционной системы); тестовые программы для контроля работоспособности аппаратуры; программу начальной загрузки операционной системы.В BIOS хранятся программы, выполняющие интерфейсные функции по самонастройке, например, по изменению системной даты, времени, установке пароля, указания в каком порядке просматривать устройства при загрузке ядра операционной системы, вызывающие автоматическую идентификацию накопителей на жестких дисках и т.д. Для обеспечения диалога с BIOS в начальный момент работы программ диагностики пользователю нужно нажать клавишу ‘DEL’ ( или другая клавиша, обычно информация о ней появляется на экране монитора). С одной стороны, BIOS можно рассматривать как составную часть аппаратных средств, а с другой – она является программным обеспечением. Вызов программ BIOS, как правило, организован в форме так называемой обработки аппаратных и программных прерываний. Выделение BIOS в отдельный модуль позволяет обеспечить независимость программного обеспечения от специфики конкретной модели компьютеров.