ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Информационные системы и технологии
1.2 Информационные системы, структура и классификация информационных систем
1.3 Информационные технологии, структура и классификация информационных технологий
1.4 Виды информационных технологий
1.5 Техническое обеспечение информационных систем и технологий
1.6 Программное обеспечение информационных систем и технологий
1.8 Безопасность информационных систем и технологий
1.10 Авторские информационные технологии
1.11 Интегрированные информационные технологии
Подсистема лингвистического обеспечения включает совокупность словарей, справочников, положений и инструкций предмашинной и машинной обработки и поиска информации.
Классифицировать информационные системы можно по различным признакам: по структурированности задач, по функциональному признаку, по степени автоматизации, по характеру использования, по сфере применения и т.д.
Классификация ИС по сфере применения.
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.
Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учёт и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учёт, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.
ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчёты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и так далее, что может привести к существенным изменениям в самой структуре компании [1].
1.3 Информационные технологии, структура и классификация информационных технологий
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс её переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
Информация (от латинского “informatio” – изложение, разъяснение) – как научная категория составляет предмет изучения для различных областей знания. Понятие информация можно определить как «совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений окружающей нас действительности. Формулировка Шеннона: «Информация- это снятая неопределенность». Информация – это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче и трансформации (обработке). Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Содержательную часть информации определяют свойства данных. На свойства информации влияют свойства самих данных, а также свойства методов, взаимодействующих в ходе информационного процесса [2].
Более строгий подход к определению информации предполагает выделение двух фундаментальных элементов: источник (передатчик) и приемник (потребитель, клиент). При их взаимодействии и возникает информация – некоторое сообщение, которое, так или иначе, снимает неопределенность знания потребителя в отношении некоторого объекта, факта или явления. Информация – это знания полученные путем логической обработки данных.
Структура информации – то, что определяет взаимосвязи между ее составными элементами. Главным свойством информации является системность, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, в которой каждый отдельный элемент не обладает свойствами присущими всей системы. Основными формами представления информации являются: символьно-знаковая (информация представленная совокупностью букв, цифр, знаков и т.п.); графическая (изображения и т.п.); звуковая.
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза. Такая единица названа бит.
Следующей по величине единицей измерения количества информации является байт (1 байт = 23 бит = 8 бит).
Кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:
1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт;
1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;
1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт .
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель ИТ – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество получаемой информации. Инструментарий ИТ – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определённого типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную \пользователем цель. С точки зрения инструментария выделяют следующие этапы развития ИТ:
Первый этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путём переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.
Второй этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащённая более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.
Третий этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование её содержания.
Четвёртый этап (с начала 1970-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащённые широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии ещё более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
Пятый этап (с середины 1980-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определёнными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. ИТ тесно связана с информационными системами, которые являются для неё основной средой. ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель ИС – организация хранения и передачи информации. ИС представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более ёмким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе [1].