Файл: ЗАДАНИЕ 2 СЕМЕСТР ИСТОРИЯ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации

Тема I: россия в период капитализма

Тема II: нарастание кризиса в россии (февраль-октябрь 1917 г.) победа октябрьской революции. Иностранная военная интервенция

Тема III: советская страна в период новой экономической политики (1921-1928)

Тема iх: советское общество в конце 20-х - 30-х годов.

Тема V: ссср в период второй мировой войны (1939-1945).

Тема VI: ссср в послевоенный период (1945-1956 гг.).

Тема VII: кризис тоталитарной системы в ссср, провал попыток ее реформации (1956-1985 гг.).

Тема VIII: советское общество в условиях политики перестройки, обостение социально-экономичеких и политических противоречий. (1985 – начало 90-х гг.)

Тема IX: современная россия

Рекомендуемая литературА Учебники

Хрестоматии

Научная литература

Шифр и тематика контрольных работ

Литература к темам контрольных работ Учебники

Хрестоматии

Справочная литература

Научная литература

Терминологический словарь

Тестовые задания

Методические рекомендации по написанию контрольных работ по историческим дисциплинам кафедры

Контрольную работу необходимо принести на кафедру истории и социологии по адресу: г.Казань, Оренбургский тракт, д.3, каб. 306.

Для иногородних: контрольную работу необходимо отправить по почте (!!!), в конверте обычным или заказным письмом (по тому же адресу).

Контрольные работы, отправленные по е-майл, не принимаются (!!!)

Одной из форм овладения студентами материалов по историческим дисциплинам кафедры является написание контрольной работы. С ее помощью осуществляется преподавателем контроль за самостоятельными занятиями студентов. Рецензируя контрольную работу, преподаватель вскрывает допущенные в ней ошибки, указывает пути их исправления.

Цель контрольной работы - помочь студентам закрепить в памяти конкретный материал, выработать навыки самостоятельной работы над первоисточниками и учебной литературой, научить правильно оформлять письменные работы, развивать логическое мышление.

Выполнение письменной работы должно состоять из следующих этапов:

1. Обстоятельное изучение материала по данной теме в объеме вузовской программы по исторической дисциплине. Материал лучше усваивается, если читать его последовательно, переходя от простого и краткого текста к более сложному. При чтении литературы надо выписывать цитаты, фактические данные, сопровождая их своими замечаниями. Нужно указывать страницы книги, откуда делаются выписки. Большую роль в изучении темы могут оказать схемы, диаграммы, иллюстрации и исторические карты. Для расширения общего кругозора студенты должны познакомиться с документами, опубликованными в Хрестоматии по историческим дисциплинам. Это делает знания более прочными, а изложение - ярким, насыщенным, эмоциональным.

2. Составление плана контрольной работы.

План должен состоять из трех частей: введения, основных вопросов темы (не более 3-4 вопросов) и заключения.

Например:

Тема: Образование раннефеодального государства. Киевская Русь IX-1XI вв.

План:

Введение.

1. Предпосылки образования классов и государства у восточных славян.

2. Основные этапы объединения восточнославянских племен под властью киевских князей.


3. Социально-экономический строй раннефеодального государства. Культура Киевской Руси.

4. Историческое значение Древнерусского государства и его культуры.

Заключение.

5. Список использованных источников и литературы.

Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно. Студент сам подбирает нужный материал, изучает его, систематизирует, обобщает, делает соответствующие выводы и заключения.

Основные требования к контрольной работе по истории сводится к следующему:

При написании контрольной работы, кроме материала учебника, учебных пособий, необходимо использовать первоисточники, исторические документы, научные работы, произведения художественной литературы, освещающие события изучаемой темы.

Работа должна продемонстрировать умение студента выявить и исследовать исторические источники, устанавливать причинно-следственные связи, не просто излагать факты, а анализировать и объяснять их.

Содержание контрольной работы, по возможности необходимо связывать с современностью. Желательно использовать местный материал, рассказывающий об истории вашего края, о трудовых и воинских подвигах ваших земляков на различных исторических этапах.

Излагать материал нужно строго по плану. Каждый параграф в тексте должен быть выделен названием, между вопросами-параграфами должна быть логическая связь; каждый следующий вопрос вытекает из предыдущего и служит его дальнейшим развитием. Основные задачи, а также обзор используемой литературы, должны быть изложены во введении. В заключении автор должен дать краткие, четкие выводы по теме контрольной работы. Контрольная работа должна быть написана ясно, четко, ответы на вопросы - насыщены фактическим материалом, содержать в конце каждой главы выводы и обобщения. Все приводимые в тексте цитаты заключаются в кавычки. В скобках или в подстрочнике делаются ссылки, т.е. указывается фамилия автора и его инициалы, полное название работы, год и место издания, том, страницы.

Объем контрольной работы, написанной разборчивым подчерком - 15-18 страниц ученической тетради. На первой странице необходимо указать тему, план работы, а на титульном листе - домашний адрес студента, по какой дисциплине и кафедре выполняется данная контрольная работа, фамилия автора, номер студенческой группы, курса и название факультета. На последней странице - список использованной литературы и источников, поставить дату завершения работы и подпись. Страницы контрольной работы нужно пронумеровать и оставить поля для замечаний рецензента.


Вам предлагается тематика контрольных работ, включающая основные темы и вопросы курса. Тема вашей работы хронологически охватывает период от раздела «Первобытнообщинный строй на территории нашей страны» до раздела «Падение крепостного права в России».

Темы контрольных работ определяются шифром, по первой букве фамилии студента. В шифре указаны два номера, например, А – 1, 30. При этом студент Алексеев может выполнить один из вариантов указанной работы, расшифрованной в примерной тематике, т.е. первый или тридцатый.

Методические рекомендации

Главная задача составителей методического пособия состоит в том, чтобы помочь студенту, изучающему историю Отечества ХХ века систематизировать полученные на занятиях и в процессе самостоятельной работы над источниками, научной и научно – методической литературой, знания, касающиеся новейшей истории России. Составить достоверную картину наиболее важных событий и на их основе уяснить закономерности исторического процесса, показать калейдоскоп исторических фактов, человеческих стремлений, поступков, идей, свершений. Изучая курс истории Отечества ХХ века студент должен убедиться, что нам не дано изменить этого прошлого и выносить с точки зрения современного опыта ему тот или иной приговор. Важно, прежде всего, понять прошлое и определиться с настоящим и будущим.

Курс «Истории Отечества ХХ века» – естественное продолжение курса «Истории Отечества до ХХ века» - хронологически он охватывает рамки с 1861 года по современность. ХХ век по масштабности, насыщенности произошедшего с Россией не имеет себе равных в многовековой истории страны. Первая половина ХХ века вместила две мировые войны, три революции с весьма противоречивыми последствиями, изнурительную «холодную» войну с великим противостоянием сверхдержав США и СССР, которое завершилось упразднением последней и коренным изменением социально –экономической, политической и духовной жизни обновленной России.

Тематический план

Темы

Количество

лекции

СРС

1

Буржуазно-демократические реформы 60 –80 гг. ХIХ в.

4

2

Особенности капиталистического развития России в пореформенный период (60-90 гг. ХIХ в.).

2

2

3

Общественное движение и идейно - политическая борьба во второй пол. ХIХ в .

4

4

Основные тенденции развития культуры России второй пол. ХIХ в.

4

5

Социально – экономическое и политическое развитие России на рубеже ХIХ – ХХ вв.

2

2

6

Первая буржуазно – демократическая революция в России.

2

7

Социально – экономическое и политическое развитие страны в межреволюционный период (1907 – февраль 1917 гг.).

4

8

Россия в первой мировой войне. Падение царизма (1914 – февраль1917 гг.).

2

9

Нарастание кризиса в России (февраль – октябрь 1917 гг.). Победа Октябрьской революции, ее всемирно – исторической значение.

2

10

Гражданская война и военная интервенция.

2

11

Советская страна в период новой экономической политики (1921-1928 гг.).

2

2

12

Национально – государственное строительство в условиях советского строя. Образование СССР.

2

13

Форсированное строительство социализма в СССР: социалистическая индустриализация и коллективизация.

2

2

14

Культурная революция в СССР.

6

15

Формирование и развитие тоталитарной политической системы в СССР.

2

16

Международное положение и внешняя политика СССР в 20-30 гг.

2

17

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1939 – первой половины 1941 гг.

2

18

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.).

2

2

19

Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенный период и политическое положение в стране.

2

20

Международное положение СССР в послевоенное десятилетие (1945-1956 гг.).

2

21

Попытки реформирования партийно-государственного аппарата и демократизации общества (1956 – начало1960 гг.)

2

22

Социально-экономические и культурные преобразования во втор. пол.50-х - нач.60-х гг., их непоследовательность и незавершенность.

4

23

Нарастание кризисных явлений в советском обществе (70-е – середина 80-х гг.).

2

24

Основные тенденции мирового развития. Внешняя политика СССР (середина 50-х – начала 80-х гг.).

2

25

«Перестройка» и распад СССР.

2

26

Основные тенденции развития новейшей истории России(1991 – нач. XXIв.).

2

Итого:

10

66


Программа курса


Тема I: россия в период капитализма

Особенности капиталистического развития России в пореформенный период (60-90-е гг. ХIХ в.)

Предпосылки и условия преобразовательной деятельности Александра II (1855-1881). Причины проведения и характер аграрной реформы 1861 г. Земская, городская, судебная, военные реформы 60-70 гг. и их значение. Изменение в общественно – политическом строе России.

Россия – страна «второй волны» капитализма. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве и сохранение остатков крепостничества. Массовое разорение крестьян и дифференциация среди них.

Специфика развития промышленной революции. Формирование буржуазии и пролетариата; особенности этого процесса в России. Технико-экономическое отставание страны. Роль иностранного капитала в индустриальной модернизации России. Социально - классовая структура общества к концу ХIХ в.

Общественное движение и идейно – политическая борьба в пореформенной России.

Формирование разночинной интеллигенции и ее роль в общественном движение. Консервативное, либеральное и революционное течение в России.

Революционные демократы 60-х гг. Журналы «Колокол» и «Современник». «Земля и воля» 60-х гг. Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов, Н.Н. Обручев. Национально-освободительное движение в России. Восстание 1863 г. в Польше.

Революционное народничество 60-70-х гг., его социальная база, основные идеи. Н.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Анархизм. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ». Народнические организации. «Земля и воля».

Борьба царизма против революционного народничества. Политические процессы 60-70-х годов. Либеральная оппозиция. К.Д. Кавелин. Земское движение. Александр III (1881-1894) и усиление политической реакции. Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев, М.А. Катков.

Начало рабочего движения в России. Первые рабочие организации: «Южнороссийский союз рабочих», «Северный союз русских рабочих». Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов. Группа «Освобождение труда».

Усиление рабочего движения в 90-е годы. Первые социал-демократические организации в России.

Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Противоречия социально-экономического развития страны. Внутренняя и внешняя политика Николая II (1894-1917). Обострение политической ситуации в стране, социально-классовых и национальных антагонизмов. Российский «военно-феодальный» империализм.