ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
Ракурс — прием операторского искусства: оптическое явление, состоящее в том, что при некоторых условиях съемки предметы на экране заметно изменяют свои привычные очертания. Ракурс широко используется для изобразительной, монтажной композиции, позволяя как бы совмещать точку съемки оператора с точкой зрения персонажа, выражать авторскую идею, показывать выразительную мимику актеров на крупных планах и т.д. Саспенс (англ. suspense — неопределенность, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — словом “саспенс” обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приемов, используемых для погружения зрителя в это состояние.
Сиквел (англ. siquel) — книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д.
Таглайн (также тэглайн; англ. tagline) — краткая анонсирующая информация. В кинематографе таглайны пишутся на афишах и постерах к фильмам, используются как слоганы в трейлерах, чтобы максимально кратко и емко отразить основную идею и содержание фильма.
Тизер (англ. tease — дразнить; поддразнивать; teaser — что-л. дразнящее, привлекательное или соблазнительное) — ролик, смонтированный с целью привлечения внимания к еще разрабатываемому продукту. Обычно выходит на ранних стадиях разработки (или съемки). Может даже не содержать материалов, которые будут представлены в конечном продукте.
Трейлер — небольшой видеоролик, состоящий из кратких и наиболее зрелищных фрагментов готового к выходу на экраны фильма, используемый для анонсирования этого фильма. При этом часто комбинируется видеоряд из несвязанных фрагментов по принципу калейдоскопа. Иногда сцены в таком калейдоскопе сменяются очень быстро, больше производя впечатление на зрителя, чем оставляя осмысленное представление о фильме в целом.
Трэш (треш, англ. trash, буквально, “мусор”) — направление в современном кинематографе, характеризующееся низкобюджетностью, вторичностью и вульгарностью. Обязательными и желательными элементами трэша являются: использование большого количества штампов, затасканных идей, “модного” содержания и неоригинальных сюжетных линий.
Фабула (лат. fabula — басня, рассказ) — состав событий, о которых рассказывается в фильме. Если кратко изложить то, что с персонажами случилось, а также кратко охарактеризовать основных героев, это и будет фабула — как бы выборка из сюжета, в котором уже даются мотивировки событий, тщательнее и подробнее описывается их ход. Отличие фабулы от сюжета состоит в том, что она конспективна, схематична; сюжет более активно передает авторское отношение к изображаемому, своеобразие и индивидуальные черты героев и драматических конфликтов. Сюжет можно назвать «осмысленной фабулой». Современное киноведение считает сюжет и фабулу закономерно связанными.
Флэшбек (англ. flash — вспышка, back — назад, обратно) — короткий сюжет или серия кадров, прерывающих повествование, чтобы вернуться к прошлому (в мыслях героев и т. п.). В фильмах флэшбэки часто бывают черно-белыми или монохромными.
Художник-постановщик — один из основных авторов и создателей кинематографической постановки. Разрабатывает и осуществляет изобразительное, пластическое решение фильма. Свои предложения по организации игрового пространства он осуществляет в эскизах (изобразительная экспликация, декорации, раскадровка), где со всей полнотой выразительных средств предлагается решение материальной среды, цветовая парнитура всего фильма.
Эпизод (греч. epeisodion — вставка) — часть кинопроизведения, состоящая из одной или нескольких сцен, объединенных общей темой и общим драматическим конфликтом, и обладающая относительной завершенностью и самостоятельностью по отношению к фильму в целом. Главные отличительные особенности эпизода — смена отношений между действующими лицами, переход действия в новое качество, но новую ступень развития конфликта.
Кадр, кинокадр (франц. cadre, от итал. quadro — рамка) — один из самых многозначных терминов в кино, хотя кажется простым и общепонятным. То, что означает этот термин в общепринятом смысле, по-научному называется фотограммой. Кадром во время съемок обычно называют фрагмент фильма, снятый непрерывно — от команды режиссера «Начали!» до сигнала «Стоп, снято!». Этот фрагмент может быть коротким или длинным, статичным или динамичным по внутреннему действию либо по поведению камеры, он может быть предварительно организованным или запечатленным спонтанно («репортажно»). Есть фильмы, целиком состоящие из одного кадра, фильмы, имитирующие однокадровость, фильмы, в которыз длина некоторых кадров не превышает двух фотограмм. При всем многообразии типов и видов кинокадр можно определить как зафиксированный на пленке пространственно-временной континуум, способный полностью или частично войти в целостную композицию фильмав качестве его основной структурной единицы.
Комбинированные съемки
(англ. combine - соединять) - приемы и методы киносъемки, объединяющие в одном кадре изображения, снятые в разное время или в разном масштабе. Комбинированные съемки значительно расширяют возможности кинематографа. Они широко используются при создании фантастических, приключенческих и сказочных фильмов; позволяют практически осуществить самый сложный авторский замысел.
ВТОРОЙ ПЛАН
- воссоздание среды и атмосферы действия в фильме, важный элемент в композиции кинокадра. Актеры, пейзаж, звук, свет, декорации могут формировать образ второго плана (иногда его ошибочно называют "фоном"). Наличие второго плана предопределяется драматургическим замыслом, необходимостью поддержать и дополнить первый план. Первый и второй планы неотделимы друг от друга.
Драматический конфликт
- присутствующее в сценарии и фильме противоречие, положенное в основу сюжета. При этом учитывается как материальный мир, так и мысли, мечты. Типы конфликтов разнообразны: борьба между двумя или несколькими зарактерами или идеями, между характером и обстоятельствами, коллизии сочиально-политические, психологические и др. Своебразие конфликта проявляется не только в тематике, но и на всех уровнях строя фильма. В зависимости от жанра формы конфликта варьируются от жестокого противостояния до ассоциативного сопоставления. Разрешение конфликта - один из определяющих моментов художественной идеи: оно может состоять в победе одной из борющихся сторон, их взаимоуничтожении или примирении, а нередко выносится за рамки произведения (открытый финал). Сложность решаемых сегодня общественных и эстетических задач требует от художников тщательного поиска и особой разработки противоречий, характерных для нашей действительности. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
- соотношение частей предмета или произведения, считающееся совершенным. При делении объекта на две неравные части золотое сечение возникает в том случае, если меньшая часть относится к большей, как большая ко всему объекту. В кинопроизведении, как правило, происходит скачок в развитии темы, настроения, сюжетной линии. Принято считать, что если момент такого скачка близок к точке золотого сечения, то он будет восприниматься как наиболее естественный и закономерный. Во многих случаях употребление критиками, киноведами, журналистами, пишущими о кино, выражения "золотое сечение" не предусматривает строгого арифметического его смысла, а употребляется как метафора, имеющая отношение к пониманию гармонического, прекрасного, художественно завершенного в киноискусстве.
ИГРОВОЙ ФИЛЬМ
- кинопроизведение, в котором одним из главных средств воплощения идейно-художественного замысла кинодраматурга и режиссера является актерская игра. Такие картины часто называют художественными, но и многим другим видам кинематографии также присуща художественность. За свою историю игровой фильм прошел большой путь развития - от отдельных сценок, большей частью заимствованных у цирка, театральной феерии, мюзик-холла, до нынешнего разнообразия жанров, от немых кадров до сегодняшней свободы в использовании пространства и времени, звука, цвета, ракурсов и т.д. Постепенно кинематографисты все большее значение уделяли созданию зарактера персонажа профессиональным актером, становившимся соавтором сценариста и режиссера. Элементы игрового кино используются иногда при создании научно-популярных, реже - документальных, мультипликационных лент. В игровые фильмы, в свою очередь, зачастую вводится хроника, мультипликация. МЕТАФОРА
(греч. metaphora - перенесение) - поэтический прием, наделяющий предмет новыми особенностями, присущими другому предмету. В кинематографе использование метафор многообразно. Очень часто метафорическое значение отдается подробностям развертывающихся событий, фону, декорации, времени года, погоде, одежде... Дом, напоминающий мрачную пещеру, буря за окном, как бы подыгрывающая драматической сцене, рассветная заря, предсказывающая начало новой жизни для героя, - можно привести много примеров. Метафора обычно основывается на вполне реалистичном повествовании, становясь его особо выразительным элементом.
Мизансцена
(франц. mise en scene - размещение на сцене) - расположение действующих лиц игрового фильма в пространстве (относительно друг друга и среды) и движение их в той или иной сцене, связанной единым драматическим действием. Театральная мизансцена отличается временной непрерывностью действия и неподвижностью точки, с какой наблюдает ее зритель. В отличие от этого кинозритель видит мизансцену во множественности планов и ракурсов. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры. Основные виды мизансцены - многоплановые (действие развивается одновременно на переднем и заднем планах), глубинная (действие ориентировано в глубь или из глубины кадра), панорамная (в соответствии с движением камеры). Композиция фильма в целом и мизансцена как его составная часть объединены пространственно-временной организацией материала.
МИМИКА
(греч. mimikos - подражательный) - по определению словаря русского языка - "движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние". Применительно к театру и кино мимика - одно из средств актерской выразительности, важнейший момент пластического рисунка роли. Крупный план сделал видимыми для зрителя почти неуловимые движения лица и позволил актеру кино отказаться от подчеркнутой мимики театральной сцены. В годы немого кино мимическая игра выполняла отсутствие звучащего слова. В звуковом кино мимика дополняет слово, сообщает ему оттенки, иногда его заменяет. Светом, ракурсом, крупностью плана оператор способствует тому, чтобы актерская мимика была не просто четко видна, но и точно передавала бы образный смысл роли.
МОНТАЖ
(франц. montage - сборка) - одно из центральных понятий киноискусства. Оно употребляется в нескольких взаимосвязанных значениях. 1. Фильм представляет собой сочетание отдельно снятых кадров. Они склеиваются в определенной последовательности, обусловленной сценарно-режиссерским замыслом произведения. В этом значении монтаж - технологический процесс создания фильма как целого из частей. Здесь режиссеру помогает монтажер. Однако это процесс не только технологический, но и творческий, потому что как бы точно ни был снят фильм по режиссерскому сценарию и раскадровке, отснятый материал нейзбежно отличается от них и подсказывает режиссеру новые решения. В так называемый монтажно-тонировочный период режиссер может исключить некоторые кадры и даже целые сцены, изменить последовательность кадров и событий. В это время окончательно устанавливается длина (метраж) каждого кадра, возникает общий ритм картины. Творческий зарактер монтажного периода заключается в том, что здесь уточнаяется и завершается режиссерский замысел, драматургия фильма, формируется образный строй произведения. 2. Но для того, чтобы фильм можно было смонтировать, его нужно монтажно снять. А это значит - снять по сложившимся в кино и постояннно разваваемым, дополняемым законам монтажа, монтажной формы. Монтажная форма фильма как целого складывается из двух видов монтажа - внутрикадрового и межкадрового. Внутрикадровый монтаж - построение единого выразительного пространства-времени кадра (как короткого, так и длинного - так называемого плана-эпизода). Выразительные средства внутрикадрового монтажа - ракурс, объектив (глубина резко изображенного пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный, планы, деталь), длина кадра, движение камеры, цвет, звук, средства актерской выразительности, декорационного и музыкального решения фильма, динамика их сочетаний и единство. Все эти средства объединяет в художественное целое композиция кадра. Она строится с учетом того, что кадр будет существовать в ленте не изолированно, а в сочетании с соседними и должен с ними взаимодействовать. Поэтому каждый кадр задумывается и снимается как часть монтажного строя, монтажного контекста фильма. Таким образом, внутрикадровый монтаж переходит в межкадровый - в связь и взаимодействие кадров, что порождает образный ряд кинопроизведения. Монтаж и есть способы и принцип создания кинематографического образа и образного ряда фильма; это система выразительных средств экрана и правил из употребления. Для художника монтаж - способ выразить свое видение мира. монтаж принимает разные формы, однако он как принцип создания кинообразности сохраняется. ПАНОРАМИРОВАНИЕ