Файл: Шрифты. Разработка и использование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ля, эффекта) - bold, italic, shadow, outline и других, в зависимости от конкретной программы. Когда и каким способом воспользоваться, можно правильно решить, только точно зная, как устроено семейство шрифтов.

Bo многих распространенных шрифтах гарнитуры существуют только как объединения сходных шрифтов со сходными именами37. Co всех точек зрения (кроме внешнего сходства) члены такого семейства являются разными шрифтами. (Для удобства последующих ссылок назовем такие гарнитуры семействами первого типа). Все шрифты семейства первого типа регистрируются операционной системой независимо и представляются в списке шрифтов любой прикладной программы как разные шрифты38. Для того, чтобы перейти от обычного начертания к жирному или наклонному, необходимо сменить шрифт. Если вместо смены шрифта использовать смену атрибута, возникает ошибка, о механизме работы которой речь пойдет чуть ниже. B семейства первого типа может быть включено и более четырех модификаций - например, для шрифта Partner известны начертания Thin, Light, Normal, DemiBold, Bold, Italic, Black и Condensed, a также некоторые парные сочетания.

Иначе устроены семейства шрифтов, которые дальше условимся называть семействами второго типа. Эти шрифты представляются в списках подавляющего большинства прикладных программ одной строкой на все семейство, хотя в списке шрифтов операционной системы зарегистрировано несколько вариантов его начертания39. B се-

37Ha Macintosh, как говорилось ранее, шрифты такого семейства, как правило, объединены в один font suitcase, что отнюдь не добавляет им общности - с равным успехом в одном suitcase могут содержаться совершенно разные, никак не связанные между собой шрифты. Если вы откроете font suitcase, например, распространенного шрифта HelveticaCyrillic, в составе этого семейства обнаружатся четыре шрифта: HelveticaCyrillic, HelveticaCyrillicBold, HelveticaCyrillicItalic и HelveticaCyrillicBoldItalic.

38B списках Adobe Type Manager для Windows каждый шрифт всегда представляется отдельной строкой. Ho для семейства первого типа название модифицированного начертания пишется в одно слово (HelveticaCyrillicBold), не отделяя признак модификации начертания от остальной части названия с помощью запятой. Для шрифтов, зарегистрированных в панели управления Fonts операционной системы такой признак практически неприменим - единственным способом узнать семейство первого типа является их раздельное представление в списках шрифтов прикладных программ.

39Для IBM PC этот тип семейств шрифтов имеет значительно большее распространение. Для Windows в списках шрифтов второго типа (в панели управления Fonts) модификаторы стилей отделяются от собственно имени шрифта пробелом и начинаются с большой буквы. B ATM для Windows модификаторы начертания отделяются от названия шрифта запятой. B ATM третьей версии, кроме того, названия модификации начертания пишутся заглавными буквами. B ATM версии четыре названия модификаторов пишутся с большой буквы. Для Mac OS названия модификаторов начертания для се-

-138 -


мейства второго типа может объединяться (на сегодняшний день) до четырех вариантов начертания - plain, bold, italic и bold-italic. Переход от обычного начертания к жирному или наклонному в прикладной программе осуществляется изменениями атрибута стиля при неизменном имени шрифта.

Самой распространенной ошибкой неопытных пользователей при работе со шрифтами является некорректное использование атрибутов стиля. Иными словами, если такой пользователь желает выделить фрагмент текста жирным шрифтом, работая в QuarkXPress, он (в полном соответствии с документацией по названной программе) отмечает мышью нужный фрагмент и устанавливает атрибут стиля bold, немедленно получая на экранe желаемый результат. Дальнейшая (например, при выводе на принтер) судьба выделенного фрагмента может быть разной, в зависимости от того, с каким шрифтом была выполнена данная манипуляция. Если это шрифт, имеющий семейство второго типа, и в этом семействе присутствует начертание bold (семейство может быть неполным, то есть включать в себя только два или три из четырех возможных начертаний. Особенно часто бывает пропущенным bold-italic) - все произойдет именно так, как и предполагалось. Если же атрибут стиля bold (или другой атрибут) применить к шрифту, имеющему семейство первого типа, или к шрифту, не имеющему других начертаний вообще, как Parsek, модификация стиля коснется только изображения на экране. При выводе «твердых копий» недопустимые стили будут либо проигнорированы, либо выведены в bitmap-версиях, либо (что уже совсем неприятно) произойдет замена шрифта на шрифт по умолчанию.

Причина проблемы в том, что за вывод на экран и печать отвечают разные части операционной системы. Для вывода на экран bit- map-шрифта администратору шрифтов операционной системы не обязательно иметь модификации для всех допустимых стилей шрифта - все мыслимые эффекты он умеет строить программным путем. При выводе на другие устройства программа верстки или драйвер печати запрашивают требуемый outline-шрифт у того же администратора шрифтов, который, не находя модифицированный шрифт из-за отсутствия правильной ссылки на таковой, пересылает выводному устройства «то, что найдется под рукой», как правило, в виде немодифици-

мейств второго типа ставятся в скобкаx после имени шрифта. Откройте font suitcase, например, семейства PragmaticaC. Названия содержащихся в нем шрифтов имеют вид

PragmaticaC, PragmaticaC (bold), PragmaticaC (italic) и PragmaticaC (bold, italic). Стоящие в скобках слова, строго говоря, не являются частью имени шрифта - это декодированный идентификатор стиля (style ID), содержащийся в описании семейства. Однако для вывода на печать или фотонабор к такому suitcase должны быть приложены все нужные outline-шрифты (в нашем случае - четыре).

- 139 -


рованного (plain) шрифта. Остается загадкой, почему программы обработки текстов никоим образом не предупреждают пользователя о возможных проблемах при использовании атрибутов стиля, недопустимых для данного шрифта. Однако этот вопрос полностью лежит на разработчиках программного обеспечения, тогда как ответственность за использование атрибутов стиля в столь же полной мере несут его пользователи.

Рискуя показаться навязчивыми, повторим еще раз. Прежде, чем использовать модификаторы стиля bold или (и) italic, проверьте две вещи:

убедитесь, что семейство шрифтов построено по второму типу и содержит нужный вариант стиля40;

убедитесь, что наличествует outline-шрифт для данной модификации шрифта41.

Следует иметь в виду, что для одновременного использования модификаторов bold и italic необходимы не обе модификации (Bold и Italic), а одна (как правило,четвертая) - BoldItalic.

Если в вашем распоряжении имеется шрифт с семейством первого типа, для выделения части текста наклонным шрифтом вместо смены стиля (то есть нажатия буковки I, B, Ж или К в палитре размеров или строке состояния) следует использовать смену шрифта (на-

пример, с HelveticaCyrillic на HelveticaCyrillicItalic).

Если же необходимого начертания нет вообще - его необходимо приобрести, разработать самому, заказать специалисту или же обойтись без него (например, применить в документе другой, похожий шрифт, имеющий все необходимые модификации стиля)42.

Особую неприятность способны доставлять шрифты, не имеющие plain-версии в семействе второго типа. Такие шрифты достаточно

40Если шрифт зарегистрирован через ATM версии 4.0, сделать это довольно просто. Ha PC найдите шрифт в списке, и посмотрите, какие модификаторы встречаются после его имени (для PostScript-шрифтов это можно сделать и в ATM 3.x). Ha Macintosh откройте окно информации о шрифте и просмотрите список начертаний (правый нижний список в верхней части окна).

41Это замечание относится только к пользователям Macintosh - для PC невозможно зарегистрировать начертание в ATM, не имея необходимого .PFB-файла.

42Для Macintosh существуют программные средства, позволяющие объединить шрифты в семейство второго типа. Одно из таких средств - StyleMerger, входящий в состав пакета Fontographer. Работа программы чрезвычайно проста - StyleMerger просто объединяет два, три или четыре font suitcase в один, придавая bold, italic и bold-italic версиям имя plain-шрифта и соответствующие идентификаторы стиля. Для того, чтобы сделать семейства первого типа, необходимо «разобрать» разные стили исходного семейства по разным font suitcase, например продублировав их и удалив ненужные шрифты из каждого.

-140 -


часто попадаются среди «экзотических» заголовочных шрифтов в формате TrueType. Отображая на экране вместо plain один из модифицированных вариантов, прикладная программа может выдать на печати совершенно неожиданный результат.

Наблюдательный читатель заметил, конечно, что до сих пор речь в основном шла только о трех эффектах (стилях) - bold, italic и их объединении. Однако средства палитр стилей многих программ обработки текста существенно шире рассмотренных вариантов. Дело в том, что остальные «стилевые» модификации, такие как shadow (с те-

нью), outline (контурный), underline (подчеркнутый), StrikeThru (пере-

черкнутый) носят характер программно-обрабатываемых, то есть не требуют отдельных описаний в виде шрифтовых файлов для их реализации. Иначе говоря, эти эффекты могут быть применены к любому шрифту, не требуя выполнения каких-либо дополнительных условий. Единственное отступление от названного правила касается одновременного применения эффектов типа shadow (или outline) с вышеупомянутыми bold и italic. Как правило (хотя и не для всех шрифтов) включение shadow или outline отменяет bold и italic при выводе на печать (но не на экран).

Еще два стилевых эффекта condensed и extended, то есть сжатие и расширение символов (не путать с масштабированием и регулировкой трекинга, это тоже чисто программные функции) требуют отдельных версии шрифта, но ни шрифты с такими стилевыми модификациями (к сожалению), ни подобные атрибуты стиля в программах работы с текстом (к счастью) автору не встречались. Получение названных эффектов на сегодняшний день может быть просто достигнуто за счет использования соответствующих шрифтов, типа PragmaticaCondC или XeniaExtended.

- 141 -


Глава 6

Форматы цифровых шрифтов

Понятие о формате и шрифтовой машине

Любой цифровой шрифт, как это сразу становится понятно из названия, представляет собой описание входящих

внего символов, метрических и других параметров, определяющих особенности шрифта в цифровой форме. Форматом представления цифрового шрифта называется способ (стандарт) представления цифровой информации, образующей шрифт. Обычно он представляет собой один или несколько файлов, с которыми можно поступать так же, как и с любыми другими файлами: копировать, удалять, переименовывать и т.д.

Шрифт, представленный в определенном формате, можно использовать в любых программных и аппаратных средствах, которые могут воспринимать закодированную в формате информацию. Таким образом, создание определенного формата представления шрифтов не является достаточным для их использования. Необходимо иметь еще два компонента: средства преобразования информации в заданный формат и средства воспроизведения шрифтов, представленных в этом формате. Если средства кодирования используются в основном производителями шрифтов, то средства воспроизведения необходимы в первую очередь пользователям цифровых шрифтов.

Совокупность определенного формата представления шрифтов

исредств воспроизведения шрифтов, заданных в этом формате, мы будем называть шрифтовой машиной. Например, если речь идет о формате TrueType, то мы будем говорить о TrueType-машине (Рисунок 6.1). Для некоторых форматов существует несколько средств воспроизведения, в этом случае говорят об определенной реализации шрифтовой машины, например TrueType-машина MS Windows 3.1илиТуре 1 –машина PostScript-интерпретатора.

Очевидно, что без средств воспроизведения любой шрифтовой формат имеет только теоретический интерес, поскольку невозможно оценить качество воспроизведения шрифта и скорость работы. Поэтому бессмысленно говорить о преимуществах того или иного формата, оценивать можно только работу шрифтовой машины. Приведем показательный пример. Некоторое время назад считалось, что формат TrueType превосходит формат Type 1 по скорости работы. При этом на самом деле имелось в виду сравнение двух шрифтовых ма-

-142 -