Файл: Шрифты. Разработка и использование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 567

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разработку нового шрифта фирма должна вложить определенные средства на оплату работы художника, разработку или покупку необходимого программного обеспечения, оплату труда программистов, операторов и прочих сотрудников, принимавших участие в создании шрифта. Необходимо также учитывать затраты на электроэнергию, аренду помещений, амортизацию оборудования и т. п. После получения материального носителя с разработанным шрифтом дальнейшее его воспроизведение не сложно и не требует больших затрат. У пиратов производственные затраты сведены к минимуму. Достаточно скопировать новый шрифт или даже просто упаковать его в новый формат, и можно продавать во множестве копий по самым низким ценам.

Разумеется, «холодные» разработчики не могли существовать долго, и уже к началу 1994 года реклама с предложением таких шрифтов исчезла из всех изданий, а на специализированных выставках полиграфии или рекламы представительство подобных фирм- «разработчиков» компьютерных шрифтов сократилось до нескольких единиц. Однако свое черное дело они сделали.

C широким внедрением техники компьютерного набора в издательское дело и так не слишком высокая культура оформления любых печатных изданий упала катастрофически. Шрифт перестал быть одним из важнейших элементов оформления книги, журнала или газеты и превратился в заурядный носитель информации. B государственных издательствах прямого подчинения Госкомпечати, таких как «Энциклопедия», «Высшая школа», «Просвещение» и т. п. работают профессиональные издатели, умело использующие шрифты высокого качества. Ho в последние годы появилось много частных издательств, хозяева которых видят в издательском деле лишь возможность получения прибыли за счет издания так называемой рыночной литературы. Основные признаки таких изданий: большое количество опечаток и весьма неряшливый макет, что говорит о полном отсутствии корректуры, технической и художественной редактуры. Это же относится и к газетно-журнальной продукции, где подчас игнорируется грамматика русского языка. Пожалуй, читатель уже устал удивляться и возмущаться, сталкиваясь с текстом, в котором при переносе слова на строке присутствует лишь одна буква (начальная или конечная), а остальные помещены на предыдущей или последующей строках. Подобное явление прямо связано с некорректными программами автоматического переноса, а также с выводом набора на пленку без предварительной корректуры.

Широкое внедрение компьютерного набора в издательское дело, помимо положительных моментов, при непрофессиональном его использовании привнесло много отрицательного. B первую очередь это относится к оптимальному или хотя бы более-менее правильному

- 14 -


выбору шрифта для набора того или иного издания. Ha практике, зачастую, шрифт, предназначенный для газетного набора используется для набора книг; русская детская литература набирается шрифтами зарубежных фирм, а современная переводная литература оформляется русскими классическими шрифтами. Например, «Путешествие на Кон-Тики» Тура Хейердала набрано Банниковской гарнитурой, разработанной на основе русских гражданских шрифтов специально для набора русской художественной литературы, а детская трехтомная энциклопедия «Что такое. Кто такой» или «Приключения Карандаша и Самоделкина», адресованные младшим школьникам, набраны все тем же пресловутым Таймсом, разработанным, как уже говорилось, для газетного набора.

Помимо некорректного использования шрифтов еще одним негативным моментом компьютерного набора является возможность свободной трансформации шрифта (иногда в угоду экономическим соображениям издателя) как средства повышения емкости полосы. Зачастую это происходит просто от незнания требований, предъявляемых к шрифту, и неумения профессионально им пользоваться.

B середине 80-х годов, когда в типографии издательства «Правда» внедрялась автоматизированная система переработки текста в цифровом представлении (АСПТИ), были проведены исследования и определены оптимально возможные искажения шрифта при его сужении, расширении или наклоне. B результате многочисленных экспериментов с различными шрифтами было установлено, что при сужении или расширении шрифта нормального начертания более чем на 15% начинают искажаться его первоначальные пропорции, а, следовательно, рисунок шрифта теряет свою графическую индивидуальность. To же самое относится и к увеличению наклона шрифта прямого светлого или полужирного начертаний более чем на 10-12°. Чем насыщеннее по цвету начертание, тем заметнее искажения. Еще раньше, в начале 60-х годов, когда разрабатывалась целая гамма шрифтов для набора газеты «Известия», проводились исследования по определению оптимальной длины строки в колонке газетного набора, верстке газетной полосы и вообще максимально допустимого объема информации на полосе, при которых не снижается удобочитаемость текста. B профессионально разработанных шрифтах за счет оптимального выбора величины очка знака (печатающая поверхность выпуклого изображения буквы или знака на литере) и его свисающих элементов, положения линии шрифта на кегельной площадке (условной линии, на которой стоят все знаки в строке набора), величины верхних и нижних пробелов от свисающих элементов знака до краев кегельной площадки (Рисунок 1.1), уже заложен интерлиньяж (расстояние между линиями шрифта расположенных одна под другой строк) с учетом удобочитае-

- 15 -


мости. T. е. уже в процессе проектирования шрифта в него закладываются все требования, влияющие на интерлиньяж, что обеспечивает оптимальную плотность набора полосы, экономичность набора и нормальное восприятие текста.

Рисунок 1.1 Литера: а - ножка; б - головка; в - очко; г - кегль; д - толщина; е - рост (постоянный для всех литер)

Еще одним негативным явлением, которым сопровождалась компьютеризация издательской деятельности, помимо бессистемной и ничем не регламентируемой разработки шрифтов и их применения, стало несанкционированное, или, попросту, «пиратское» применение шрифтов. B предыдущие годы существовала четко отработанная практика, при которой любой типограф мог приобрести необходимый ему шрифт в виде комплекта матриц или шрифтоносителя у Главснабсбыта Госкомиздата CCCP или заказать его непосредственно на заводах полиграфического машиностроения. Правда, это было доступно только государственным или ведомственным типографиям и официальным организациям, и сопровождалось пристальным вниманием соответствующих органов.

Сегодня любой желающий может приобрести дистрибутив на интересующий его шрифт или непосредственно у фирмыразработчика, или у официальных дилеров отечественных и зарубежных фирм, например, у фирмы «СофтЮнион». Ha практике же все выглядит иначе: можно просто переписать у знакомых или купить на рынке пиратскую копию и пользоваться ею без всякого ограничения. Именно через такое «частное предпринимательство» и распространяются непрофессиональные шрифтовые поделки или украденные разработки, несмотря на то, что в России существует закон об охране интеллектуальной собственности, распространяющийся и на шрифты, и все разработки в этой области должны проходить экспертизу в Роспатенте и получать соответствующее свидетельство - Патент Российской Федерации на имя разработчика или владельца шрифта, если

- 16 -


авторское право переуступлено другому лицу или организации.

B настоящее время к организациям, разрабатывающим понастоящему профессиональные наборные шрифты и имеющим в своем штате квалифицированных художников-шрифтовиков, в первую очередь можно отнести шрифтовое бюро завода «Полиграфмаша» в Санкт-Петербурге, фирму «ПараГраф» и шрифтовой центр фирмы «Иван и товарищество». Причем в двух последних работают художники, ранее прошедшие многолетнюю практику в бывшем отделе наборных шрифтов ВНИИПолиграфмаша, имевшие собственные шрифтовые разработки в лучших традициях отечественной шрифтовой школы.

B издательствах, где работают настоящие профессионалы, для набора печатной продукции используются в основном шрифты, предлагаемые этими организациями. Фирма «ПараГраф» и шрифтовое бюро петербургского завода «Полиграфмаш» обеспечивают своими разработками практически весь спектр печатной продукции, выпускаемой в России. Следует также упомянуть фирмы TypeMarket и DoubleAlex, чьи шрифты имеют достаточно широкое распространение.

Фирма «Иван и товарищество» менее известна в силу своей специфики, так как деятельность ее шрифтового центра, в первую очередь, направлена на разработку эксклюзивных шрифтов. B качестве примера можно привести разработку гарнитуры шрифта «Россия» для Администрации Президента Российской Федерации и Правительства России, которая используется только в делопроизводстве и издании официальной документации аппарата Президента и Правительства, а также шрифтов для других административных и коммерческих структур. Фирма уделяет большое внимание защите своих шрифтов патентами, удостоверяющими ее собственность.

Такой подход к выпуску в свет новых шрифтовых разработок представляется справедливым на фоне безудержного воровства чужих работ или просто несанкционированного их использования. Кроме того, с 1 января 1997 года начал действовать Закон Российской Федерации об охране и защите интеллектуальной собственности. Этот закон должен положить конец любому «пиратству» в интеллектуальной сфере, в том числе и в деле разработки новых рисунков шрифтов.

Графические характеристики шрифта

Художник шрифта имеет дело с готовым комплектом знаков, т. е. с системой графем. Если характер рисунка определяется почерком художника, то графема представляет собой «скелет» знака, который дает возможность отличить один знак от другого (Рисунок 1.2).

Оформление определенной системы графем в шрифт обуслав-

- 17 -


ливается, прежде всего, его функциональной ролью, типом издания и его назначением. Кроме того, рисунок шрифта зависит от условий удобочитаемости, художественных требований данного периода и состояния полиграфической техники. Ha рисунок шрифта оказывает влияние также характер его воспроизведения - особенности наборного, формного и печатного оборудования.

Рисунок 1.2 Графема буквы Н и ее шрифтовые формообразования

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта (Type family) по принятой терминологии - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т. е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Начертание (Type face) - это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. B рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light - ultra bold).

Рисунок 1.3 Признаки основных групп шрифта: контрастность; наличие и характер засечек

Пропорции шрифта - это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Чтобы закончить с определением понятия гарнитуры, необходимо дополнить характеристику ее состава еще двумя необходимыми признаками: контрастностью и комплектностью (Рисунок 1.3).

- 18 -

Контрастность - это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов. A понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии - полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

Еще одним важным показателем профессионально спроектированного текстового шрифта является его удобочитаемость, которая определяется легкостью восприятия текста при длительном чтении и зависит от графики шрифта, а также от оформления текста, длины строки и верстки издания.

Принципы классификации шрифта

Все шрифты можно отнести к нескольким классификационным группам. Если ГОСТ 3489.1-71 искусственно разделил все шрифты на шесть основных групп: рубленые шрифты, шрифты с едва наметившимися засечками, медиевальные, обыкновенные, брусковые и малоконтрастные шрифты, то фактически все шрифты могут быть классифицированы по трем основным группам - шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротески или рубленые) и шрифты свободного стиля - декоративные, рукописные и т. п. (Рисунок 1.4).

Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Жж

Антиквенный шрифт

Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Жж

Рубленый шрифт

`=, aK, b", cг, dд, eе, f›

Шрифт свободного стиля

Рисунок 1.4 Основные группы шрифтов

Шрифты с засечками (антиквенные). Засечки, или серифы - горизонтальные элементы окончания основных (а иногда и соединительных) штрихов имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, клювообразную, одностороннюю и т. п. (Рисунок 1.5).

- 19 -