ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
- веб-сайт;
- веб-страница;
- мультимедийные презентации[1, с. 61].
Размещение может производиться в сети Интернет, на DVD- и CD-дисках и т.п. Создание диалога с пользователем – именно та особенность, которая отличает современные оригинальные виртуальные музеи. Виртуальные музеи могут быть классифицированы по различным принципам. В соответствии с технологиями разработки следует выделять статичные виртуальные музеи, содержащие статическую информацию, и динамичные виртуальные музеи, включающие комплекс динамических эффектов и предусматривающие технологии обратной связи с пользователем. Внесение изменений в статичный виртуальный музей на уровне исправления его сценария (применительно к сайтам – исправление кода) может осуществить только специалист. В пространстве динамичного виртуального музея пользователю (посетителю) предоставляется возможность вносить в контент (наполнение) виртуального музея изменения, например, формировать путь виртуального тура.
По тематическому принципу классификация виртуальных музеев аналогична классификации реальных музеев – см. рисунок 1.
Классификация музеев
Архитектурные
Литературные
Естественнонаучные
Театральные
Исторические
Музыкальные
Художественные
Мемориальные
Технические
Краеведческие
Рис. 1. Классификация реальных и виртуальных музеев
По функциональному назначению выделяются информационная, образовательная и маркетинговая модели виртуальных музеев[1, с. 64].
Музейное пространство в XXI в. стало именно той сферой, в которой наблюдается творческий, оригинальный подход к использованию цифровых технологий. Согласимся с точкой зрения исследователя Т.П. Полякова, что «музей будущего» не сводится к виртуальному музею. Однако, современные тенденции развития музея ставят перспективы дальнейшей интеграции цифровых технологий в практику − как в музейные экспозиции, так и в другие направления музейной деятельности. Таким образом, современные технологии проникли и действуют в музейном деле, помогая углублять знания и расширять технические возможности и восприятие подачи материала[8, с. 454].
Методы построения музейных экспозиций
Существующие в мировой музейной практике методы построения экспозиций возникали и развивались вместе с развитием наук и с теми требованиями, которые предъявлялись музеям как популяризаторам культурных и научных ценностей. Громадное накопление первоисточников знаний, характерное для капиталистической эпохи, привело к необходимости их научной классификации. Демонстрация «раритетов и курьезов», характерная для так называемых «кунсткамерных» экспозиций, размещение их по принципу декоративности не отвечали новым требованиям науки. Музейные коллекции, в первую очередь, естественно-научные, - начали размещаться для обозрения в соответствии с принятой в данной дисциплине системой классификации источников, в разработке которой музей обычно принимал непосредственное участие. Подобные экспозиции получили название систематических[3, с. 164].
Систематические экспозиции создавались и в исторических экспозициях, хотя общая научная классификация исторических источников не была создана.
В отделах древней археологии основой систематизации служил материал, из которого изготовлялись сохранившиеся до нашего времени орудия труда и оружие первобытного человека (каменный, бронзовый, железный век). В экспозициях, относившихся к более поздним эпохам, материал дробился по отраслям материальной культуры - коллекционный показ керамики, тканей, изделий из дерева, металла, оружия, нумизматики и т. п. В этнографических музеях систематизация шла по географическому признаку, по группам культурных явлений (предметы обстановки жилища, орудия труда, одежда и т. д.). Характерный для этих экспозиций прием - типологический ряд, дающий представление об эволюции формы или орнамента предметов данного вида.
Примерно со второй половины XIX в. в экспозиции музеев исторического профиля стали включаться комплексы, отражавшие реальные жизненные связи. Первыми по этому пути пошли этнографические музеи, в которых характер исследования приводил к необходимости выявлять бытовые этнографические комплексы: домашнюю обстановку, трудовой процесс, религиозные и праздничные ритуалы («жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба» и т.п.).
Эти ансамбли (их называют в музейном обиходе «жизненные комплексы») являлись обычно дополнениями к систематическим экспозициям. Однако в конце XIX - начале XX в. в западноевропейских музеях делаются попытки создания экспозиций, состоящих исключительно из ансамблей. Такими были этнографические «музеи под открытым небом», где демонстрировались свезенные из разных мест крестьянские дома со всей их обстановкой. Старинные интерьеры жилищ купцов и ремесленников были показаны в первых историко-бытовых музеях. Так возникли экспозиции, использовавшие ансамблевый метод показа. Эти экспозиции отражали новые веяния в исторической науке - становление историко-бытового направления, интерес к материальной стороне жизни общества, возросший в связи с распространением материалистических воззрений.
После Великой Октябрьской социалистической революции, когда перед музеями была поставлена задача активного участия в политическом и культурном просвещении, в сформировании марксистско-ленинского мировоззрения у широких народных масс, начался и пересмотр экспозиционных методов. Систематический показ коллекций по отраслям материальной культуры не удовлетворял новым требованиям, поскольку он не мог дать представления об историческом развитии общества и был мало доступен неспециалистам. Жизненные комплексы-интерьеры могли привлечь внимание рядового посетителя и, давая ответ на вопрос, «как люди жили», вызвать интерес широких слоев посетителей. Однако создание исторической экспозиции только с помощью ансамблевого метода - серии интерьеров жилищ разных слоев населения - хотя отражало эволюцию быта и подчеркивало разницу в уровнях их благосостояния и культуры, но оставляло вне музейного показа экономическое развитие, классовую борьбу, политическую историю. Это не способствовало решению широких задач идеологической работы.
Новый метод построения общедоступных экспозиций был разработан впервые возникшими советскими историко-революционными музеями. Высказанная уже на Первой Всероссийской музейной конференции (1919 г.) мысль о том, что в основу экспозиции должна быть положена определенная и ясно выраженная идея, была развита и конкретизирована (конец 20-х — начало 30-х годов). Экспозиция должна была дать представление о закономерном, диалектически развивающемся историко-революционном процессе. Для этого в ней выделялись разделы в соответствии с ленинской периодизацией истории революционного движения. Каждый раздел делился на темы и подтемы, исходя из проблематики и конкретной истории революционного движения. Разные виды экспозиционных материалов, относящихся к поставленной теме, объединялись в последовательно расположенные и логически построенные комплексы, в которых подбор, размещение, трактовка взаимосвязываемых по содержанию экспонатов имели целью раскрыть поставленную тему с определенных идейных позиций и вместе с тем дать музейный образ отображаемой действительности.
Такой подход к вопросам идейного содержания и структуры экспозиции повлек за собой изменение в составе экспонатов. Если в систематических и ансамблевых экспозициях выставлялись только музейные предметы, то для отражения исторического явления, а тем более процесса наличное музейное собрание оказывалось недостаточным. Именно тогда положительно был решен вопрос о правомерности использования в экспозиции воспроизведений предметов из других хранилищ, а в целях обобщенной характеристики сложных исторических явлений и процессов оказался необходимым научно-вспомогательный материал (карты, диаграммы, схемы и др.). Усилению эмоционального звучания экспозиции служили произведения исторической живописи, скульптуры и художественные иллюстрации. Значительно возросла роль текстового материала. Впервые появились так называемые ведущие тексты, освещающие идейное содержание экспозиции и названия экспозиционных комплексов, помогающие разобраться в содержании экспозиции, в предлагаемой последовательности осмотра. Особое внимание уделялось аннотациям к экспонатам. Активную роль в раскрытии содержания экспозиции приобрело и архитектурно-художественное решение, в первую очередь, композиция экспонатов[3, с. 165].
Подобные экспозиции получили название тематических, точнее - комплексно-тематических, а комплексы экспозиционных материалов - тематические экспозиционные комплексы. Эти термины, бытующие и в настоящее время в музееведении, не раскрывают в полной мере сущность и значение нового метода. Смысл его для исторических музеев заключался в том, чтобы через выставленные материалы отразить явления общественной жизни в их диалектическом развитии, взаимной связи и обусловленности. Объектом экспозиции был признан исторический процесс, а в основу тематической структуры положено марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях.
Комплексно-тематический метод, безусловно, имел прогрессивный характер. Он положил начало новому этапу в развитии музееведения не только в СССР, но и за рубежом. Однако без учета специфики музейной экспозиции - ее предметности - этот метод таил в себе ряд опасностей для развития музейного дела. Выполнение вновь поставленных задач осложнялось состоянием исторической науки того времени - в ней были налицо ошибки вульгарного социологизма с характерным для этого направления нигилистическим отношением к историческим памятникам, историческим источникам. На экспозиционные приемы оказывал влияние и низкий уровень исторических знаний основной массы посетителей музея, характерный для 20-х — начала 30-х годов. Устроители экспозиции стремились ко всемерному упрощению «музейного изложения» истории, к ее наглядной иллюстрации. Для этого комплексно-тематический метод использовался в несколько искаженном виде, т. е. без соблюдения принципа предметности. В качестве центральных экспонатов помещались научно-вспомогательные материалы, заказанные музеем иллюстрации на заданные темы, или тексты, неправомерно называвшиеся экспонатами. Нередко основным материалом экспозиционных комплексов были декоративные панно и другие изделия оформительского искусства. Подлинные предметы из собраний музеев, в особенности на местах, использовались слабо, так как «не подходили» к теме, да и информацию из них извлечь было труднее, чем из специально подготовленных наглядных экспонатов. Такая установка, в частности, губительно сказалась на комплектовании фондов. Без всяких ограничений практиковалось воспроизведение нужных для раскрытия темы документов и иллюстраций из других хранилищ. Хотя подобные экспозиции могли использоваться в целях общего образования и политического просвещения, они фактически выходили за пределы музейной формы информации и общения.
Только развитие исторической науки, преодоление вульгарного социологизма, разработка музейной теории и определение специфики музея избавили комплексно-тематический метод от его искажений.
Освобождаясь от ошибок прошлого, находя новые пути к уму и сердцу посетителя, этот метод постоянно развивается. Как закономерное явление в истории музееведческой мысли комплексно-тематический метод не ведет к отрицанию предшествующих методов, а включает их элементы в экспозицию в преобразованном, интегрированном виде. Так, в экспозицию вводятся жизненные комплексы-ансамбли (интерьеры или их фрагменты), легко воспринимаемые и эмоционально воздействующие; используется и систематический метод для отражения развития материальной культуры, показа отдельных коллекций. Разнообразятся приемы показа музейных предметов, составляющих теперь основу каждого экспозиционного комплекса. Особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музейных предметов-экспонатов, комплексов, в экспозиционных залах.
В связи с расширением сети мемориальных музеев, а также музеев-заповедников значительное развитие получил ансамблевый метод (сохранение или воссоздание мемориальных, историко-бытовых или этнографических комплексов). Рекомендуется организация открытого хранения фондов, выставок фондов, которые строятся по систематическому методу с включением интерьеров-ансамблей.
Окончательное формирование экспозиционных комплексов осуществляется в процессе так называемых раскладок (пробная экспозиция) [5, с. 94].
Отобранные материалы размещаются (раскладываются, расставляются) в заданном пространстве в соответствии с тематической структурой (или тематическим планом), авторскими графиками, с проектами архитектурно-художественного решения. При этом выясняется оптимальная нагрузка стен, витрин и пр., взаимная «поддержка» или «несовместимость» экспонатов и роль каждого из них, уточняется композиция комплекса. Эта специфическая музейная работа — результат совместного творческого труда научного сотрудника и художника. Итоги раскладок фиксируются в картотеке отобранных материалов и используются в основном документе, завершающем процесс научного проектирования — тематико-экспозиционного плана (далее - ТЭП), а также в эскизном проекте архитектурно-художественного решения.
В подготовке экспозиции активное участие принимают сотрудники фондовых отделов. Они помогают выявить нужный материал, консультируют научных сотрудников и художников, участвуют в дополнительном сборе материалов.