ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Вопрос 21. Источники и историография Древнего Ирана.
Отдельные периоды истории Ирана обильно документированы самыми разнообразными письменными
источниками. Древнейшие из них освещают историю Элама с III по I тысячелетие до н. э.: это царские надписи,
деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и
эламском языках. Особенно многочисленны источники по истории Персидской державы: это хозяйственные документы,
исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка
чиновников. К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на
древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки. Самой значительной среди них является
Бехистунская, рассказывающая о бурных политических событиях конца правления Камбиза и первых годах
царствования Дария I. Другие надписи Дария I расположены в скалах Накш-и-Рустама, в нескольких километрах к северу от
Персеполя. Надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах найдена во многих экземплярах, исполненных на
мраморе, глиняных табличках и кирпичах. В 1972 г. французские археологи обнаружили в Сузах почти
трехметровую статую Дария I (голова не сохранилась) с текстами на древнеперсидском, эламском, аккадском и
особенно обстоятельным египетским иероглифическим текстом. В Персеполе и Пасаргадах найдены
экземпляры надписи Ксеркса, рассказывающей о борьбе с запрещенными им культами некоторых богов (так
называемая «Антидэвовская надпись»). Персидские клинописные надписи обнаружены и за пределами Ирана:
например, три стелы Дария I о сооружении канала, соединившего Нил с Красным морем,— в Египте (на древнеперсидском, эламском, аккадском и египетских языках). В Персеполе найдено около 8000 клинописных документов на эламском языке, относящихся к концу VI —
первой половине V в. до н. э. Эти тексты, составляющие часть архива царского хозяйства, рассказывают о
транспортировке продуктов, взимании налогов, выдаче рационов работникам и выплате жалованья
государственным чиновникам. Некоторые документы представляют собой служебную переписку высоко-
поставленных персидских чиновников. Ценные сведения об иранских племенах на границах Передней Азии дают ассирийские надписи IX—VII в.
до н. э. Вавилонская историческая хроника рассказывает, в частности, о захвате Месопотамии персами
(Хроника Набонида — Кира). Об этом же событии рассказывает и Цилиндр Кира II, составленный на аккадском
языке. Известно около 10 000 вавилонских частноправовых и административно-хозяйственных документов
персидского времени на глиняных табличках. В связи с широким распространением арамейского языка в Персидской державе сохранились
многочисленные арамейские папирусы, кожаные свитки, надписи на камнях, монетах, гирях, печатях и т. д.,
найденные в самых различных местах, начиная с острова Элефантина в Египте и кончая долиной реки Инд.
Среди этих текстов имеются указы персидских царей и другие официальные документы. Особую ценность
представляет архив с письмами персидского наместника в Египте Аршамы, дающими живую картину
господства персов в этой стране в V в. до н. э. (инструкции по
приобретению рабочей силы, обращению с непослушными рабами, управлению имениями персидских
вельмож и т. д.). Из Египта персидского времени дошло сравнительно много разнообразных административно-
хозяйственных текстов, написанных демотическим письмом. Среди них в первую очередь необходимо
упомянуть надпись Уджагорресента, крупного египетского сановника, который был близок к персидским царям
Камбизу и Дарию I. Большой интерес представляет также декрет Камбиза об ограничении собственности
египетских храмов и указ Дария I о кодификации египетских законов. Несмотря на постоянный приток новых текстов по древнеиранскому периоду, произведения греческих
авторов остаются основными повествовательными источниками, особенно по истории Мидии и Персии. Почти
вся дипломатическая и политическая история V—IV вв. до н. э. известна лишь из этих источников.
Чрезвычайно важным источником по истории, экономике и этнографии народов Персидской державы является
«История» Геродота. Этот труд подробно рассказывает также об административной системе и материальных
ресурсах Персидской державы и дает перечень входивших в нее народов, суммы царских податей с них и т. д. Знаменитый греческий историк Фукидид в своей «Истории» подробно и достоверно рассказывает о войнах
между Персией, Спартой и Афинами в 433—411 гг. до н. э. и даже приводит тексты заключенных между
Спартой и персидским царем договоров. По существу, продолжением его труда является «Греческая история»
Ксенофонта. Последнему принадлежит еще несколько произведений, содержащих важные сведения о
Персидской державе. Особенно ценны его исторические мемуары «Анабасис», посвященные мятежу Кира
Младшего в конце V в. дон. э. Книга эта содержит большой культурно-исторический материал об образе жизни,
нравах и обычаях персов и других народов Передней Азии. Ценные сведения по истории Персии начиная с
середины V в. до н. э. имеются и в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского. Большой материал по истории Древнего Ирана дают археологические раскопки на его территории: остатки
древнейших мезолитических и неолитических поселений и погребений, многочисленные образцы архаической керамики
(ранние слои Суз, Тепе-Сиалк и др.), руины великолепных дворцов, грандиозных храмов, остатки мощных
укреплений (Сузы, Персеполь, Пасаргады и Дур-Унташ), монументальные статуи, скальные рельефы, изделия
из драгоценных металлов (ритоны, оружие, украшения). Ученые достигли значительных успехов в изучении истории Древнего Ирана. Изучение древних памятников Ирана началось с путешествий туда европейцев. Большую известность
снискали путешествия итальянцев Марко Поло (XIII в.) и Пьетро делла Балле (XVI в.). Особенно пло-
дотворным было научное путешествие в Иран в XVIII в. датского ученого К. Нибура, скопировавшего большое
количество персидских надписей, в дальнейшем послуживших основой для дешифровки различных систем
клинописи. В первой половине и середине XIX в. дешифровка персидской и эламской частей персидских
царских надписей была осуществлена усилиями ученых из разных стран Европы. Уже с XVIII в. началось оформление иранистики как науки. Значительную роль в этом сыграло открытие
священной для древних народов Ирана и Средней Азии книги «Авесты», которая была переведена на многие
европейские языки и вскоре стала объектом пристального изучения ученых Европы. Большую роль сыграл
выход в свет в Страсбурге на рубеже XIX—XX вв. двухтомного энциклопедического труда «Основы иранской
филологии». В XX в. особым вниманием ученых пользуются проблемы этногенеза иранских племен, персидская
хронология. Многочисленная группа ученых занимается изучением отдельных регионов — сатрапий Персидской державы, а также проблемой греко-персидских взаимоотношений. Большой интерес вызывает учение
зороастризма и священная книга «Авеста». В Индии, где и сейчас имеются зороастрийские общины, также
создана школа историков-религиоведов, занимающихся этой проблемой. Европейскими учеными проделана огромная работа по изучению развалин крупнейших древних городов
Ирана: Суз, Персеполя, Пасаргад, ранних персидских поселений и царских резиденций, мидийских некрополей и кладов и др. Значительный вклад в их изучение внесли Ж. де Морган и Р. Гиршман.
Возрастает роль иранской национальной археологии. На рубеже XIX—XX вв. из иранистики выделилась такая перспективно развивающаяся отрасль, как
эламитология. Источниковую базу для нее создали археологические раскопки крупных эламских центров: Суз,
Дур-Унташа и др. Успешно продвигается вперед изучение эламской письменности. После дешифровки в
середине XIX в. эламской системы клинописи ученые осуществили дешифровку линейной эламской словеснослоговой письменности (В. Хинц) и подошли к прочтению протоэламского пиктографического письма. За
рубежом и в СССР появился ряд работ по эламской истории, праву, культуре и религии. Выдающуюся роль в становлении отечественной иранистики сыграли такие ученые, как В.В. Бартольд и
М.М. Дьяконов. Отечественные ученые плодотворно занимаются проблемами этногенеза ираноязычных
народов, изучают историю восточных и западных персидских сатрапий, религию и литературу Древнего Ирана.