ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 19. Источники и изучение истории Трои, Фригийского и Лидийского царств.

Основными источниками по истории этих западномалоазиатских государств являются памятники материальной культуры и сведения античных авторов (в меньшей степени — ближневосточные материалы). Во второй половине XIX—первой половине XX в. Г. Шлиманом, а затем К. Блегеном было открыто и детально исследовано городище «Троя» (исторический Илион) на холме Гиссарлык. В последние годы новые открытия в

Трое сделала экспедиция М. Корфманна. Зарубежными археологами проводились раскопки фригийской столицы Гордиона и столицы Лидии Сард, а

также других центров Западной Малой Азии, которые открыли дворцы, храмы, крепостные сооружения, некрополи, произведения искусства, керамику. Сохранилось небольшое число старофригийских надписей (VIII—VII вв. до н. э.), главным образом

надгробных и посвятительных, прочтение которых пока еще представляет сложную проблему. Систематический сбор и публикации лидийских надписей (надгробные эпитафии, надписи на печатях, монетах и др.) начались в начале XX в., особенно существенной была находка лидийско-арамейской двуязычной надписи (билингвы), облегчившая дешифровку лидийских эпиграфических текстов. На территории Лидии и Фригии найдены также греческие надписи, даже в большем количестве, чем

местные, в связи с тем, что в I тысячелетии до н. э. контакты между этими малоазиатскими областями и грече- скими государствами были очень активными, к тому же греки стабильно проживали на западе Малой Азии. Некоторые материалы по истории и культуре Фригийского и Лидийского царств содержат эпические

предания и мифы, сложившиеся у греков и малоазийских народов и включенные в «Мифологическую библиотеку» греческого историка II в. до н. э. Аполлодора. История Лидии описывается в трудах античных авторов, прежде всего в «Истории» Геродота (V в. до н. э.), который сам был родом из Малой Азии. Ценные сведения содержались и в труде лидийского историка Ксанфа (V В. ДО Н. Э.), который дошел до нас только в отрывках, наиболее полно вошедших в «Историю» греческого писателя I в. до н. э. Николая Дамасского. Географические и исторические сведения о древней Малой Азии

содержатся в «Географии» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.), также местного уроженца. С середины XIX в. началось научное изучение фригийских и лидийских памятников материальной культуры и письменности. Важнейшими направлениями исследований стали археологическое, эпиграфическое и историческое. Археологические раскопки Гордиона, Сард и других городов особенно активно проводились в начале XX в.


и в 50—70-е годы немецкими, американскими и турецкими учеными. Конец XIX — начало XX в. были весьма плодотворными в отношении сбора и публикаций фригийских и

лидийских надписей. Лингвистическое их изучение способствовало решению нескольких важных проблем: дешифровка этих забытых систем письменности, происхождение и формы малоазийских алфавитов, восстановление лексики и грамматических норм малоазийских языков, сравнительная их характеристика и установление родства с другими языками мира. Значительный вклад в развитие этого направления внесли

немецкий ученый И. Фридрих и итальянский лингвист П. Мериджи. Одной из важнейших исторических проблем является проблема заселения и этнической принадлежности

населения Малой Азии, а также проблема взаимосвязей народов и языков полуострова с Эгеидой в целом, Балканским полуостровом, Кавказом и Закавказьем, Передней Азией. В конце XIX — начале XX в. появились первые публикации, посвященные истории Фригии, английского ученого В. Рамзея, и Лидии — немецкого историка Р. Шуберта и французского исследователя Ж. Раде. В дальнейшем в трудах зарубежных ученых (А. Гетц, А. Бартнетт, К. Мазетти и др.) нашли отражение вопросы

взаимоотношений Фригии и Лиди с греческим миром, с Востоком, а также хронология этих государств,

культура и религия. Русские путешественники (С.С. Абамелек-Лазарев и др.) еще в конце XIX в. побывали в Малой Азии и

оставили описания увиденных древностей. Историки нашей страны проявляли большой интерес к новым

находкам, публикациям фригийских и лидийских памятников, изучали контакты Фригии и Лидии с Востоком и

греческим миром. В настоящее время в трудах отечественных историков и лингвистов находят свое отражение анализ

малоазийских языков и письменностей, проблемы этногенеза, хронологии, изучается искусство Фригии и Лидии и его связи с искусством западного и восточного регионов.


Вопрос 20. Источники историографии древних государств аравийского полуострова

Древнюю историю племен и народов Восточного Средиземноморья освещают как источники соседних стран

(например, данные Телль-Амарнского архива в Египте, хеттские документы, ассирийская административная

переписка), так и местные источники, среди которых особенно важны письменные документы и местная

традиция, сохранившаяся в таком сложном литературно-религиозном памятнике, как Библия. Большое

значение имеют документы из Рас-Шамры (древнего Угарита), где были открыты древние тексты

экономического, политического и религиозного содержания, в том числе написанные местной системой

письма, получившей название угаритской. С территории Восточного Средиземноморья происходит

значительное число древних надписей. Из новых находок следует отметить открытие в 70-е годы итальянскими

археологами архива древнего города Эбла (на территории Сирии), насчитывающего несколько тысяч

клинописных табличек, написанных знаками, заимствованными у северошумерской письменности, и на одном

из древнесемитских языков. Содержание архива — дипломатические, административные, хозяйственные,

литературные, религиозные и школьные тексты. Датируется царский архив второй половиной III тысячелетия

до н. э. Сохранилось много памятников материальной культуры Восточного Средиземноморья, часто образующих

целые комплексы, открытые археологами. Наиболее грандиозными являются раскопки в Иерихоне, начатые

немецкими археологами в 1907 г. и продолженные в 30—50-х годах английской экспедицией во главе с К. Кенион.

Весьма плодотворными были раскопки в Мегиддо (особенно показательны вещи, свидетельствующие о

сильном египетском влиянии во II тысячелетии до н. э.), в Гезере, Лахише. Следует отметить также многочисленные находки археологов в Финикии и Сирии — в Библе, Тире, Сидоне

(совр. Сайде) и близ Дамаска. Интересны открытые в 70-х годах близ города Акко погребения «торговцев-

воинов», датируемые XIV—XIII веками до н. э. и содержащие много вещей, происходящих из различных областей эгейского и древневосточного мира: изделия из Египта, Закавказья,

Месопотамии, с острова Кипр. Важнейшими источниками по истории и культуре стран Восточного Средиземноморья служат памятники


древнееврейской литературы, входящие в состав Библии. Для становления библеистики необходимо было прежде всего освободиться от наивной веры в

ветхозаветные предания. Первый шаг к научному разбору Библии сделал в XVII в. Б. Спиноза, обнаруживший в

ней целый ряд противоречий и указавший на компилятивный характер отдельных ее частей. Таким образом,

Библия стала рассматриваться уже не в качестве божественного откровения, а как литературный памятник,

отразивший эпоху своего возникновения. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в

выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий Завет, в определении их относительной и

абсолютной хронологии. Особое внимание уделялось, естественно, наиболее авторитетной его части — пятикнижию Моисея. Самый

тщательный анализ текста Библии служил образцом источниковедческого исследования древних литературных

памятников. Наиболее принципиальные выводы, сделанные на рубеже XIX—XX вв. (например, в работах Ю.

Велльгаузена), до сих пор сохраняют свое значение. В то же время наука впоследствии должна была отказаться

от излишне критического подхода к сохранившемуся библейскому тексту. Находки в последние десятилетия

так называемых кумранских рукописей показали, что уже в начале новой эры ветхозаветные сочинения

существовали примерно в той же форме, что и ныне. В конце XIX в. библеисты могли опираться не только на тонкий филологический анализ, но и на результаты

раскопок в «библейских странах» Ближнего Востока. Известно, что и сама активность археологов в этом районе

в значительной мере определялась его ролью в так называемой священной истории. Ученые уделяли особое

внимание доказательству (или опровержению) достоверности библейских повествований. Находки древнейших

памятников культуры в Месопотамии и в Египте привели и к постановке другой, общей проблемы — о месте

древнееврейской литературы в истории

Ближнего Востока. Были найдены прямые заимствования в Библии идей и сюжетов, возникших у других

народов. Однако первоначальное увлечение проблемой влияний в настоящее время прошло, уступив место

трезвой оценке степени самостоятельности древнееврейской культуры. Путешествия европейцев в «святую землю» совершались издавна, но серьезное археологическое изучение


Восточного Средиземноморья началось сравнительно поздно, немногим более 100 лет назад (здесь прежде

всего необходимо назвать работы замечательного французского семитолога Э. Ренана). Наиболее крупные

открытия сделаны за последние полвека — раскопки в Библе велись с 20-х годов, в конце 20-х — в 30-е годы

найден был древний сиро-финикийский город Угарит, к 30—40-м годам относится исследование Алалаха.

Сенсационные результаты принесла в 60—70-е годы итальянская экспедиция в Эбле. Тщательное исследование

археологических и письменных памятников в настоящее время позволяет изучать историю этого региона с

древнейших времен. Огромное значение имеют раскопки и для изучения Библии, с одной сторон, позволяя

рассматривать ее в контексте наиболее близких семитских культур, с другой стороны, давая основу для анализа

экономики и общественных отношений в различных государствах Восточного Средиземноморья. Именно к

этим проблемам привлечено внимание отечественных ученых.