ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 406
Скачиваний: 0
технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
Согласно пункту 7 указанного Порядка, разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом реко-
мендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.
Отмечу, что в пункте 7 рассматриваемого Порядка речь идет только о мероприятиях медицинской реабилитации. Таким образом, лечебно-про- филактическое учреждение должно включать в направление на медикосоциальную экспертизу только мероприятия по медицинской реабилитации. Между тем Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н, содержит 4 раздела по реабилитационным мероприятиям: мероприятия медицинской реабилитации; мероприятия психолого-педагогической реабилитации; мероприятия социальной реабилитации; технические средства реабилитации и услуги по реабилитации.
Кроме того, направление на медико-социальную экспертизу составляет врач медицинской организации, оказывающей лечебно-профилакти- ческую помощь гражданину на основе заключений специалистов-меди- ков, обследовавших ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в составлении рекомендаций, включаемых в направление
лечебно-профилактического учреждения на медико-социальную экспертизу, принимают участие исключительно врачи. Педагоги, психологи, иные специалисты по вопросам воспитания, образования, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в этом процессе участия не принимают. В составе комиссии по медико-социальной экспертизе учреждений медико-социальной экспертизы также отсутствуют специалисты по вопросам воспитания, образования, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пункт 7 Порядка разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) устанавливает, что в случае необходимости по приглашению руководителя бюро (Федерального бюро, Главного бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работо-
186
датели, педагоги и другие специалисты. В формировании ИПР моего(ей) сына/дочери такие специалисты не участвовали.
При этом в пункте 7 Порядка разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) не конкретизируется форма возможного участия в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) специалистов учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов. Исходя из этого, считаю обоснованным с правовой точки зрения учет при формировании ИПР ребенка-инвалида письменных заключений и рекомендаций тех специалистов, которые не входят в состав комиссии МСЭ.
Кроме того, считаю, что, даже если в состав комиссии МСЭ входили бы специалисты по вопросам воспитания, образования, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, целесообразен учет мнения специалистов в этих же областях, которые непосредственно занимаются реабилитацией ребенка и в результате динамической диагностики видят его проблемы и реабилитационный потенциал.
А главное – даже если меня бы полностью удовлетворяло содержание выданной имя ребенка ИПР, чего стоила бы эта программа, если бы мне не удалось найти специалистов, способных надлежащим образом ее исполнить? Прошу уважаемый суд принять во внимание, что гарантированная Законом ребенку-инвалиду разработка индивидуальной программы реабилитации, содержащей все необходимые именно этому маленькому человеку мероприятия, направленные «на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма», останется бесполезной бумажкой, если нет квалифицированного исполнителя программы.
Причем законодатель, понимая, что государственная система бесплатной реабилитации инвалидов у нас, к сожалению, работает пока недостаточно эффективно, предусмотрел порядок для подобных ситуаций, согласно которому инвалид вправе приобрести услугу за свой счет (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В название реабилитационной организации мой(я) сын/дочь наблюдается и занимается с число, месяц 20__ г. Специалисты название реабилитационной организации по итогам наблюдения, диагностики и реаби- литационно-образовательных мероприятий пришли к выводу, что описать рекомендации специалистов, например: ребенок нуждается в коррекции несформированности высших психических функций, эмоционально-воле- вых нарушений и поведенческих реакций, взаимоотношений в детском коллективе; формировании мотивации к обучению, социально-бытовых навыков, а также в стимуляции речи, развитии коммуникативных навы-
Приложения к главе 5 187
ков, игровой терапии, развитии движений – в форме индивидуальных и групповых занятий.
Это специальные формулировки, мало что говорящие людям, которые, к их счастью, не сталкивались со сферой коррекционной педагогики. А если говорить на языке, понятном каждой матери, каждому отцу и просто каждому человеку, то могу объяснить, что когда я привел(а) сына/дочь в
название реабилитационной организации, он(а) был(а) зажат(а), скован(а), казалось, что с ним/ней невозможно заниматься. Стоило мне оставить сына/дочь – он(а) в ужасе выбегал(а) из комнаты, у ребенка было столько страхов. За прошедшее с 20___ г. время занятий с имя ребенка, проводимых специалистами данной организации, у мальчика/девочки значительно снизился уровень тревожности, он(а) уже не боится громких звуков, спокойно отпускает меня и охотно включается в занятия, у него/ нее появились навыки самообслуживания (сам(а) одевается!), активизировались зачатки речи, он(а) понимает и выполняет команды педагогов и родных, полюбил(а) музыку. Все это «маленькие радости», но как же они значимы для родителей! Специалисты с любовью наблюдают за развитием способностей и возможностей имя ребенка и творчески, неформально подходят к разработке дальнейшей программы занятий с ним/ней.
Занятия в название реабилитационной организации – это подготовка к получению образования и условие получения образования моим(ей) сыном/дочерью. Отличие социальной реабилитации, а занятия здесь и являются частью социальной реабилитации, от образовательной деятельности описано в приложении 7 к настоящему заявлению. Информация о необходимости таким детям, как мой(я) сын/дочь, услуг по психологопедагогической коррекции приведена в приложении 6. Прекращение занятий, на мой взгляд, неизбежно привело бы к социальной деградации
моего(ей) сына/дочери, лишило бы его/ее надежды посещать в будущем школу.
ИПР моего ребенка, составленная учреждениями МСЭ, содержит исключительно мероприятия медицинской реабилитации, а также технические средства реабилитации. В ИПР не просто не заполнены, а отсутствуют разделы «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»
и«Мероприятия социальной реабилитации», предусмотренные Формой индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н. То есть ИПР моего(ей) сына/дочери имеет узкую медицинскую направленность, предусматривая только услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья ребенка. В то же время основными видами реабилитации, в которых нуждается мой(я) сын/дочь, являются социально-психологические
исоциально-педагогические услуги (приложение 6). Определения основ-
188
ных видов социальных услуг даны в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», принятом Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. № 327-ст:
–«социально-медицинские услуги – услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
–социально-психологические услуги – услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
–социально-педагогические услуги – услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей».
Таким образом, ИПР сына/дочери не отвечает требованиям, включенным в определение понятия «индивидуальная программа реабилитации», приведенное в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Фактически такая ИПР дает ребенку только возможность получать лечение, ограничивая его развитие родным домом и общением с близкими людьми, речь не идет о какой-либо социализации и о подготовке к получению образования. Фактически действующая ИПР ребенка обрекает его на социальную деградацию.
Исходя из изложенного, считаю, что рекомендации специалистов название реабилитационной организации подлежат включению в ИПР мо-
его(ей) сына/дочери, поскольку иные рекомендации либо предложения по социально-психологическому и социально-педагогическому направлениям реабилитации ребенка отсутствуют.
После того, что я узнал(а) о возможностях реабилитации детей-инва- лидов в название реабилитационной организации, я уже не могу согласиться с формальной ИПР, без указания конкретных и эффективных исполнителей реабилитационных мероприятий. А именно такую ИПР предлагают мне учреждения медико-социальной экспертизы.
Мой сын/дочь занимается в название реабилитационной организации
_____ лет. Здоровые дети трудно адаптируются к новым местам, новым людям. А для детей с нарушениями развития возможность получать помощь там, где они привыкли, и от тех, кому они доверяют (а это доверие появляется в результате кропотливого труда специалистов), – это шанс в дальнейшем жить в обществе, а не просто получать от разных людей социальные услуги по уходу. Специалисты, наблюдающие в динамике на протяжении длительного промежутка времени развитие ребенка и реально решающие все это время задачи его развития, и далее могут эффективно решать такие задачи. Мой ребенок будет продолжать занятия в назва-
Приложения к главе 5 189
ние реабилитационной организации. И я считаю, что исполнителем по проведению психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается мой(я) сын/дочь, должна быть указана организация, действительно ее осуществляющая, т.е. название реабилитационной организации.
С доводом Главного бюро МСЭ по г. ________ о том, что услуги название реабилитационной организации не могут быть включены в ИПР, так как Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р не предусматривает гарантированную оплату платных услуг, не согласен(на) по следующим причинам.
Согласно статье 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, не содержит каких-либо услуг, направленных на социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию и социально-бытовую адаптацию. При этом Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н, предусматривает такие разделы. Следуя логике Главного бюро МСЭ по г. _________, указанные разделы должны отсутствовать в Форме индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, поскольку не включены в Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Гарантии государства по реабилитационным услугам, не включенным
вФедеральный перечень, предусмотрены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения
вРоссийской Федерации». Оказание реабилитационных услуг гарантируется в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Указанные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Если государство не может обеспечить необходимые лицу с ограниченными возможностями здоровья реабилитационные услуги надлежащего качества и в оптимальном объеме в государственных организациях, то государство может обеспечить оказание таких услуг в негосударственных организациях.
190