Файл: Изучение этапов развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 4389

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

История формирования и развития менеджмента имеет долгую историю. Часть исследователей, например, Кравченко, ведут начало управленческой деятельности со времен Месопотамского государства, считая, что первые три управленческие революции произошли именно во времена до нашей эры. По большому счету, нет единой точки зрения на время начала формирования менеджмента. Очевидно, что фундамент для его зарождения был заложен в Средневековье, когда организовывались цеха, развивались города и торговля. Тогда возникла необходимость в урегулировании трудовых отношений, в определении доли участия государства в предпринимательской деятельности. Первый опыт в управлении в значительных масштабах можно отнести ко времени основания Ост-Индской компании, то есть 1600-е гг. Ост-Индская компания является показательной с точки зрения как управления персоналом и координации и контроля со стороны руководства, так и с точки зрения участия государства в ее деятельности.

Концепции об управлении зародились также в поздние Средние века и на заре Нового времени, когда процесс капитализации был запущен. На фоне этих исторических событий формируется философия нового типа, опирающаяся на опыт, на эксперимент – эмпиризм. Тема власти, наряду с темой познания, становится ведущей в философской науке. При этом в поле понятий фигурируют как «государство», так и «власть» в значении «сила, власть» («power»). Понятие «сила» стоит на пересечении и религии, и наук, и искусства, то есть, оперируя терминологией Ф. Бэкона, разноуровневая истина. Это понятие становится ключевым и в политэкономии того времени. При этом, сам Бэкон управлял предприятием, производящим и продающим мясо птицы. И, следовательно, он задавался вопросом доли «силы» в управлении работниками своего предприятия. Именно с этого времени концепции менеджмента исходят в большей степени от практиков, нежели теоретиков. Так или иначе, однозначного взгляда именно на модель менеджмента в Западной Европе не существует. Как правило, исследователями обособленно выделяются американский и японский менеджмент. Европейская модель до сих пор не является единой. Изменения в этом направлении происходят только сейчас, в связи с интеграционными и глобализационными процессами. В этом и заключается актуальность темы.

С приходом рыночной экономики в нашей стране, в словарный обиход вошли, такие слова как «директор», «руководитель», «управленческая деятельность» и «управление». Стоит отметить, что данные термины удачно заменили понятия «менеджер» и «менеджмент».


В целом, «управление» - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.

А вот сама история менеджмента или управления возникла одновременно с формированием социума, где определяющим фактором стало зарождение и становление государственности.

В связи с этим целью данной работы является изучение этапов развития менеджмента.

При этом основными задачами являются:

- раскрыть предпосылки возникновения науки управления;

- рассмотреть школы управления;

- изучить становление и развитие менеджмента в Росси;

- выявить современные подходы к менеджменту

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Предпосылки возникновения менеджмента

Как сфера человеческой деятельности управление появилось одновременно с формированием социума (совокупности людей) и существует в большей степени в процессе совместного выполнения тех или иных работ, благодаря их взаимодействию. При этом зарождение и становление государственности стало важнейшим этапом в развитии управления.

Стоит отметить, что уже в III тысячелетии до н. е. можно выявить первые примеры сознательного управления. На глиняных табличках, которые дошли до нас засвидетельствовано существование определенного регламента управленческой деятельности в Древнем Египте и Шумере, связанного с коммерческими операциями и управлением государством.[1]

Также важнейшие вопросы управления государством: суть власти, значение стиля и методов руководства и т.п. рассматриваются в древнеегипетской достопримечательности письменности «Поучение Птаххотепа», датированной 2000-1500 г. Например, в «Наставлении» прописана такая установка, которая и в наши дни не теряет актуальности: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивает его, прежде чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем достичь благоприятного решения своего вопроса».

Кроме того свой вклад в развитие науки управления внесли и мыслители Древней Греции, особенно Сократ. Он видел задачу управления в том, чтобы поставить каждого человека на подобающее место, а также подчеркивал важность специализации и разделения труда. Вместе с тем Сократ, как и остальные древнегреческие философы, считал, что отсутствие квалифицированного руководства является главной причиной бедности общества.


А вот уже теорию «Идеального государства» изложил Платон, в таких трудах как «Законы», «Республика» и «Политические диалоги». Одновременно он полагал, что управление – это наука об общем питании людей, доказывая, что важным элементом системы жизнеобеспечения общества является деятельность по управлению.

Аристотель же заложил основы учения о домашнем хозяйстве и управления им, а также смог выделить две системы хозяйствования:

1) Экономия (все, что производится идет на личное пользование)

2) Хрематистика (искусство богатства)

В связи с этим можно сделать вывод, что важность управления как особого вида деятельности человечество осознало уже достаточно давно, однако лишь во второй половине XVIII века менеджмент стал формироваться как отрасль управленческих знаний. При этом его становление стало возможным лишь в начале XX века, когда началась эпоха индустриализации и появление огромных организаций и предприятий.

Важно отметить, что в историческом контексте теория управления в становлении управленческой науки предполагает пять основных скачков, которые вывели ее на совершенно новый этап развития, среди них следующие:

1) Первая управленческая революция. Данная революция связывается с возникновением письменности в древнем Шумере (V-III тысячелетия до н.э.) и характеризуется как религиозно-коммерческая. Все это привело к тому, что появилась особая каста жрецов-бизнесменов, которые вели коммерческие расчеты и деловую перепись. При этом их надежность и защищенность повышала именно письменная фиксация деловых соглашений[2]

2) Вторая управленческая революция. Она связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) и носит название «светско-административная». Данный царь для регулирования общественных отношений между различными социальными слоями населения опубликовал сборник управления государством, тем самым усилив ответственность и контроль за выполнением работ

3) Третья управленческая революция. Эта революция относится к царствованию ассирийского правителя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.) и носит название «производственно-строительная». Это связано с тем, что в это время огромный размах приобрели именно строительные работы, а, значит, сфера производства и строительства требовала усиления контроля, осуществляемый со стороны государства

4) Четвертая управленческая революция. Она относиться к периоду стремительного индустриального развития европейской цивилизации и зарождению капитализма (XVII-XVIII вв.). Основным достижением стало появление профессионального управления, где основную роль сыграли Ч. Бэббидж, Р. Оуэн, Р. Аркрайт и А.Смит. При этом основателем организации производства считается именно Р. Аркрайт, воплощал идею социального партнерства на своих фабриках Р.Оуэн, а проводил исследования способов экономного использования производственных ресурсов - Ч. Бэббидж. Между тем в основу теории и практики менеджмента легли взгляды А. Смита на природу свободного предпринимательства и на роль рынка и функции государства[3]


5) Пятая управленческая революция. Ее появление связано с тем, что все полученные исследования были очень разрозненны, и требовалась целостная система со своим категорийным аппаратом, принципами, методологией и рекомендациями, что стало возможным только в ХХ веке.

В основе данной революции лежала концепция «рациональной бюрократии», которая в обеспечении эффективности управления отводила большую роль:

- четкому определению должностных обязанностей и установлению ответственности менеджеров за их выполнение;

- разделению управленческого труда;

- формированию иерархических структур.

В связи с этим, если в практике управления все предыдущие качественные, революционные изменения имели огромные временные отрезки, то в ХХ веке, благодаря стремительному развитию научной мысли все социально-экономические процессы вместе с процессами их управления получили значительное ускорение. Однако все это привело к тому, что произошла шестая управленческая революция, которая невероятно ускорила процессы получения и обработки информации и сделала возможности роста организаций практически безграничными, благодаря внедрению информационных технологий в практику управления. На основании этого данная революция получила название «информационная».[4]

Стоит отметить, что, несмотря на огромное значение революционных преобразований, все же именно эволюционным путем шло развитие управления. При этом в системе управления происходило постепенное смещение акцентов и ориентиров, которые могли отвечать всем изменениям, которые происходили в системе социально-экономических отношений.

Практики и теоретики менеджмента постоянно искали ответ на главный вопрос «Чем определяется успех организации и что может сделать руководитель для его обеспечения?», но именно в ХХ веке их поиск стал особенно активным.

Переходя к теориям менеджмента следует проследить эволюционный путь их развития, которые условно можно разделить на пять этапов:[5]

1. Использование трудовых ресурсов (конец XIX в. - 60-е гг. ХХ в.).

2. Управление персоналом (начиная с 20-х гг. ХХ в.).

3. Управление человеческими ресурсами (начиная с 50-х гг. ХХ в.).

4. Управление человеком (начиная с 60-х гг. ХХ в.).

5. Эффективность менеджмента персонала (начиная с XIX в.).

Первый этап характеризуется тем, что управление и персонал стали рассматриваться с научной точки зрения.

Одни из первых работ в сфере научной организации труда, безусловно, принадлежат В. Тейлору, который является начинающим научного управления, организации и нормирования труда, что отражено в работе "Принципы научного управления". В этот период работник рассматривался как второстепенный ресурс, "придаток" машины, то есть с потребительской точки зрения.


Смещение взглядов ученых на построение организационной структуры в качестве главного элемента рационализации труда и повышения его производительности происходит в контексте второго этапа и отмечено в трудах М. Вебера, А. Файоля. Они предлагают рассматривать работника с позиции его места в контексте организационной иерархии, выполняемых им функций, имеющихся обязанностей, нивелируя социальные аспекты менеджмента.

Переход к социально ориентированной управления происходит благодаря результатам Хоуторнського эксперимента под руководством Э. Мэйо, который положил основу для рассмотрения человека как главного ресурса предприятия с учетом личностных, психофизиологических, профессиональных качеств, что характерно для третьего этапа эволюции менеджмента персонала.[6]

Относительно четвертого этапа, то в качестве главного субъекта и объекта предприятия выступает человек, который находится в контексте системы понятий "организация - семья", а функция менеджмента состоит в "управлении человеческим существом". В качестве основного фактора, влияющего на поведение людей, рассматривается организационная культура, формируется, исходя из интересов, ценностей, мотивов как управляющей, так и управляемой системы, а также обычаев, традиций, менталитета нации.

Пятый этап, предложенный Гибсоном Дж.,[7] предусматривает определение председательствующей роли знаний и интеллекта работников при достижении социально-экономической эффективности деятельности предприятия, соответствует концепции интеллектуального капитала, предложенной Беккером Г. и Шульцем Т. и развитой рядом отечественных исследователей (Гришнов А. А., Кендюхова А. В., Михайловой Л. И., Чухно А. А.).

2. Школы управления

Крупные сдвиги, обусловленные научно-техническим прогрессом, начались в конце XIX - начале ХХ века. Именно в этом момент стали появляться огромные предприятия и организации, где работало большое количество рабочих, деятельность которых нужно было контролировать и координировать.

Однако старая система управления с этой задачей уже не справлялась, так как использовала только эмпирические достижения. В большей степени именно американские предприятия, которые бурно развивались, испытывали несоответствие старой практики и новых условий. Также данные предприятия первые начали проводить эксперименты, которые должны были выявить, как на производительность влияют различные факторы и условия труда. Независимо друг от друга эти эксперименты проводили Г. Эмерсон, Л.Гилберт, Г. Гант и Ф. Тейлор и они смогли сформулировать основные положения школы научного управления, которая в менеджменте относится к классическому направлению.