Файл: Анализ деятельности организации на примере компании Fisher Sports.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ
1.2 Ситуационный анализ: понятие, цель и особенности
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ Fisher Sports
2.1 Общая характеристика Fisher Sports
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Ситуационный анализ предприятия
2.4. Анализ стратегической деятельности на предприятии
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО АНАЛИЗУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Fisher Sports
ВВЕДЕНИЕ
Каждая компания во время своей работы попадает в разные критические обстоятельства, с которыми необходимо справиться, чтобы бизнес развивался дальше. Полностью исключить такие случаи вряд ли удастся, т.к. государственная экономика нестабильна, и любой фирме приходится отвоевывать свое место на рынке, изобретая новые преимущества перед другими компаниями. Для сведения к минимуму затрат и издержек предприятия, применяется ситуационный анализ.
Степень разработанности проблемы. К сожалению, в настоящее время в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей в области антикризисного управления, таких как В.С. Ефремов, Э.А. Уткин, В.П. Медведев, И. Ансофф, Б. Карлоф, А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, К. Боумен и др., а также в аналитических справочниках для российского бизнеса основное внимание уделяется корпоративным антикризисным стратегиям. Рекомендации имеют достаточно общий характер и не учитывают отраслевую принадлежность предприятий.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является особенности и содержание анализа деятельности предприятия (на примере Fisher Sports).
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующий ряд задач:
- изучить теоретические основы анализа деятельности предприятия;
- проанализировать внешнюю, внутреннюю среду, финансовое и стратегическое состояние Fisher Sports;
- разработать стратегии выхода предприятия из кризисного положения.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования было выбрано Fisher Sports, функционирующее на региональном рынке. Предметом исследования является система методов стратегического анализа и разработки антикризисной стратегии предприятий различных организационно-правовых форм собственности и видов деятельности.
Информационно-эмпирическая база исследования. Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные данные статистических сборников Госкомстата РФ, представленные в сети Интернет, фактические данные, характеризующее развитие ростовского рынка сельско-хозяйственной техники, исследования, посвященные проблеме антикризисного управления российских и зарубежных исследователей, методические и нормативные издания, экспертные оценки и монографические исследования ученых.
Практическая значимость работы. В практическом плане результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством Fisher Sports для разработки и практической реализации антикризисной стратегии, а так же могут быть использованы руководителями других компаний, работающих на региональном рынке спортивного инвентаря, поскольку в работе учтены особенности его функционирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ
Основные подходы к анализу в стратегическом управлении: процесный, системный, ситуационный
На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:[1]
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.
— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.
Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – единый процесс управления.
Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.[2]
Рисунок 1 - Процессный подход управления[3]
Основа системного подхода это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. А уже позже эти теории были адаптированы и для других наук.[4]
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.[5]
Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.
На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.
С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
— Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
— Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.
Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.
Рисунок 2 – Системный подход в управлении[6]
Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.
Все организации являются открытыми системами.[7]
Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.
Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.[8]
Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.[9]
Рисунок 3 – Ситуационный подход в управлении[10]
В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.
Рисунок 4 – Правила ситуационного подхода[11]
На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.
Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления.
1.2 Ситуационный анализ: понятие, цель и особенности
Каждая компания во время своей работы попадает в разные критические обстоятельства, с которыми необходимо справиться, чтобы бизнес развивался дальше. Полностью исключить такие случаи вряд ли удастся, т.к. государственная экономика нестабильна, и любой фирме приходится отвоевывать свое место на рынке, изобретая новые преимущества перед другими компаниями. Для сведения к минимуму затрат и издержек предприятия, применяется ситуационный анализ.
Ситуационным анализом называют оценку вероятных перемен в работе компании, с учетом воздействия внешних условий, которые никак не контролируются руководством организации. Является обширным исследованием работы компании с точки зрения производства и коммерции, а также внешних факторов в конкретный временной промежуток. Данный вид анализа позволяет оценить перемены на рынке, описать итоги деятельности фирмы и выработать правильную стратегию на будущее.
Использование такого способа анализа помогает компании быстро отвечать на рыночные изменения, повышение уровня конкуренции, динамику цен, снижение качества продукции или ухудшение иных критериев производства.[12]
Основой метода является конкретная ситуация, а не динамика определенных факторов извне или внутри предприятия. Иначе говоря, это комплекс обстоятельств, оказывающих в настоящее время влияние на компанию. Применяя такой способ, администрация фирмы способна создать несколько стратегий, в зависимости от развития рынка, благодаря чему реакция на любые перемены будет адекватной, а управление компанией в разных обстоятельствах принесет положительные результаты.
Ситуационный анализ осуществляется как для создания новых стратегических приемов, так и для усовершенствования тех, что уже есть. Такой анализ нужно производить постоянно, чтобы достоверно знать уровень конкурентоспособности фирмы, иметь представление о ресурсах и угрозах конкурентов, а также оценивать все категории потребителей. Итак, указанным способом анализируются данные обо всех рыночных субъектах: изготовителях, поставщиках, клиентах, продукции.[13]
Именно на основе изучения рынка выявляются решающие условия и составляется более детальный прогноз развития предприятия. Стратегия, основанная на таком виде анализа, может быть выстроена так, что все недостатки фирмы превратятся в ее достоинства.
Задача ситуационного анализа: выявить круг потребителей, охарактеризовать их, узнать их потребности относительно данной продукции, оценить рыночную емкость и быстроту развития, узнать, какие товары и фирмы являются конкурентами.[14]
Затем осуществляется анализ конкурентов. Его суть заключается в обозначении стратегии, тактики, перспектив, достоинств и недостатков фирм-соперников. Чтобы анализ был более результативным, нужно иметь в виду как действующих, так и возможных конкурентов и стремиться как можно точнее прогнозировать варианты их развития и уровень воздействия на рассматриваемую фирму. Ключевой целью данного метода является выявление будущей конкурентской стратегии, чтобы составить собственный верный план действий на рынке.
Ситуационный анализ, как и другие виды оценки перспектив фирмы, предполагает наличие разных технологий и методик. К ним относятся, например, метод оценок экспертов и так называемый «мозговой штурм». Используя такие приемы, можно разработать нестандартное решение проблемы, и подобрать единственную технологию, подходящую к определенным обстоятельствам.[15]
Итогом маркетингового анализа ситуаций, применяемого ко всему производственному процессу компании, должно стать возникновение новых идей и задач, создание и оценка методов их решения, разработка стратегий и деятельность руководителей фирмы по их реализации. Этот метод может быть применен только под личным контролем гендиректора предприятия.
1.3 Методика проведения анализа деятельности предприятия
Проведение анализа слабых и сильных сторон организации показывает характер исследования внутренней среды организации. Внутренняя среда организации, несомненно, включает в себя несколько составляющих. Каждая, из которых имеет набор важнейших процессов, а также элементов организации, состояние которых в сумме устанавливает потенциал и возможности, которые имеются у организации. Без всякого сомнения, внутренняя среда организации содержит в себе финансовую, маркетинговую, производственную, а также конечно, кадрово-организационную составляющую.[16]