Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскныхмероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственныхорганов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельностькаких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных ииных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно - повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно - розыскных средств.

Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь однородным характером, приобретает очертания того или иногоисходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему её руководящих начал, а система в своей целостности в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу. Под системой, понимается объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мереспособствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим.


Принципы создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.

В зависимости от характера и содержаниявыделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

Правовые принципы классифицируются на две группы:

- конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;

- отраслевые, относящиеся только к ОРД.

Среди специальных (отраслевых) принципов назову такие как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств сотрудничества с населением и опора на его помощь.

Один из эффективных способов сохранения в тайне сведений ограниченного распространения – это, собственно, конспирация, которая помогает скрыть от неограниченного круга субъектов легитимные действия правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступлений. «Молот должен служить лишь кузнецу». В пользу вышеописанного говорит многовековая история борьбы с преступностью, которая ярко демонстрирует, что своевременное и должное применение мер конспирации обеспечивает безопасность граждан, сотрудничающих с органами, ведущими ОРД, и оказывает благотворное влияние на результативность осуществляемых оперативно розыскных мероприятий.

Тем не менее, несмотря на существенный опыт, который имеют оперативные подразделения правоохранительных органов, задача по разработке системы мер конспирации, скажем и не ошибемся, далека от решения. Это прежде всего касается формирования категориального аппарата, теоретического осмысления накопленного практического опыта и разрешения существующих коллизий современног законодательства в сфере борьбы с преступностью.

С развитием современного законодательства юридический язык пополнился новым правовым термином — «конспирация».

Актуальность данной темы заключается в том, что всегда любое государство заботилось о сохранении своих секретов, особенно в той сфере человеческой деятельности, где субъекты тяготятся противоположным целям и противодействуют один другому в их достижении. Не исключение в таких ситуациях и оперативно-розыскная работа, ведь она сопряжена с информацией, потеря и разглашение коей, может и будет давать существенное преимущество лицам, замышляющим, подготавливающим, ну и совершающим, либо уже совершившим различные преступления.

Цель данной работы в рассмотрении принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности, наряду с вопросами осуществления режима секретности.


Для решения заданной цели необходимо решить ряд задач, ниже сформированных:

- рассмотреть историко-правовой аспект возникновения и развития уголовного сыска и проявления принципа конспирации;

- рассмотреть правовое регулирование защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности в оперативно-розыскной деятельности;

- дать понятие и уяснить значение принципа и правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотреть цель и задачи ведомственного контроля за соблюдением режима секретности и конспирации в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;

- рассмотреть осуществление прокурорского надзора за соблюдением режима секретности и конспирации в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;

- выяснить виды ответственности, наступающие за нарушение режима секретности и правил конспирации.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе применения принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования у нас является сущность и правовые основы обеспечения конспирации в оперативно-розыскной деятельности.

Методологическая же основа работы – это методы научного познания: метод логического анализа, историко-генетический метод анализа, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и системный.

Нормативную базу работы исследования составит законодательство, определяющее правовые основы обеспечения конспирации в оперативно-розыскной деятельности, и Конституция Российской Федерации.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их правовое обоснование.

Под принципами ОРД понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Закона об ОРД придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.


Оперативно-розыскная деятельность (OРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»)[1]. OРД является одной из форм правоохранительной деятельности.

Главные цели OРД – это добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Это направление деятельности установлено и санкционировано государством РФ.

В общем-то, основным направлением OРД, как не трудно догадаться, является защита интересов граждан и государства.

Под принципами данной деятельности понимают руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, закрепленные в нормах законодательных и иных нормативных актах, кои регулируют общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

1. В науке о праве принципы классифицируются на межотраслевые, отраслевые (специальные) и общеправовые. Изложенное относится и к принципам оперативно-розыскной деятельности, рассматриваемой нами как разновидность юридической науки.

2. В данной деятельности общие (общеправовые) и межотраслевые принципы. Это такие, как законность, гуманизм, равенство граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществление оперативно-розыскной деятельности. Среди межотраслевых принципов назовем, такие как конспирация, разведывательной активности, сочетание гласных и негласных методов и средств, сотрудничества с населением и опоре на его помощь, подотчетности и подконтрольности, высшим органам государственной власти и управления. Кроме того, должностные лица органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами, предусмотренными законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, в штаты которых они входят.


3. Отметим, что для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании в установленном законом порядке результатов оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативных подразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными или выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Налогового, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях.

4. Вместе с тем оперативно-розыскную деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы (оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства дела оперативного учета).

Подчеркнем, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому[2].

Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Условно всю правовую основу ОРД можно разделить на четыре раздела.

1) Международные правовые акты. К ним относятся акты общего характера, ратифицированные, РФ или акты, к которым РФ присоединилась;

2) Конституционный раздел является ведущим регулятором отношений, возникающих в сфере ОРД. К нему относятся нормы, закрепленные Конституцией РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционных норм.

Принцип законности заключается прежде всего в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих. Принцип законности, провозглашенный в комментируемой статье, получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно - розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

Принцип законностиотносится к числу ключевых государственно-правовых принципов деятельности всех без исключения органов государства, и в первую очередь правоохранительных органов[3].

В ОРД принцип законности заключается в точном и безусловном соблюдении всеми органами и должностными лицами, ее осуществляющими, Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, ТК РФ, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ).