ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университете
Практика студентов по психологии:
составление психолого-педагогической
характеристики учебного класса
Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических вузов
Казань 2007
Работа печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного педагогического университета
УДК. 316. 6. (072. 8.)
ББК Ю. 95.
Практика студентов по психологии: составление психолого-педагогической характеристики учебного класса: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. - Казань: изд-во «Отечество», 2007.- 80 с.
Учебно-методическое пособие составлено для организации педагогической практики студентов по завершению курсов общей и экспериментальной психологии, возрастной, педагогической и социальной психологии. В нее включены краткий теоретический обзор по теории малых групп, примерная схема для составления психолого-педагогической характеристики учебного класса и приложение из рекомендуемых для педагогической практики психологических тестов.
Предназначено для студентов педагогических вузов, педагогов, практических психологов и всех интересующихся психологией.
Составитель: Л. Р. Фахрутдинова
зав. кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Рецензенты: А. О. Прохоров
доктор психол. наук, профессор.
Д. В. Вилькеев
доктор пед. наук, профессор.
© Казанский государственный педагогический университет, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО КЛАССА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ЛИТЕРАТУРА 76
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы не говорим педагогам –
поступайте так или иначе;
но говорим им:
изучайте законы тех психических явлений,
которыми вы хотите управлять,
и поступайте, соображаясь
с этими законами
и теми обстоятельствами,
в которых вы хотите их приложить
К. Д. Ушинский
(выделено мною - Л. Р.)
Педагогическая деятельность отличается от других профессий тем, что помещает в центр своего внимания формирующуюся, становящуюся личность, а значит, личность с еще недостаточно развитыми системами психологической защиты, ранимую, чувствительную, слабоустойчивую. В учебных классах ученику приходится совмещать ряд сложнейших задач: усваивать знания, вырабатывать учебные умения и навыки, общаться, взаимодействовать, развиваться в системе отношений со сверстниками, строить отношения с педагогами и др. У некоторых учащихся эти процессы проходят сравнительно легко и безболезненно, но в большинстве случаев сопровождаются сложнейшими переживаниями и трудностями. Данное пособие позволит изучить учебный класс как цельный, единый организм, обладающий своей спецификой, склонностями, особенностями. И в то же время, предложенные методы помогут рассмотреть индивидуальное положение каждого ученика в системе взаимоотношений учебного класса. Знания, полученные в результате изучения психологии малой группы, представленной исследуемым учебным классом, позволят Вам быть более эффективными в вашей профессиональной деятельности, позволят выявить тех учеников, которым нужны ваша профессиональная помощь и поддержка, оптимизации внутригрупповых процессов для улучшения психологического микроклимата класса и создания условий, необходимых для прогрессивного становления, обогащения и созревания каждой личности в вверенном Вам детском коллективе.
Хочется пожелать Вам успехов в благородном труде учителя, являющегося наиважнейшим для будущего всего человечества.
Ни один завоеватель не может изменить сущность масс,
ни один государственный деятель….
Но учитель –
я употребляю это слово в самом широком смысле –
может совершить и больше,
нежели завоеватели и государственные главы.
Они, учителя, могут создать
новое воображение и
освободить скрытые силы человечества
Николай Рерих.
Половодье
(выделено мною – Л. Р.)
Краткий теоретический обзор
Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине X²X века и послужило решающим стимулом для развития социальной психологии. Утверждение естественно-научной парадигмы в социальной психологии, ориентированной на идеал строго объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики послужили причиной того, что в 10-20-е годы XX века главным объектом экспериментального изучения становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения.
В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Ф. Олпорт, Ф Трэшер, У. Макдуголл и другие ученые на основе разнообразных эмпирических данных приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие –реальное, воображаемое или подразумеваемое – существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надиндивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.
С 30-х годов интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, Д. Картрайта, Л. Фестингера, Дж. Френча, Дж. Тибо, Г. Келли и др. заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.
Отличительными признаками социальной группы является следующее:
1. Включение человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений. В случае классного коллектива большое значение имеют семья, друзья, соседи и другие общности людей, с которыми члены классного коллектива входят в непосредственное общение и другое взаимодействие. Значительное влияние оказывают принадлежность их семей к той или иной социальной, национальной группе, статус самой школы (специализированная, гимназия и др.), политический строй государства и другие факторы.
Наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находится в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребности каждого. Главной целью классного коллектива является обеспечение учебно-познавательного и учебно-воспитательного процессов.
Сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний.
Длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и для формирования коллективных истории (традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их.
Разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, комплиментарность (взаимодополнительность) внутригрупповых отношений. В каждой группе выделяются лидеры, генераторы идей, слушатели и другие позиции, обусловленные внутригрупповыми процессами при реализации учебно-воспитательного процесса.
Наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и др.) представлены подгруппой, обладающими специальными полномочиями (парламент, ректорат, актив класса и др.), либо распределены между членами группы и обеспечивают целенаправленность, упорядоченность и стабильность ее существования.
Осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами других объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых. Ситуации межгруппового конфликта часто стимулируют рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации восприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначных защитников, а не изолированных обладателей уникальных способностей.
Признание малой группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев. Сами критерии могут быть схематичными, ригидными и пристрастными: стереотипизированность и эмоциональность межгрупповых представлений позволяют сомневаться в их истинности, но они не препятствуют эффективному опознанию и категоризации, как самих групп, так и их участников [5-8, 11, 12, 17-19, 25, 27-29].