Файл: Pedpraktika_5_kurs_Fakhrutdinova_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университете

Практика студентов по психологии:

составление психолого-педагогической

характеристики учебного класса

Учебно-методическое пособие

для студентов педагогических вузов

Казань 2007

Работа печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного педагогического университета

УДК. 316. 6. (072. 8.)

ББК Ю. 95.

Практика студентов по психологии: составление психолого-педагогической характеристики учебного класса: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. - Казань: изд-во «Отечество», 2007.- 80 с.

Учебно-методическое пособие составлено для организации педагогической практики студентов по завершению курсов общей и экспериментальной психологии, возрастной, педагогической и социальной психологии. В нее включены краткий теоретический обзор по теории малых групп, примерная схема для составления психолого-педагогической характеристики учебного класса и приложение из рекомендуемых для педагогической практики психологических тестов.

Предназначено для студентов педагогических вузов, педагогов, практических психологов и всех интересующихся психологией.

Составитель: Л. Р. Фахрутдинова

зав. кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Рецензенты: А. О. Прохоров

доктор психол. наук, профессор.

Д. В. Вилькеев

доктор пед. наук, профессор.

© Казанский государственный педагогический университет, 2007.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО КЛАССА 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58

ЛИТЕРАТУРА 76

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы не говорим педагогам –

поступайте так или иначе;

но говорим им:

изучайте законы тех психических явлений,

которыми вы хотите управлять,

и поступайте, соображаясь

с этими законами

и теми обстоятельствами,

в которых вы хотите их приложить

К. Д. Ушинский

(выделено мною - Л. Р.)

Педагогическая деятельность отличается от других профессий тем, что помещает в центр своего внимания формирующуюся, становящуюся личность, а значит, личность с еще недостаточно развитыми системами психологической защиты, ранимую, чувствительную, слабоустойчивую. В учебных классах ученику приходится совмещать ряд сложнейших задач: усваивать знания, вырабатывать учебные умения и навыки, общаться, взаимодействовать, развиваться в системе отношений со сверстниками, строить отношения с педагогами и др. У некоторых учащихся эти процессы проходят сравнительно легко и безболезненно, но в большинстве случаев сопровождаются сложнейшими переживаниями и трудностями. Данное пособие позволит изучить учебный класс как цельный, единый организм, обладающий своей спецификой, склонностями, особенностями. И в то же время, предложенные методы помогут рассмотреть индивидуальное положение каждого ученика в системе взаимоотношений учебного класса. Знания, полученные в результате изучения психологии малой группы, представленной исследуемым учебным классом, позволят Вам быть более эффективными в вашей профессиональной деятельности, позволят выявить тех учеников, которым нужны ваша профессиональная помощь и поддержка, оптимизации внутригрупповых процессов для улучшения психологического микроклимата класса и создания условий, необходимых для прогрессивного становления, обогащения и созревания каждой личности в вверенном Вам детском коллективе.

Хочется пожелать Вам успехов в благородном труде учителя, являющегося наиважнейшим для будущего всего человечества.

Ни один завоеватель не может изменить сущность масс,

ни один государственный деятель….

Но учитель –

я употребляю это слово в самом широком смысле –

может совершить и больше,


нежели завоеватели и государственные главы.

Они, учителя, могут создать

новое воображение и

освободить скрытые силы человечества

Николай Рерих.

Половодье

(выделено мною – Л. Р.)


Краткий теоретический обзор

Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине X²X века и послужило решающим стимулом для развития социальной психологии. Утверждение естественно-научной парадигмы в социальной психологии, ориентированной на идеал строго объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики послужили причиной того, что в 10-20-е годы XX века главным объектом экспериментального изучения становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения.

В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Ф. Олпорт, Ф Трэшер, У. Макдуголл и другие ученые на основе разнообразных эмпирических данных приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие –реальное, воображаемое или подразумеваемое – существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надиндивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

С 30-х годов интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, Д. Картрайта, Л. Фестингера, Дж. Френча, Дж. Тибо, Г. Келли и др. заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.

Отличительными признаками социальной группы является следующее:

1. Включение человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений. В случае классного коллектива большое значение имеют семья, друзья, соседи и другие общности людей, с которыми члены классного коллектива входят в непосредственное общение и другое взаимодействие. Значительное влияние оказывают принадлежность их семей к той или иной социальной, национальной группе, статус самой школы (специализированная, гимназия и др.), политический строй государства и другие факторы.

  1. Наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находится в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребности каждого. Главной целью классного коллектива является обеспечение учебно-познавательного и учебно-воспитательного процессов.

  2. Сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний.

  3. Длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и для формирования коллективных истории (традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их.

  4. Разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, комплиментарность (взаимодополнительность) внутригрупповых отношений. В каждой группе выделяются лидеры, генераторы идей, слушатели и другие позиции, обусловленные внутригрупповыми процессами при реализации учебно-воспитательного процесса.

  5. Наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и др.) представлены подгруппой, обладающими специальными полномочиями (парламент, ректорат, актив класса и др.), либо распределены между членами группы и обеспечивают целенаправленность, упорядоченность и стабильность ее существования.

  6. Осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами других объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых. Ситуации межгруппового конфликта часто стимулируют рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации восприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначных защитников, а не изолированных обладателей уникальных способностей.

  7. Признание малой группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев. Сами критерии могут быть схематичными, ригидными и пристрастными: стереотипизированность и эмоциональность межгрупповых представлений позволяют сомневаться в их истинности, но они не препятствуют эффективному опознанию и категоризации, как самих групп, так и их участников [5-8, 11, 12, 17-19, 25, 27-29].