ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 0
Понятие малой группы.
По определению Г. М. Андреевой, малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Поэтому любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного объекта» [2,8].
В. Г. Крысько определяет малую группу как немногочисленную по составу (3-50 человек), хорошо организованную, самостоятельную единицу социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время [18,19].
Классификация малой группы
Составление психолого-педагогической характеристики учебного класса предполагает определение уровня группового развития изучаемой малой группы 27-30..
По уровню развития группы можно выделить слаборазвитые и высокоразвитые группы.
Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплоченности и т. д.
Уровень группового развития – это характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Параметрами сформированности группы выступают:
-время существования группы: высокоразвитые группы, как правило, имеют длительное время существования;
-число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), уровень сформированности группы по данному параметру можно определить по коэффициенту сплоченности группы. Чем более сплоченной является группа, тем более высокий уровень группового развития.
-наличие сложившихся отношений власти и подчинения: высокоразвитые группы имеют уважаемых, признанных лидеров, групповой актив, четко распределенные внутригрупповые роли и функции.
-деятельность группы, ее ценности и цели. На данной основе выделяют следующую типологию групп: коллективы, просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации 27-30.
Асоциальная ассоциация – слаборазвитая группа, цели и ценности которой носят асоциальный, антиобщественный характер, а межличностные отношения минимально опосредованы какой-либо совместной деятельностью (например, группа хулиганствующих подростков).
Корпорация – высокоразвитые группы, характеризующиеся максимально антиобщественным характером ценностей и целей, межличностные отношения в которых опосредованы асоциальной направленностью деятельности (например, мафия).
Диффузные группы – это случайные группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями (например, пассажиры автобуса или больные в общей палате).
Просоциальная ассоциация - слаборазвитые группы, цели и ценности которых носят просоциальный характер, но межличностные отношения в которых не опосредованы совместной деятельностью (например, дружеская компания студентов).
Коллектив – это высокоразвитая группа, цели, ценности и деятельность которой имеют социальную ценность; это особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого уровня социально-психологической зрелости по социально-психологическим характеристикам.
Таким образом, всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом [17].
Составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива предполагает умение выделять формальные и неформальные группы. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, которые предписаны групповыми нормами. В формальной группе строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.
Таким образом, формальная группа – это группа, имеющая официально заданную извне структуру.
Внутри формальных групп стихийно складываются «неформальные» группы, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.
Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп 1.
Таким образом, неформальные группы – это группы, которые возникают на основе личностных предпочтений.
Социометрический метод исследования (приложение 1) позволяет изучать неформальные группы внутри формальной группы школьного класса (количество неформальных групп, их состав, неформальных лидеров, взаимоотношения между группировками).
Для психолого-педагогической практики необходимо умение выделять группы членства и референтные группы. Группы членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся. Эксперименты Г. Хаймена показали, что часть членов малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают. Еще более четко отличие этих групп было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Г Келли выделил две функции референтных групп: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его 18,19.
Таким образом, референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Для школьников это может быть семья, компания сверстников, группа, возникающая внутри группы членства и др.
Референтная группа, возникающая внутри группы членства, определяется как «значимый круг общения». При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемыми для индивида лишь тогда, когда они приняты референтной группой, т. е. появляется промежуточный ориентир, на который равняется индивид. Рефернтные лица и группы выделяются референтометрическим методом исследования. Данная методика аналогична социометрии, отличается лишь характером задаваемых вопросов. При референтометрии испытуемым может быть задан следующий вопрос: «Мнение какого человека в классе ты бы больше всего хотел узнать по значимому для класса событию?».
Основные компоненты психологии малой группы
Для изучения психологии малой группы (в данном случае школьного класса) необходимо исследование следующих социально-психологических явлений 4:
внутригрупповые межличностные отношения;
групповые устремления;
групповое мнение;
групповые настроения;
групповые традиции.
Исследование данных социально-психологических феноменов позволит дать психологическую характеристику изучаемой малой группы.
Межличностные отношения в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Взаимоотношения в группе должны соответствовать требованиям определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей. Взаимоотношения в группе должны быть построены с учетом индивидуальных и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Это же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы своих обязанностей, профессионального социального статуса каждого человека.
Принцип сплоченности предполагает формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью 18,19.
Межличностные отношения определяются наблюдением, социометрией и другими методами научной психологии. Соответствие взаимоотношений в группе вышеописанным принципам характеризует группы с развитой системой межличностных отношений. Как известно, именно межличностные отношения являются основой для развития остальных социально-психологических феноменов малой группы.
Групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Групповые устремления позволяет определить методика «Ценностно-ориентационное единство» (приложение 2).
Групповые устремления, в аналогии с психологией личности, можно сопоставить с направленностью личности, они показывают единство членов группы по более фундаментальному критерию – ценностям, идеалам, убеждениям и т. д. Групповые устремления вскрывают более глубокий слой взаимоотношений в группе, основанный не на личностных симпатиях и предпочтениях, а на единстве целей, смыслов, и убеждений. Таким образом, групповые процессы образуют иерархию уровней (страты) 27-30.
Центральное звено групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. Первый слой фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивацию деятельности и социальный смысл для каждого участника. Второй страт локализует характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности, а также принципами, ценностями, идеалами. Наконец, последний, поверхностный слой межличностных отношений предполагает наличие, главным образом, эмоциональных связей 27-30.
Групповое мнение – совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри ее, так и за ее пределами.
Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях идеологической направленности ее психологии. Сложившееся общее мнение группы является реальной и действенной нравственной силой. Через него группа влияет на каждого своего члена, прежде всего посредством:
информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей;
предъявления ему своих требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям;
постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения.
Групповое мнение может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность. В ходе психологического обследования класса можно определить насколько положительным для развития личности, его нравственно-духовного потенциала является психологическая атмосфера в классе, господствующие в нем моральные ценности и нормы.
Групповое мнение можно проявить путем опроса, беседы, в ходе которого члены группы высказывают свое мнение о каком-либо значимом для группы событии и явлении.