ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.Внешняя политика ссср в предвоенный период (1939-июнь 1941гг.)

3. Советско-германский пакт о ненападении. 23 августа 1939г. Секретные протоколы.

5. Советско-финляндская война. 30 ноября 1939 – 12 марта 1940г. Причины, ход боевых действий. Итоги войны.

16. Ссср и союзники по антифашистской коалиции в годы Великой Отечественной войны. Основные направления и формы сотрудничества.

17.Социально-экономическое развитие ссср в послевоенный период: промышленность, сельское хозяйство.

18.Политический режим в ссср в 1945-1953гг. Борьба за власть.

19. Политические процессы в ссср в 1945-1953гг.

20. Культура в ссср в послевоенный период. Литература, искусство. Постановление цк вкп(б) 1946г.

21. Наука в ссср в послевоенный период.

25. Социальная политика ссср в 1950-1960-е гг.

26. «Оттепель» в духовной и культурной жизни ссср. Шестидесятники.

27. 20 Съезд кпсс. Разоблачение культа личности Сталина.

28.Внешняя политика ссср в 1950-1960-х гг.

29. Внешняя политика ссср в 1970-1980- гг.

30. Социально-экономическое развитие ссср в 1970-1980-е г.

36. Гласность и общественное сознание в ссср во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

39. Социально-экономическое развитие рф в 1990-е годы.

42. Рф на современном этапе. Политическая система. Выборы в Государственную Думу. Совет Федерации. Политические партии и движения.

43. Рф на современном этапе. Социально-экономические преобразования.

45. Россия и государства снг. Создание Евроазиатского экономического сообщества. Проблема русскоязычного населения в бывших советских республиках.

испытание ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. 15 января 1986 г. генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000й год без ядерного оружия». ли к подписанию двух договоров по военным вопросам. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности). Он положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в том числе 2/3 советских). Вывод войск из Афганистана В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева и Р. Рейгана была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск15 мая 1988 г., Женевские соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии о невмешательстве, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. 15 февраля 1989 г., как предусматривалось женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены последние советские войска. В январе 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу слова, совести, рее

лигии и убеждений 1989 год стал переломным в отношениях между СССР и Китаем.

Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным Спорные территории Увидев, что в советско американских отношениях со всеми странами Советский Союз идет на большие уступки, Япония также решила не упускать свой шанс. На рубеже 1980—19900х гг. вопрос о «северных территориях» прочно вошел в повестку дня всех встреч между руководителями СССР и Японии. Общественное мнение Японии требовало возврата четырех южных островов Курильской гряды. Советский Союз только признал территориальные претензии Японии, был перечислен список спорных островов, Однако вопрос о передаче островов остался открытым, в связи с чем подписание мирного договора так и не произошло.25 февраля 1991 г. в Будапеште было принято решение о роспуске военной (ОВД). 1 июля 1991 г. Орг Варш дог была ликвидирована. Объее Герм Неожиданным, в том числе и для политиков обоих германских государств, стало согласие Горбачева на объединение Германии путем присоединения ГДР к ФРГ. В ноябре 1989 г. была открыта государственная граница между ними. Была разрушена Берлинская стена. Объед Герм предшествовали непростые процессы. Инициатором объединения выступала администрация США. Активную позицию занял канцлер ФРГ Г. Коль. СССР использовал диалог по вопросу объединения Германии для решения собственных проблем, и в первую очередь получения кредитов от Запада для проведения «перестроечных» реформ. 28 февраля 1990 г. президент США Дж. Буш старший позвонил М.С. Горбачеву и весьма жестко сообщил, что он и канцлер Г. Коль, находившийся в это время с визитом в Вашингтоне, полагают, что объединенная Герм должна оставаться в Североатлантическом союзе.Горбачев ответил: «Я подумаю».12 сентября 1990 г. в Москве СССР, США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ был подписан договор об объединении Германии.3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать, объединившись с Федеративной Республикой Германией. Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, подписанный окончательно в Париже 19 ноября 1990 г., был важнейшим актом завершения «холодной войны».14 июня 1991 г. на специальной сессии послов в Вене был подписан Протокол о временном применении некоторых положений договора об обычных вооруженных силах в Европе. С его подписанием вступали в силу ограничения на обычные вооружения в Европе. Долгие годы СССР имел значительное преобладание над Западом на европейском театре в обычных вооружениях: 60 тыс. танков (плюс 4,4 тыс. производимых ежегодно новых танков) давали весомый аргумент наземным силам СССР. Брежневское руководство ставило три приоритетные задачи на муждународной арене:1)устранение угрозы распада социалистического содружества, еще более тесно сплочение его в политическом, военном и экон-ком отношениях.2)нормализация отношения между востоком и западом.3)последовательная поддержка «прогрессивных» движений и режимов во всем мире.



30. Социально-экономическое развитие ссср в 1970-1980-е г.

В годы девятой пятилетки (1970 — 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

В период десятой пятилетки (1976 — 1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества” — так называлась она в официальных документах.Характерной чертой индустриального развития в 70-е гг. являлось увеличение масштабов строительства — новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Все более открытой становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях.

На рубеже 70 — 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 — 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %.


В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

Мощный потенциал советской экономики, ее успехи в недалеком прошлом вселяли уверенность, что возникшие трудности носят временный характер. К этому времени на территории СССР были обнаружены новые ресурсы, открывающие возможность экстенсивного развития, в виде гигантских запасов нефти, газа, цветных металлов и т. п. Все это и предопределило установившийся в 1970е гг. социально экономический «застой» в стране. Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличался от прежнего.Ставились те же задачи — развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврате к показателям, ориентирующим на количественный, но не качественный рост производства. В планах девятой (1971—1975) и десятой (1976—1980) пятилеток задача наращивания темпов роста уже не ставилась, предполагалось лишь увеличение общего объема продукции. В итоге за девятую пятилетку валовой объем промышленного производства вырос на 43%, за десятую — на 24%, в сельском хозяйстве соответственно —на 13% и на 9%. При этом плановые задания пятилеток не были выполнены: в девятой пятилетке выполнение плана в промышленности составило 91% (в сельском хозяйстве — 68%), в десятой — 67% (в сельском хозяйстве — 56%). Таким образом, в 1970е гг. советская экономика опустилась до уровня простого воспроизводства, который был способен в лучшем случае удовлетворить уже сложившиеся потребности населения.Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Хуже всего с товарным снабжением дела обстояли в отдаленных от Центра регионах РСФСР — в Сибири, на Севере, Урале и Дальнем Востоке.


В начале1980х гг. такая ситуация стала практически нормойдля большинства регионов страны, включая большинство республик. В связи с этим главным приоритетом промышленного развития в 1970е гг. становится добывающий, в первую очередь топливно энергетический, комплекс. В Западной Сибири еще в 19600е гг. были обнаружены гигантские запасы нефти и газа. С 1969 г. специальным решением

ЦК КПСС и Совета министров СССР начинается ускоренное развитие нефтее и газодобычи. За 10 лет объемы добываемой нефти выросли здесь в 10 раз.

Таким образом, политика периода «застоя» чрезвычайно осложнила решение объективной задачи перехода советской экономики к интенсивному развитию. Наряду со старыми проблемами накапливались новые, но стареющие советские руководители во главе с Брежневым предпочитали не доискиваться до глубинных причин происходящего, да и саму действительность воспринимали во все более искаженном виде.

31. Политическая система СССР в 1970-1980-е гг. Конституция СССР 1977г.

Государственные, политические и культурные процессы в 70-80-х 1) процесс десталинизации постепенно свертывается и происходит переход к идиологической основе СССР. 2) усиливается процесс «защиты» советских людей от влияния буржуазной идиологии. 3) открытое обсуждение многих тем стало невозможно поскольку государственный контроль печати и цензуры осуществляся при главлите. Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября. Структура Конституции 1977 г. следующая I раздел — Основы общественного строя и политики;- II раздел — Государство и личность;- III раздел — Национально-государственное устройство;- IV раздел — Советы народных депутатов и порядок их избрания; V раздел — Высшие органы власти и управления; VI раздел — Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII раздел — правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;VIII раздел — О гербе, флаге, гимне и столице государства;IX раздел — Действие Конституции и порядок ее применения Особенности Конституции СССР 1977 г.:- утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства- общегосударственная цель поданной Конституции — формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;