ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки россиской федерации Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Глава 1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение
Глава 2. Теоретические основы школьного географического краеведения
2.1. Системa геогрaфического крaеведения в общеобрaзовaтельной школе
2.2. Образовательно-воспитательное значение географического краеведения
2.3 Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Глава 3. Поисково-исследовательская деятельность
3.1. Использование краеведческого исследования в образовательном процессе
3.2 Использование проектной деятельности в краеведении
Глава 4. Краеведческие проекты в Кукморском районе проект по краеведению «с чего начинается родина?»
Министерство образования и науки россиской федерации Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Институт экологии и географии
Кафедра географии и краеведения
Хазиев Самат Ильшатович
«Исследовательская краеведческая деятельность в школе»
Выпускная квалификационная работа
Работа завершена:
________________2014 г. С.И.Хазиев
Рекомендуется к защите:
Научный руководитель,
Доцент
________________2014 г. И.А. Уразметов
Допускается к защите:
Заведующий кафедрой,
Доцент
________________2014 г. И.А. Уразметов
Казань 2014 г.
Оглавление
BBEДEHИE…………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ « КРАЕВЕДЕНИЕ». ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……..7
ГЛАВА 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ………………………………………………………………..…20
2.1. Системa геогрaфического крaеведения в общеобрaзовaтельной школе………………………………………………………………………….....20
2.2. Образовательно-воспитательное значение географического краеведения……….……………………………26
2.3 Краеведческий принцип в обучении географии и его значение…………………………….……………………………………36
Глава 3.
Поисково-исследовательская деятельность…….…...41
3.1. Использование краеведческого исследования в образовательном процессе………………………………………….41
3.2 Использование проектной деятельности в краеведении…………………………………………………………….…….49
Глава 4.
Краеведческие проекты в Кукморском районе…………………………………………………………………………...53
ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»………………………………………………………………………...53
заключение………………………………………………….……….….60
Список использованной литературы……………….…..…63
Приложения……………………………………………………………..67
BBEДEHИE
Целью любого цивилизованного общеcтвa является вcеcтоpоннee гapмоническое рaзвитие личноcти. Эта же цель cтоит и перед cовpеменной школой. Сегодня в эпоху стpемительного пpогpесса, век компьютеpизации дети не замечают окpужающий их миp.
Hаучить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края.
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор.
Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край –Республика Татарстан. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Земля Татарстана - свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.
Главная цель краеведения - формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.
Каждому надо верить в себя, в силу и мудрость российского народа, в его могущество. Это особенно важно в нынешнее непростое время.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет огромное значение, он учит школьников видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.
Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.
География - это тот предмет, который с первого урока учит школьников наблюдать, исследовать природу и хозяйственную деятельность человека.
Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30 % изучаемого материала. Учащиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Поэтому школьное географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой. [35]
Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии в школе сомневаться не приходится.
Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более интересным и эффективным.
При использовании современных компьютерных технологий, интерактивных досок, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока.
Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей школьного географического краеведения, а также выявление педагогического значения краеведения в современный период времени.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение понятия « краеведение». Его сущности и значения;
- рассмотрение теоретических основ школьного географического краеведения;
- анализ педагогического значения школьного географического краеведения;
- изучение методов осуществления краеведческого подхода в преподавании географии;
- исследование возможностей использования краеведческого компонента при изучении курса географии за 6-8 классы.
Объектом исследования является организация исследовательской деятельности учащихся в процессе краеведческого образования в школе; часть учебно-воспитательного воспитательного процесса; внеклассная работа.
Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления.
Практическая значимость темы заключается в изучении сформированных в поставленных задачах вопросов в теории и практике методики преподавания географии, краеведения, педагогики и возрастной психологии.
Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:
- приобретение навыков исследовательской работы;
- поэтапное формирование в работе навыков, умений;
- работа на уроках и внеклассных мероприятиях;
- методическая работа;
- полноценное выполнение исследовательских заданий.
В работе использованы следующие методы:
Теоретический анализ;
Анализ действующих программ;
Педагогический эксперимент;
Наблюдение.
Новизна работы заключается в том, что:
- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;
- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;
- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:
1.Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;
2.Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;
3.Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение
Понятие « краеведение» означает всестороннее изучение определенной части страны, города, села, улицы, поселения местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
В разное время в понятие « краеведение» вносилось различное содержание. В 20-х годах ХХ века оно рассматривалось как «метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории» [Барков 1960: 3]. В 30-х годах краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве своего края на основе всестороннего его изучения» [Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 9].
А. С. Барков считал, что « краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства». Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому «краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического» [Барков 1960: 12].
Сам термин « краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край» » [Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 3].
Исходя из задач, краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение. В государственном краеведении изучение края находится в ведении местной администрации, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность различными организациями, клубами; в этом случае краеведение называют общественным. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.
Понятие « школьное краеведение» определяется как наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно–воспитательного характера» (Барков 1960: 311). Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.