Файл: Выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки россиской федерации Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Институт экологии и географии

Кафедра географии и краеведения

Хазиев Самат Ильшатович

«Исследовательская краеведческая деятельность в школе»

Выпускная квалификационная работа

Работа завершена:

________________2014 г. С.И.Хазиев

Рекомендуется к защите:

Научный руководитель,

Доцент

________________2014 г. И.А. Уразметов

Допускается к защите:

Заведующий кафедрой,

Доцент

________________2014 г. И.А. Уразметов

Казань 2014 г.

Оглавление

BBEДEHИE…………………………………………………………….............3

ГЛАВА 1.

ПОНЯТИЕ « КРАЕВЕДЕНИЕ». ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……..7

ГЛАВА 2.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ………………………………………………………………..…20

2.1. Системa геогрaфического крaеведения в общеобрaзовaтельной школе………………………………………………………………………….....20

2.2. Образовательно-воспитательное значение географического краеведения……….……………………………26

2.3 Краеведческий принцип в обучении географии и его значение…………………………….……………………………………36

Глава 3.

Поисково-исследовательская деятельность…….…...41

3.1. Использование краеведческого исследования в образовательном процессе………………………………………….41

3.2 Использование проектной деятельности в краеведении…………………………………………………………….…….49

Глава 4.

Краеведческие проекты в Кукморском районе…………………………………………………………………………...53

ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»………………………………………………………………………...53

заключение………………………………………………….……….….60

Список использованной литературы……………….…..…63

Приложения……………………………………………………………..67


BBEДEHИE

Целью любого цивилизованного общеcтвa является вcеcтоpоннee гapмоническое рaзвитие личноcти. Эта же цель cтоит и перед cовpеменной школой. Сегодня в эпоху стpемительного пpогpесса, век компьютеpизации дети не замечают окpужающий их миp.

Hаучить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края.

Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край –Республика Татарстан. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Земля Татарстана - свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Главная цель краеведения - формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.

Каждому надо верить в себя, в силу и мудрость российского народа, в его могущество. Это особенно важно в нынешнее непростое время.

Краеведческий подход в преподавании географии имеет огромное значение, он учит школьников видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.

География - это тот предмет, который с первого урока учит школьников наблюдать, исследовать природу и хозяйственную деятельность человека.

Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30 % изучаемого материала. Учащиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Поэтому школьное географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой. [35]


Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии в школе сомневаться не приходится.

Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более интересным и эффективным.

При использовании современных компьютерных технологий, интерактивных досок, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока.

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей школьного географического краеведения, а также выявление педагогического значения краеведения в современный период времени.

Задачами дипломной работы является:

- рассмотрение понятия « краеведение». Его сущности и значения;

- рассмотрение теоретических основ школьного географического краеведения;

- анализ педагогического значения школьного географического краеведения;

- изучение методов осуществления краеведческого подхода в преподавании географии;

- исследование возможностей использования краеведческого компонента при изучении курса географии за 6-8 классы.

Объектом исследования является организация исследовательской деятельности учащихся в процессе краеведческого образования в школе; часть учебно-воспитательного воспитательного процесса; внеклассная работа.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления.

Практическая значимость темы заключается в изучении сформированных в поставленных задачах вопросов в теории и практике методики преподавания географии, краеведения, педагогики и возрастной психологии.


Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:

- приобретение навыков исследовательской работы;

- поэтапное формирование в работе навыков, умений;

- работа на уроках и внеклассных мероприятиях;

- методическая работа;

- полноценное выполнение исследовательских заданий.

В работе использованы следующие методы:

Теоретический анализ;

Анализ действующих программ;

Педагогический эксперимент;

Наблюдение.

Новизна работы заключается в том, что:

- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;

- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;

- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:

1.Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;

2.Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;

3.Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение

Понятие « краеведение» означает всестороннее изучение определенной части страны, города, села, улицы, поселения местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

В разное время в понятие « краеведение» вносилось различное содержание. В 20-х годах ХХ века оно рассматривалось как «метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории» [Барков 1960: 3]. В 30-х годах краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве своего края на основе всестороннего его изучения» [Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 9].

А. С. Барков считал, что « краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства». Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому «краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического» [Барков 1960: 12].

Сам термин « краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край» » [Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 3].

Исходя из задач, краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение. В государственном краеведении изучение края находится в ведении местной администрации, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность различными организациями, клубами; в этом случае краеведение называют общественным. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.

Понятие « школьное краеведение» определяется как наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно–воспитательного характера» (Барков 1960: 311). Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.