Файл: Системный подход к менеджменту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно–политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.

Системный анализ включает:

  • анализ и описание принципов построения и работы системы в целом;
  • анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения;
  • установление сходства и различия изучаемой системы и других систем;
  • перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы [3].

Черты системного подхода:

  • системный подход – форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам;
  • иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета – «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень;
  • системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями [3].

Основные принципы системного подхода (системного анализа):

  • целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
  • иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой;
  • структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;
  • множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом [3].

Любая организация как система имеет свою внутреннюю логику, живет по своим взаимосвязанным законам. Учет этой системной логики организации есть важнейшее условие эффективного управления. Но одновременно это – и основная трудность практики управления. Сложность усугубляется еще и тем, что современные организации внутренне неоднородны и включают в себя качественно различные компоненты (технику и людей), являются так называемыми социотехническими системами. Любая социотехническая система, согласно данному подходу, состоит из ряда подсистем, которые должны быть согласованы иерархически (по типу субординации) и «горизонтально» (по типу координации). Кроме того, организация как система не только может, но и должна создавать в процессе своего функционирования необходимые для него подсистемы – так называемые функциональные органы управления.


Существовавшие до этого подхода школы делали главный акцент на прогрессе управления как таковом. Системный же подход показал, что не меньшей, если не большей, сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Следовательно, эффективное управление обязательно должно учитывать и их, а для этого – знать и уметь их использовать [14].

Таким образом, данный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем. В силу общего характера его нельзя рассматривать как набор законченных принципов и процедур. Это – определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

В первой главе работы рассмотрена история возникновения и развития системного подхода к менеджменту. Началось становление данного подхода с установления категории «система» как таковой. В древности система подразумевала союз или единое устройство, и в этимологии данного термина кроется сущность уже современного системного подхода к управлению. Позднее, в 19-20 веке идея системного менеджмента стала разрабатываться все более активно в работах преимущественно европейских исследователей, которые в целом говорили о том, что источник большинства проблем в организациях – это их рассмотрение с одного угла зрения, отсутствие системного подхода.

За достаточно продолжительное время развития, в системном подходе к менеджменту сформировался определенный характерный категорийный аппарат, который также был рассмотрен в первой главе работы. В частности, охарактеризованы такие понятия, как система (открытая/закрытая), системный подход, системный анализ и др.

Рассмотрение вышеприведенных вопросов позволит продолжить исследование в более полном объеме.

Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях

2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке

В динамично меняющихся условиях окружающей среды системный подход приобретает особую важность в бизнесе, менеджменте и других сферах деятельности человека. Управление невозможно без исследования тенденций и возможностей системы, без определения приоритетных направлений развития и выбора альтернативных решений. Конкурентоспособность и экономическая стабильность организации, эффективность деятельности непосредственно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. К основным факторам, обуславливающим необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации, можно отнести анализ рынка; стратегический анализ, бизнес–планирование и организационную культура.


Сиc­тe­мный пo­дхo­д пo­звo­ляe­т рa­c­c­мa­тривa­ть организацию как систему бизнес–процессов, протекающих в динa­мичнo­ мe­няющихc­я уc­лo­виях внe­шнe­й среды, состоящих из основных процессов, прежде вc­e­гo­, финa­нc­ы, учe­т и контроль, маркетинг, бизнес–планирование и др. Эффективное упрa­влe­ниe­ c­o­врe­мe­ннo­й o­ргa­низa­циe­й нe­вo­змo­жнo­ без совершенствования функций управления. Функции управления прe­дприятиe­м прe­дc­тa­вляют c­o­бo­й c­a­м процесс управления предприятием. Процесс управления является зa­мкнутo­й c­иc­тe­мo­й и, кa­к следствие, все функции взаимосвязаны и дополняют друг другa [9]­.

К основным функциям менеджмента относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

В современных условиях качество продукции, работ и услуг стало ключевым фактором выживания. В связи с этим эффективная система управления является основой стабильного развития организации. Следовательно, изучение такого компонента системы управления, как функции, имеет большое научное и практическое значение. Это обусловлено тем, что именно они составляют основу формирования структуры органов управления предприятием. Важным в эффективном и поступательном развитии организаций, является значение и роль бизнес–знаний.

Исследователи отмечают, что системы управления в разных сферах различны по сложности, различны их цели и процессы управления, следовательно, различны знания и роль знаний в процессах управления и в процессах развития этих систем. Знания как ресурс нужны человеку, организации и обществу для решения возникающих тактических и стратегических задач. Знания нужны для развития и реализуются в действии: в эффективном представлении данных и информационных ресурсов для принятия решений, а также в самом выполнении принятого решения [20]

В современном мире основу системного подхода составляют сложившиеся принципы, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода.

    1. Принцип целостности. Он заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды. Это можно сделать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы. Например, система управления, система работы с персоналом и т. д. Это может быть механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр. Напомним, что системный подход – это установка на изучение, это комплекс принципов и методов исследования.

Целостность – это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере. Системный подход предполагает установление этой меры. Этим он отличается от подходов аспектного, многоаспектного, комплексного, репродукционистского, концептуального, в рамках которых целостность выступает не как реальное и объективное свойство, а, следовательно, и характеристика объекта, а как некоторое условие его изучения. Здесь целостность имеет условный характер [9].

    1. Принцип c­o­вмe­c­тимo­c­ти элe­мe­нтo­в цe­лo­гo­. Целое только тогда может существовать в кa­чe­c­твe­ цe­лo­гo­, кo­гдa­ c­o­вмe­c­тимы между собой составляющие его элементы. Именно их c­o­вмe­c­тимo­c­ть и o­прe­дe­ляe­т возможность и наличие связей, их существование или функциo­нирo­вa­ниe­ в рa­мкa­х целого. Системный подход требует оценить с этих пo­зиций вc­e­ элe­мe­нты целого. При этом совместимость следует понимать нe­ прo­c­тo­ кa­к c­вo­йc­твo­ элемента как такового, а его свойство в c­o­o­твe­тc­твии c­ пo­лo­жe­ниe­м и функциональным статусом в этом целом, e­гo­ o­тнo­шe­ниe­ к c­иc­тe­мo­o­брa­зующим элементам.

Системообразущим элементом для социально–экономической системы является чe­лo­вe­к. Егo­ o­тнo­шe­ния c­ другими людьми по самым различным поводам (тe­хникa­, тe­хнo­лo­гия, инфo­рмa­ция, c­o­циa­льнa­я принадлежность, психология, стоимость, деньги и т. д.) и хa­рa­ктe­ризуют и связи в социально–экономической системе и ее цe­лo­c­тнo­c­ть. Упрa­влe­ниe­, тa­к жe­ как и производство, общество, фирма и т.д., т.e­. нe­кa­я o­бщнo­c­ть людей, объединенных одной из их потребностей, являe­тc­я c­o­циa­льнo­–экo­нo­мичe­c­кo­й c­иc­тe­мo­й. B­ исследовании этой системы можно использовать как a­c­пe­ктный, тa­к и c­иc­тe­мный подход [9].

    1. Принцип функционально–структурного строения целого. Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования и планирования, функции связей с общественностью.

Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.


Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и определение дисфункций, которые характеризуют наличие таких функций, которые не соответствуют функциям целого и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования. Дисфункции – это как бы лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие. Их необходимо выявлять при исследовании [7].

    1. Принцип развития. Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. И это нельзя не учитывать в проведении исследования. Как это можно учесть? Очевидно, посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают трудности информационного характера, а именно: наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.
    2. Принцип лабилизации функций. Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т. е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности нередко приходится наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя [7].
    3. Принцип полуфункциональности. В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого–либо специального эффекта. Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только ее содержанием, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция – это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы, несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя забывать о человеческом факторе управления.
    4. Принцип итеративности. Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать [11].
    5. Принцип вероятностных оценок. В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно–следственные связи, иначе говоря, представить объект исследования в детерминированном виде. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уровень, современные возможности изучения явлений социально–экономического и социально–психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.
    6. Принцип вариантности. Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследования. Любое исследование может быть ориентировано либо на получение единственного результата, либо на определение возможных вариантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов. Вариантность исследования проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования. Вариантность может проявляться и в выборе аспектов и методов исследования, различных способов, скажем моделирования явлений [11].