Файл: Личностные деформации стрессового типа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что современный этап развития государства и общества в имеющихся условиях социально-экономической нестабильности, возрастающей конкуренции на трудовом рынке, а также социальных стрессов, образуют возрастающие требования, которые предъявляются к личности. Однако далеко не каждый человек может, адаптируясь, эффективно осуществлять свою деятельность, играя социальную роль, что формирует риск возможности развития неблагоприятных для личности психических состояний.

Профессиональная деятельность в социальной деятельности человека всегда занимала особое место. Профессиональная самореализация является важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Процесс профессионального становления и самореализации представляет собой центральную проблему современной науки психологии. Процесс профессионального становления личности не является однонаправленным, прогрессивные стадии сменяются регрессивными, когда на первый план выходит такая проблема как профессиональное выгорание. Описанные тенденции специфичны для различных видов деятельности, так управленческая деятельность оказывает уникальное воздействие на личность руководителя и выявление специфических особенностей профессионального становления, профессиональной самореализации, профессионального выгорания является одной из основных проблем психологии управления.

Управленческая деятельность может характеризоваться высоким уровнем эмоциональной насыщенности, когнитивными трудностями, а также важностью достаточно быстрого реагирования на любые изменения, с последующим принятием ответственных решениях в тех ситуациях, которые связаны с риском и неопределенностью.

Особое внимание следует уделить таким негативным сторонам профессионализации управленцев, как ужесточение конкуренции в современных условиях рыночной экономики и значительное повышение требований к профессиональной личности, а именно руководителя со стороны не только организационной среды, но и со стороны общества. Важно сказать, что не любой профессионал может легко адаптироваться, эффективно при этом осуществляя профессиональную деятельность и играя социальную роль, поэтому есть риск роста развития такого неблагоприятного психического состояния как эмоциональное или психическое выгорание.

Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы выявить личностные деформации стрессового типа, которые влияют на формирование синдрома выгорания и профессионального стресса.


Объектом курсовой работы являются факторы психического выгорания личности.

Предмет исследования составили детерминанты, обуславливающие синдром выгорания личности.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

  1. Проанализировать проблему личностных деформаций в научно-методической литературе.
  2. Проанализировать факторы, выявляющие специфику личностных деформаций стрессового типа.
  3. Выделить личностные и организационные факторы, влияющие на формирование синдрома психического выгорания у руководителей.

Исходя из цели и обозначенных в соответствии с ним задач, построена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Общие положения личностных деформаций стрессового типа

1.1 Теоретические подходы к изучению профессионального стресса

В настоящее время в психологии выделяется несколько подходов к причинам, обуславливающим появление психического выгорание: организационный, интерперсональный, индивидуально-психологический и интегративный.

Следует подробней рассмотреть данные подходы.

1. Первый подход - организационный.

Термин «организация» для любых социальных образований применяется как общее понятие, больших, чем малые группы, однако меньших, чем полноценное общество. Давая самое общее определение можно сказать, что организация - это система людей, правил и задач.

Как правило, задачи очерчивают, что нужно делать, правила же задают алгоритмы решения задач. При любых изменениях либо нарушении в деятельности организации, в этом смысле можно анализировать противоречия между сотрудниками, которые работают в организации, задачи, которые стоят перед ним, или правила выполнения этих задач[1].

Например, у работника может появиться стресс вследствие предъявления чрезмерных требований, или в ходе собственного стремления решать задачи иного уровня, или объема, чем тот, который соразмерен его возможностям. В организации конфликты появляются по причине разного понимания руководством и работниками критериев качества работы, также недопонимание может вызвать несоответствие внутриорганизационным стандартам поведение персонала или если содержание профессиональной деятельности сотрудника не соответствует системе его моральных норм и ценностей.


В качестве других организационных факторов, которые возможно отнести к источникам выгорания следует назвать такие факторы как, несоответствие вознаграждения рабочей нагрузке, неясность профессиональных задач, ненормированный рабочий день.

2. Второй подход - интерперсональный.

В соответствие с интерперсональным подходом, основной причиной выгорания выделяют асимметрию отношений между работниками и клиентами. По мнению К. Маслач, выгорание представляет собой негативный индивидуальный опыт на работе, вплетенный в контекст межличностных отношений. Главной причиной выгорания она считает напряженные отношения профессионала и реципиента, характерные для профессий «помогающего» типа[2].

В своих работах А. Харрисон связывает выгорание с особенностями восприятия индивидом своей социальной компетентности и эффективности в межличностных связах с клиентом. Когда профессионалом теряется ощущение его полезности, то в этом случае наступает выгорание[3].

Причинами выгорания могут послужить межличностные конфликты внутри предприятия. Конфликты между сотрудниками, которые находятся на одном уровне управленческой иерархии, иначе говоря горизонтальные конфликты, психологически намного менее опасны, нежели конфликты с индивидами, занимающими более высокие позиции. Фактором, предохраняющим в ситуации конфликта от выгорания, является социальная поддержка.

3. Третий подход - индивидуально-психологический.

Признаки психического выгорания образуются во внутрисистемном общении и взаимодействии с объектом деятельности, в среде непрофессиональной деятельности, коллективном выполнении служебных задач, а также во внешней среде профессиональной деятельности. Можно отнести к таким факторам особенности конкретного сотрудника, которые провоцируют развитие психического выгорания.

А.В. Филиппов выделял такие типы психологических барьеров, вызывающих психическое выгорание, как социально-психологические, психомоторные, когнитивно-психологические, организационно-психологические. Обусловлено появление психологических барьеров может быть квалификацией, стереотипизацией. Такие барьеры могут спровоцировать психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, порождая ситуации конфликта. Эти негативные явления приводят к появлению и развитию таких нежелательных профессионально качеств, как догматизм, индифферентность, консерватизм [4].


Х. Фрейденберг сгорающих эмоционально описывал как сочувствующих, гуманных, мягких, идеалистов, увлекающихся, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), «пламенных» и без труда солидаризирующихся. Этот список И. Махер пополнил «авторитаризмом» (авторитарный стиль руководства), а также низким уровнем эмпатии.

Проявляется синдром психического выгорания в:

  • чувстве изнеможения, безразличия, эмоционального истощения (индивид не так трудоспособен так, как прежде);
  • дегуманизации (развитии негативного отношения к коллегам и клиентам);
  • в профессиональном плане негативном самовосприятие (недостаток чувства профессионализма)[5].

Корреляционные связи между показателем «качества жизни» и эмоциональным выгоранием, а также показателями самореализации обнаружили Е.С. Старченкова и Н.Е. Водопьянова. Особую роль эти авторы отвели балансу удовлетворенности и переживания успеха, как в профессиональной, так и в личной жизни[6].

Психическое выгорание М.В. Агапова рассматривает как некое следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. Люди, у которых наблюдается тенденция к самоактуализации, отмечает она, имеют склонность к сопротивлению с неблагоприятными средовыми факторами, конфронтации, а также в целом всей профессиональной ситуации, поскольку не ощущают уже удовлетворения от работы и не могут творчески относиться к своим профессиональным обязанностям[7].

4.Четвертый подход - интегративный.

Причины психического выгорания интегративный подход рассматривает с позиции внешних и субъективных факторов.

Специфика деятельности и ближнего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал является одной из самых частых причин психического выгорание. Следующей важной причиной психического выгорания является узкая специализация профессионалов и разделение труда.

Ценностные установки человека как фактор развития психического выгорание личности выделяет Б.Д. Новиков. Началом формирования синдрома психического выгорания может являться детский возраст, поскольку негативные социальные, а также психологические новообразования могут появляться в отдельные периоды жизни личности. Зачастую, они могут углубляться с течением времени, становясь все более устойчивыми, основными для человека, ригидными, а в дальнейшем, по мере взросления и приобретения профессии, избирательно реагируют на любые негативные воздействия социальной среды.


Нарушения в иерархии ценностей человека, отмечает Б.Д. Новиков, приводит к остановке или замедлению личностного и, таким образом, профессионального роста[8].

Процессы мышления у лиц, которые проявляют склонность к формированию строгих стереотипов, становятся более проблематичными со временем. Эта категория людей для получения новых знаний оказывается более закрытым, а мировоззрение ограничивается ценностями, стереотипами, установками круга профессии. Психическое выгорание, по мнению Е.И. Рогова, вызывается специфическими отличиями сферы мотивации субъекта труда, которые состоят, при низких функциональных и энергетических возможностях, а также при низких значениях интеллекта, в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности[9].

Следует рассмотреть субъективные причины психического выгорания. К субъективным причинам психического выгорания относятся ценностные ориентации, установки, особенности эмоциональных реакций на стресс, уровень и характер трудовой мотивации, характерологические особенности и адаптивность. Такие виды психического выгорания, отмечает Е.И. Рогов, обусловлены субъективными причинами:

- типологические. Они образованы путем слияния особенностей личности и особенностями функционального строения профессиональной деятельности;

- общепрофессиональные. Они типичны для многих людей;

- индивидуальные. Они обусловленные личностной направленностью[10].

Обобщая вышеизложенное, следует сформулировать вывод, что в психологии накоплено огромное число исследований, которые посвящены выявлению факторов психического выгорание, однако они изучены не в полной мере, в особенности это можно сказать в отношении индивидуально-личностных причин.

При эмоциональном выгорании, в соответствие с концепцией В.В. Бойко, выделяются три фазы стресса, в частности:

1. Нервное или тревожное напряжение, которые обусловлены дестабилизирующей обстановкой, хронической психоэмоциональной атмосферой, сложностями, когда уровень резистентности организма в течение короткого промежутка времени понижается, нарушая соматические и вегетативные функции.

2. Резистенция. Человек пытается ограждать себя от негативных впечатлений, однако организмом мобилизуются резервы, в том числе механизмы саморегуляции защитных процессов.

3. Истощение. Понижение эмоционального тонуса, а также оскудение психических ресурсов, которое наступает по причине того, что оказалось неэффективным проявленное сопротивление[11].