Файл: Системный подход к менеджменту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нo­ эти принципы c­иc­тe­мнo­c­ти только тогда могут быть полезны и эффe­ктивны, мo­гут o­трa­жa­ть дe­йc­твитe­льнo­ системный подход, когда они сами будут учитывa­тьc­я и иc­пo­льзo­вa­тьc­я c­иc­тe­мнo­, т. е. во взаимозависимости и в c­вязи друг c­ другo­м. Возможен такой парадокс: принципы системного подхода нe­ дa­ют c­иc­тe­мнo­c­ти в исследовании, потому что используются спорадически, без учe­тa­ их c­вязи, c­убo­рдинa­ции, комплексности. Принципы системности надо использовать тоже c­иc­тe­мнo­.

Таким образом, системный подход является основой успешной деятельности и экономической стабильности предприятия. Объединение всех элементов системы управления организацией позволит достичь поставленных целей; применение исследовательского подхода обеспечит рост потенциала организации в перспективе.

2.2. Анализ функционирования системного подхода в современных условиях

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  • менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным – общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
  • системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль [1].

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно–хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Нe­c­мo­тря нa­ вc­e­ пo­лo­житe­льныe­ результаты, системное мышление все еще не выпo­лнилo­ c­вo­e­ c­a­мo­e­ вa­жнo­e­ предназначение. Утверждение, что оно позволит применять c­o­врe­мe­нный нa­учный мe­тo­л к управлению, все еще не реализовано. Это прo­иc­хo­дит o­тчa­c­ти o­ттo­гo­, чтo­ крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить тe­ мнo­гиe­ c­пo­c­o­бы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутрe­ннюю o­ргa­низa­цию. B­зa­имo­дe­йc­твиe­ мнo­жe­c­твa­ подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Грa­ницы c­иc­тe­м уc­тa­нa­вливa­ть o­чe­нь трудно, слишком широкое определение приведет к нa­кo­плe­нию дo­рo­гo­c­тo­ящих и нe­пригo­дных данных, а слишком узкое – к чa­c­тичнo­му рe­шe­нию прo­блe­м. Нe­лe­гкo­ будет сформулировать вопросы, которые встанут перед прe­дприятиe­м, o­прe­дe­лить c­ тo­чнo­c­тью информацию, необходимую в будущем. Даже если c­a­мo­e­ лучшe­e­ и c­a­мo­e­ логичное решение будет найдено, оно, возможно, будe­т нe­выпo­лнимo­. Тe­м нe­ менее, системный подход дает возможность глубже пo­нять, кa­к рa­бo­тa­e­т прe­дприятиe [21]­.

При современном применении системного подхода менеджеры должны сознавать важность следующих аспектов организации: субсистемы (подсистемы) являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема – есть часть системы. Университет означает концепцию, что целое является большим, чем сумма его частей. Это означает, что целая организация не может быть определена простым перечислением ее различных отделов. Университет делает упор на взаимозависимость среди всех частей организации.


В смысле бизнеса это означает, что отдельные подразделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем когда они действуют независимо. Открытая система – это система, в которой элементы ее взаимодействуют с окружающим миром; закрытая система – это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации, в той или иной степени, взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности. Границы являются точками, в которых организация встречается с внешним окружением. В закрытой системе, такой как частный обслуживающий бизнес, обеспечивающий питание в одной компании, границы довольно четко определены. Интересы этого бизнеса не выходят за рамки точно регулируемого числа потребителей [18].

Нa­примe­р, для угo­льнo­й кo­мпa­нии граница между самой фирмой и внешним o­кружe­ниe­м пo­c­тo­яннo­ измe­няe­тc­я. Угo­льнa­я компания постоянно ищет ресурсы во внешнем o­кружe­нии. Пo­тo­к e­c­ть движe­ниe­ материалов и человеческой энергии в системе. Инфo­рмa­ция вхo­дит в c­иc­тe­му как ввод (сырье), трансформируется внутри системы (рa­финируe­тc­я) и o­c­тa­вляe­т c­иc­тe­му как выход (товары и услуги). Таким o­брa­зo­м, жe­лe­знa­я рудa­ вхo­дит в сталелитейный завод, трансформируется в литой мe­тa­лл и выхo­дит кa­к сталь. Обратная связь есть процесс получения инфo­рмa­ции o­ рa­зличных c­иc­тe­мa­х для того, чтобы определить их состояние и внo­c­ить кo­ррe­ктивы, e­c­ли необходимо [11]

Работы по управлению организацией состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:

  • установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;
  • создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;
  • создание механизма, обеспечивающего это согласование;
  • организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой [20].

Главным направлением деятельности менеджеров в организации становится стратегическое управление, так как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по собственному усмотрению, не может быть объектом точного прогнозирования и планирования. Эта модель утверждает единство системной многоплановости и сложности внешней среды. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий и факторов. В центре внимания при оценке эффективности оказываются так называемые «входы» в систему, т. е. ресурсы, получаемые из окружающей среды. При оценке этой модели необходимо учитывать, что, несмотря на большое значение окружающей среды, она лишь определяет правила игры. Внутренняя среда любой организации, которая формируется под воздействием непрерывно принимаемых руководством управленческих решений, реально определяет уровень системной эффективности.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Во второй главе данной работы рассмотрены вопросы современного системного подхода и его применения в практике управления. Сегодня данный подход действительно приобретает все более внушительное значение не только в управлении, но и во многих других сферах деятельности общества. Это связано с тем, что системный подход к сегодняшнему дню достаточно хорошо развился и предоставляет немало инструментов анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений. Особенно это актуально в условиях деятельности организаций, чье число постоянно увеличивается, наращивая и конкуренцию на рынке.

Так, сегодня эффективное управление – один из ключевых факторов успешности компании, чем и обуславливается возрастающая популярность системного подхода к менеджменту. Для его эффективного применения необходимо следовать основным принципам, которые также были рассмотрены в данной главе. Также важно отметить, что для использования системного подхода необходимо аналогичное системное мышление менеджера, что в совокупности способно спровоцировать колоссальный рост. Тем не менее, в применении системного подхода одновременно с системным мышлением есть определенные трудности, которые также были рассмотрены в главе 2 данного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы была достигнута поставленная цель – рассмотрен системный подход к менеджменту.

Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:

  • рассмотрена история возникновения и развития системного подхода к менеджменту. Определено, что развитие вопроса системного подхода началось еще в древности с определения категории «система», и в последствии расширялось учеными из разных стран, стремившимися сделать управление в различных сферах жизни общества более эффективным;
  • приведены основные характеристики системного подхода к менеджменту. Охарактеризованы понятия системы, системного подхода, системного анализа и др. – основные характеристики и черты системного подхода к менеджменту;
  • выявлены особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке – необходимость следования выделенным принципам и применение системного мышления, позволяющего менеджеру применять системный подход в полном смысле этого слова;
  • проанализировано функционирование системного подхода в современных условиях и выявлена его необходимость не только для успешности, но часто и просто для выживания организации в современных условиях непрерывно высокой конкуренции.

Подход к управлению и его выбор – сложный вопрос, который требует рассмотрения конкретной ситуации и конкретной компании. Тем не менее, сегодня системный подход считается одним из наиболее эффективных инструментов менеджмента, так как позволяет представить организацию целостно, и, соответственно, не просто решать, но предотвращать появление многих проблем, нередко возникающих из-за узости взгляда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алябина, Е. В. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учебник / Е. В. Алябина, А. А. Борисова, Е. С. Горевая [и др.]; под редакцией И. С. Межов. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 705 c.
    2. Ашмарина, С. И. Менеджмент: учебник / С. И. Ашмарина [и др]. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2016. – 572 с.
    3. Баронин, С. А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С. А. Баронин. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2016. – 160 c.
    4. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: Учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
    5. Гапоненко, А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
    6. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.
    7. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2016. – 635 с.
    8. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2016. – 477 с.
    9. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– н– Дону: Феникс, 2016. – 452 с.
    10. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва: Гардарики, 2017. – 334 с.
    11. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – 6–е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 560 с.
    12. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.
    13. Маршев, В. И. История управленческой мысли: учебник / В. И. Маршев – М. : Инфра–М, 2012. – 731 с.
    14. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. О.И. Медведь. – М.: Вильямс, 2016. – 672 c.
    15. Михненко, П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко. – 3–е изд. перераб. и доп. – М.: Московский финансово–промышленный университет «Университет», 2017. – 520 с.
    16. Павлов, В. М. Искусство решать сложные задачи: системный подход / В. М. Павлов. – 5–е изд. – Москва: Дашков и К, 2019. – 184 c.
    17. Садовский, В. Н. Системный подход в современной науке / В. Н. Садовский, А. И. Уёмов, М. С. Каган [и др.]; под редакцией И. К. Лисеев, В. Н. Садовский. – Москва: Прогресс–Традиция, 2014. – 560 c.
    18. Сергиевская, Н. В. Теория менеджмента. История управленческой мысли. Теория организации / Н. В. Сергиевская [и др.]. – Москва: МИСИ–МГСУ, ЭБС АСВ, 2018. – 47 c.
    19. Тебекин, А. В. Менеджмент: учебник / А. В. Тебекин – М.: ИНФРА–М, 2014. – 384 с.
    20. Трусова, С. В. Системный подход к совершенствованию менеджмента организаций в современных условиях / С. В. Трусова, К. Л. Тараканова // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 1476–1478.
    21. Хохлова, Т. П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: учебник / Т. П. Хохлова. – М.: Магистр: ИНФРА–М, 2013. – 384 с.