Файл: Методологические аспекты упр деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назмутдинов Валерий Ягфарович, к.п.н.,

доцент кафедры педагогики ИПиО

Методологические аспекты управленческой деятельности и стратегического менеджмента в учебном заведении

Педагогический процесс немыслим без такого компонента, как управление, который включает в себя анализ и оценку деятельности субъектов учебно-воспитательной работы, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию деятельности, организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение, профессиональную подготовку и воспитание учащихся (студентов). [4]

Понятие управления устойчиво вошло в обиход различных сфер знания. Английское слово «manage» (управлять) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Термин управления означал умение объезжать лошадей и управлять ими. В настоящее время говорится об управлении в материальных и духовных сферах, управлению подвержена также деятельность людей.

Управление является объектом изучения многих дисциплин: социологии, психологии, педагогики, кибернетики, биологии, экономической теории и т.д. Специфика психолого-педагогического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства – подчинения.

Социологи определяют управление как целенаправленный, планируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.

Управление - непременное внутреннее присущее свойство общества на любой ступени его развития. Это свойство всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного количественного труда людей, из необходимости общаться в процессе труда и жизни, обмениваться примерами своей материальной и духовной работы. Управление возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи.

Управление рассматривается не только как деятельность, направленная на повышение эффективности деятельности учебного заведения, но, прежде всего, как деятельность, обеспечивающая баланс интересов общества и данного учреждения, т.е. обеспечение своего рода равновесия между организационными, социально-педагогическими и социально-психологическими подходами к управлению. [2, 78-81]


Осуществляя некоторую историческую реконструкцию взглядов на управление в целом, необходимо выделить концепцию бюрократической организации М.Вебера. М.Вебер ввел одно из важнейших для теории управления понятие рабочего места, включающего в себя совокупность формальных и квалификационных требований и понятие наполнения рабочего места, т.е. личности, занимающей данное место, но имеющей при этом собственные интересы, цели, обладающей определенным уровнем способностей…

В науке термин «управление» трактуется с трех позиций. Во-первых, управление определяется как деятельность. (В.С.Лазарев, М.М.Поташник и др.).

Во-вторых, управление рассматривается как воздействие систем друг на друга, одного человека на другого или группу. (В.Г.Афанасьев, А.А.Орлов и др.).

В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов. (Т.И.Шамова, В.И.Зверева и др.).

Управление рассматривается не только как деятельность, направленная на повышение эффективности деятельности учебного заведения, но, и, прежде всего, как деятельность, обеспечивающая баланс интересов общества и данного учреждения, т. е. обеспечение своего рода равновесия между организационными, социально-педагогическим, социально – психологическими подходами к управлению.

Управлять – это не значит подавлять и навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. По достижении какой-то цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется. Цель – действие – результат – новая цель – такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса, которая применима к научному и учебно–воспитательному процессам.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившейся в процессе специализации управленческого труда.

Принципиальное отличие управленческой деятельности от других типов деятельности состоит, в том, что она принципиально не может быть жестко технологизирована и осуществляться с помощью отработанных приемов. Большое место занимает соответствующая психологическая готовность (к принятию решения, к риску и т.п.) Не случайно, что в западной литературе весьма распространена теория «Great + Men», предполагающая, что деятельность управленца определяется не качеством его профессиональной подготовки, не суммой знаний, умений и навыков, а наличием у него соответствующих личностных свойств, обеспечивающих управление ситуацией. [11, 67-74]


Управление – действие от глаг. управлять… Управлятькем-чем. руководить, распоряжаться деятельностью кого-, чего – н., направлять работу кого-чего-н. (См.: Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков.- М.: «Альта-Принт», 2007.- C. 1105-1106)

Руководить деятельностью кого-, чего-либо (государства, народа, учреждения и т.п.) (синонимы: править, распоряжаться, заправлять) ( См.: Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка / Е.В Скорлуповская, Г.П. Снетова.- М.: Изд-во Эксмо 2004.- С.764)

Руководить – 1. Направлять, наставлять, вести вести по какому –н. пути учить как следует действовать. 2.Управлять, заведовать. (См.: Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков.- М.: «Альта-Принт», 2007.- C. 918)

Контроль – это 1. Наблюдение, надсмотр над чем-н. с целью проверки. 2. Учреждение, контролирующее чью-н. деятельность. 3. Лица, занимающиеся контролем, контролеры (См.: Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков.- М.: «Альта-Принт», 2007.- C. 368) Проверка деятельности кого-, чего-либо,в целях проверки или надзора. ( См.: Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка / Е.В Скорлуповская, Г.П. Снетова.- М.: Изд-во Эксмо 2004.- С. 247)

Управлять – значит делать дело умом и руками других. А лучший способ принятия и исполнения решений – работа единой командой.

Руководить педагогическим коллективом значит управлять профессиональными отношениями между людьми. Управлять людьми означает формировать «команду единомышленников».

Хорошее управление – это умение заглядывать в будущее, основанное на способности к систематическому анализу проблем, внедрение перспектив, выработка стратегии развития, прогнозирование результатов, предвидение последствий.

Формирование навыков управленческого общения начинается с работы над собой, с познания своих природных и приобретенных способностей.

Управленческое общение – это средство информационно-коммуникативной психологической деятельности, процесс регуляции взаимоотношения преподавателя и учащихся посредством обмена знаниями и чувствами.

Проблемы управления являются актуальными и значимыми. Так, известны теоретические исследования общих проблем исследования В.Г. Афанасьева, Г.Г.Габдуллина, Д.М. Гвишиани, О.А. Дейнека, А.Ю. Панасюк, Ю.А. Тихомирова и др.


Активно исследовались проблемы управления общеобразовательной школой. Известны работы Е.С. Березняка, В.И. Бондаря, Ю.В. Васильева, Г.Г.Габдуллина, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника…

Созданию системы управления образованием посвящены исследования Ю.С. Алферова, Г.Г. Габдуллина, В.И. Зверевой, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др.

Проблемы психологии управления изучали П.Я. Гальперин, Г.Г. Габдуллин, Ф. Генов, Р.Х. Шакуров, В.М. Щепель, В.М. Юксваров и др.

Отдельные проблемы управления в системе профтехобразования исследовали Б.С. Алишев, С.Я. Батышев, Г.Г.Габдуллин, А.Я. Найн, И.П. Смирнов, А.Г. Соколов, М.Г. Рогов, Р.Х. Шакуров и др. [13]

Можно выделить несколько уровней рассмотрения управленческой деятельности.

1. Управление в контексте системного подхода, предполагающее, что главным признаком управления является целесообразное воздействие на ту или иную систему. Подобный подход описывается в работах С.Бира, И.В. Блауберга, А.М. Волкова, Ю.В. Микадзе и Г.Н. Солнцева, В.С. Раппора, Э.Г. Юдина и др.

2. Управление с точки зрения ключевой функции. При этом в качестве ключевой функции берутся достаточно различные типы деятельностей. Например, управление как процесс проектирования, запуска и реализации инноваций рассматривается в работах Б.Синто. (См.: Синто Б. Философия предпринимательства. Пер. С англ. // Бизнес и менеджер.- М : Азимут центр,1992. – С. 5 –22.). На наш взгляд, попытка рассматривать управление как процесс реализации инноваций существенно сужает сферу применения термина «управление».

3. Третья группа подходов к управленческой деятельности является наиболее распространенной и представляет собой попытки рассмотреть управленческий процесс как набор линейных, т.е. лежащих на одном уровне управленческих функций. Одну из первых попыток рассмотреть таким образом управление предпринял А.Файоль, выделивший в рамках управления такие функции, как предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль. В последствии подобный подход был осуществлен Дж. Харрингтоном, В.Ш. Рапортом, Р.Фалмером, М.Месконом, А.Дейнеко, П.М. Керженцевым, А.М. Омаровым, В.Н. Рысиной и др.

4. Четвертый подход состоит в попытках построить управленческую модель не на линейной, а на многоуровневой основе. Одна из первых попыток такого рода принадлежит Т.Парсонсу, выделившему три уровня руководства и организации:


- технический уровень, на котором реализуются ежедневные операции и действия;

- управленческий уровень, на котором осуществляется координация деятельности организаций;

- институционный (политический), где осуществляется разработка долгосрочных планов, реализуются отношения с внешней средой.[14]

Формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг оказали существенное влияние на условия деятельности государственных вузов. Внешняя среда функционирования вузов стала качественно иной: повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. У государственных вузов возникла острая необходимость адаптации к жестким реалиям конкуренции.

Управление государственным вузом в этих условиях должно быть более приспособленным к рыночной саморегуляции. Поэтому все чаще говорят о необходимости стратегического подхода к управлению учебным заведением.

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента. Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент» является аналогом термина «управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент, прежде всего, применяется в управлении социально-экономическими системами. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.