Файл: Понятие и сущность государства (Понятие и сущность государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время существует два подхода к понятию сущности государства.

Классовый подход: это суть марксистской теории. Ведь его сущность состоит в том, что государство выражает интересы господствующего класса, которые оно навязывает всему обществу. Поэтому государство – это аппарат насилия и принуждения. Его сущностью является диктатура господствующего класса.

Общесоциальный подход:

Этот подход сущности государства предназначен для служения обществу. Это означает, что государство объединяет общество, разрешает возникающие противоречия между ними и находит общий компромисс.

Этот подход имеет несколько достоинств по сравнению с классовым:

  • Основывается на общечеловеческих принципах
  • Ориентируется на демократические методы управления
  • Подчёркивает ценность государственной организации для общества

Хоть оба подхода противоположны, но они не исключают друг друга. В данный момент в юридической науке существует мнение о двойственности сущности государства. Ведь в каждом государстве присутствуют оба метода сущности государства, но в каждом они развиты по-разному. Таким образом, оба метода присущи государствам, но вес того или иного метода зависит от многих факторов: национальные традиции, особенности прогресса в разные этапы развития государства, географическое положение и т.д.

2. Государство как политическая, структурная, территориальная организация общества

2.1. Политическая и территориальная организация населения в государстве

Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что оно является сложным, многогранным и исторически меняющимся явлением.

Одним из первых ученых, определивших признаки государства был Г. Еллинек. Так, по его мнению основными признаками государства являются территория государства, его народонаселение и государственная власть [17]. Данная концепция трех элементов государства впоследствии оказалась достаточно популярной, и получила развитие у Л.Дюги, который выделил такие признаки государства, как: коллективность (нация), территория, суверенитет[18].


Как указывал В.М. Хвостов, данные признаки являются особенностями любого государства и составляют его самую суть и представляют собой: верховную власть, территорию, население[19]. По мнению Н. Н. Алексеева, элементами государства являются «всем известные элементы», к которым относятся: территория, население, власть, организованный порядок. Однако если в отношении наличия первых двух элементов почти все авторы сходятся во мнении, то в отношении третьего – наличия власти, иногда возникают дискуссии[20].

По мнению Л. И. Спиридонова, в теории государства «часто используется понятие «элемент государства»». По его мнению, в него вкладывается смысл о предметной, материальной стороне государства. К таких элементам первостепенно следует относить население и территорию проживания населения, а затем уже наличие аппарата чиновников, посредством которого осуществляется власть на данной территории[21].

Н. И. Лазаревский был убежден, что «народ и власть не только не являются отличи тельными признаками государства, но они не могут быть признаны и его элементами... логически правильнее говорить, что элементами государства являются люди, состоящие между собой в таких отношениях, что одни подчинены другим»[22].

По мнению Ю.А Журавлева, признаками государства являются организация людей на определенной территории и наличие суверенной публичной власти[23].

На сегодняшний день данные признаки не являются единственными в науке, так, наиболее существенными и общепризнанными признаками государства являются:

1) наличие государственной власти, имеющей публичный характер, обособленной от общества и выражающей интересы политических сил;

2) публичная власть осуществляется посредством специального механизма управления, состоящего из чиновников;

3) наличие аппарата государственного принуждения (правоохранительные органы), на который опирается публичная власть;

4) налогообложение;

5) административно-территориальное устройство.

Таким образом, исходя из данных признаков можно также дать определение государства. Государство – особая разновидность организационного устройства общества, проживающего на определенной территории посредством публичной власти, имеющей аппарат государственного принуждения, взимающего налоги с собственных граждан.

Как показывает отечественная и мировая практика именно вокруг государства сосредотачиваются компоненты политической системы общества. Если политические партии, общественные организации, движения и другие институты представляют позиции и интересы определенных социальных слоев и частей гражданского общества, то именно государство (словно обобщая все интересы и мнения) выражает всеобщий интерес.


Оценивая деятельность политических партий и иных институтов политического представительства в России и других странах с гибридными или авторитарными режимами, аналитики часто обращаются к идеальным нормативным моделям, представляющими эти институты как носящие исключительно демократический характер, несмотря на то, что само понимание демократии в данных моделях далеко от образцов, устоявшихся в современных демократических режимах. Такая ситуация приводит к искаженному представлению о природе и функциях партий и о той роли, которую они играют в политической системе в государстве.

Территориальная организация населения (разделение населения по территориальному признаку). Но не только население делится по территориальному признаку, но и государственная власть. Отсюда инструменты аппарата страны имеют территориальные пределы исполнения своих полномочий и распоряжаться конкретными административно-территориальным единицам. Сегодня устойчивое поступательное развитие регионов является важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. От успеха осуществления данной политики зависит не только экономическое развитие страны и социальное положение ее граждан, но и национальная безопасность, единство и территориальная целостность государства. В то же время обеспечение стабильного регионального развития во многом стагнируется существующими проблемами в разграничении полномочий между различными уровнями осуществления публичной власти, негативно сказывающимися на сохранении устойчивости и сбалансированности региональных и местных бюджетов.

Как показывает отечественная и мировая практика по мере необходимости совершенствования действующего законодательства по управлению регионами, вносятся соответствующие предложения. Однако наряду с необходимостью усиления системных подходов к правовому обеспечению стратегического планирования регионального развития повышенное внимание следует уделить содержательной характеристике стратегий как базовых элементов в организации системы управления территорией страны.

Важный признакам государства – суверенитет. Государственный суверенитет означает, что государственная власть самостоятельна в своих деяниях, ее независимость в отношениях с другими странами и равноправие в жизни населения на территории своего государства.[24]

У юристов принято выделять следующие основные свойства суверенитета:


  • Верховенство (полнота власти государства на всей своей земле, т.е. никто не может себе присваивать функции власти в этой стране)
  • Единство государственной власти (нельзя распределить между разными носителями правления, все находится в одних руках)
  • Независимость (свободность в отношениях с разными странами)
  • Общеобязательный характер актов страны
  • Означает, что только власть может осуществлять правотворчество (принимать, изменять или отменять юридические нормы), которое распространяется на все население страны.

Важные признаки единый национальный язык и наличие единой системы обороны

В традиционном понимании суверенитет связывается, прежде всего, со способностью государства обеспечивать целостность территории, независимость, конституционный строй. В современной антропоцентричной концепции национальной безопасности феномен суверенитета наполняется содержанием, связанным с возможностями реализации жизнедеятельности граждан, делегирующих легитимность политическому режиму.

2.2. Особенности государства в Российской Федерации

Политическая и организация населения в Российской Федерации как в государстве проявляется в том, что в нем реализуется власть народа через выборы, политические партии и массовые движения.

В частности, оценивая политические партии в России необходимо обращать внимание на такие необходимые признаки как массовость, поддержка населения, наличие программы. При этом важные и функции политических партий, связанные со структурированием государственной власти или обеспечением лояльности населения к режиму. Особого внимания заслуживают программные документы партий. Они по своей структуре и логике делятся, во-первых, на собственно программы, которые создаются при возникновении партии и в которых отражаются базовые идеологические комплексы, транслируемые партией. Во-вторых, это предвыборные программы, для которых характерна большая инструментальная направленность – ориентация на решение актуальных проблем сегодняшнего дня. Однако в обоих текстах, как правило, присутствует в разных соотношениях «идейная» и «тактическая» части.

Прерогатива власти государства является основным компонентом его суверенности. Это значит, что государство может запретить, разрешить или приостановить на своей территории деятельность той или иной политической силы, партии и любых иных субъектов политической системы.[25]


Важным элементом политической системы в государстве является партия «Единая Россия». Её административный капитал партии очень велик: она имеет беспрецедентный доступ к административным ресурсам и механизмам принятия решений. Фактически же «Единая Россия» является инструментом контроля исполнительной власти над законодательной. Это происходит и в федеральном центре и на местах. Политический капитал партии строится на особенностях ее представительской и мобилизационной функций.

Сейчас формирование общественных институтов в России происходит в существенно изменившихся обстоятельствах, и важным из них является изменение парадигмы просвещения. На протяжении XX века и особенно второй его половины благодаря появившимся новым технологиям культура взяла реванш над просвещением и образованием. Современные общественные институты не имеют в основе вечные ценности, они ориентированы на другие: гендерные, политические, этнокультурные, поскольку считается, что все культуры примерно равноценны.[26] Общества просветительского типа на обочине развития. А общественная солидарность формируется на основе установок и предпочтений гражданского общества.

Как неотъемлемый элемент политической системы общественные объединения предоставляют гражданам возможность участия в общественной жизни, а также оказывать влияние на властные структуры. Эта возможность приобретает особую ценность в государстве, которое находится на сложном этапе своего развития. Всевозможные виды коллективных публичных действий и мероприятий становятся одним из наиболее распространенных форм общественной деятельности, которая

ставит перед собой цель представлять и защищать интересы граждан. Степень политико-правового участия и вовлеченности общественных объединений в процесс построения гражданского общества и правового государства оказывает непосредственное влияние на эффективность общественной активности граждан, которая может быть действенным средством для усовершенствования политической и социальной системы путем достижения согласия между властью и обществом.[27]

Место и роль общественных объединений в политической системе современной России являются заметными и значимыми.

В политической системе Российской Федерации особая роль принадлежит парламенту, правительству, главе государства.

Более того в политической системе России есть место и оппозиции – политическом противовесе властным структурам. В этом можно видеть проявление плюрализма: естественного состояния демократически организованного общества. Однако оппозиция не в праве нарушать законы общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.