Файл: Понятие и сущность государства (Понятие и сущность государства).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
К признакам государства относят:
Наличие публичной политической власти, которая использует специальный аппарат управления и принуждения. Это означает, что только государство может издавать нормативно-правовые акты, взимать налоги и сборы с населения. Налоги – это определенная сумма, которое собирается с населения в определенный срок, для содержания армии, государственных органов, пенсионеров, дорог, создания государственного фонда на случай непредвиденных ситуаций. Наличие государственной казны является одним из самых важных факторов государства, т.к. довольствие государственного аппарата, улучшение экономики, удержание нормальной жизни общества невозможно осуществить без казны.
Государственная власть не может не характеризоваться теми же чертами, что и власть как таковая, — принудительностью и легитимностью. Возможность принуждения проявляется в ресурсах, имеющихся в распоряжении государственной власти, а легитимность — в ее признании населением. Атрибутами государственной власти являются ее публичность и суверенность. Публичность государственной власти — предполагает производность власти от населения, ее подконтрольность обществу, а также «надобщественность», т. е. несовпадение с населением, четкое выделение властвующих из числа всех остальных. Причиной этого выступает специализация управленческого труда, социальных ролей в обществе. И чем общество более развито, тем больше проявляется (и не может не проявиться) эта специализация.
Задача государственной власти состоит, прежде всего, в обеспечении целостности социума, нормального его функционирования. И для ее выполнения власть не может не отделиться от структурированного общества, не подняться над ним — над существующими классовыми и социальными группами. В противном случае она не сможет выполнять роль арбитра, а служение только классовым или групповым интересам неизбежно приведет к разрушению общества.
Суверенность государственной власти характеризуется:
1) универсальностью государственной власти, т. е. ее распространением на все население и всю территорию государства;
2) верховенством, выражающимся в том, что именно эта государственная власть (а не политическая партия или церковь) принимает наиболее важные решения в стране;
3) независимостью, т. е. недопущением вмешательства в ее прерогативы, недопущением ее замены какой-то другой властью извне или изнутри государства;
4) монопольной возможностью применения средств принуждения.
Традиционно проблемы суверенитета и юрисдикции государства рассматриваются в рамках международного и конституционного права, тогда как понятие «международная судебная юрисдикция» в большей степени является предметом исследования международного частного права. Между тем исследование международной судебной юрисдикции вне анализа категориального аппарата международного публичного права не способствует формированию целостного представления о сущности данного
понятия.[13] Данный факт может быть объяснен тем, что категория «юрисдикция государства» является системообразующей, исходным началом формулирования термина международной судебной юрисдикции, поскольку именно юрисдикция государства очерчивает границы сферы действия государственной власти.
Реализация юрисдикции государства в информационно-коммуникационном пространстве на платформе киберпространства, не проявляющем каких-либо материальных признаков и осязаемой географической протяженности, дополнительно обнаруживает необходимость обращения к анализу концепции границ осуществления суверенитета и юрисдикции государств в отношении данного внетерриториального пространства. Следует отметить, что развитие киберпространства не обуславливает снижение значимости понятия «территория государства» как сферы распространения суверенной власти государства. Обогащение понятия «территория государства» на всем протяжении исторического развития за счет включения новых пространств (воздушные, морские и речные суда; космические корабли, станции и др.) при статике его правового значения, заключающегося в пространственных пределах осуществления полной юрисдикции государства, делает возможным расширение содержания данного понятия и за счет включения в него новых пространственных единиц, не имеющих территориального, осязаемого, плоскостного аспекта.
Тенденция «территориализации» киберпространства в определенном смысле воспринята и в российском праве.[14] Так, принимая во внимание зависимость осуществления юрисдикции в киберпространстве от вопроса управления им, законодателями в прошедшем третье чтение законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» 2019 г. была предпринята определенная перестройка топологии сети Интернет, заключающаяся в создании инфраструктуры, обеспечивающей долгосрочную и устойчивую работу сети Интернет в России в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам. Подобное централизованное управление трафиком сети Интернет вне зависимости от внешних или внутренних условий позволяет обеспечить решение юрисдикционного вопроса в отношении национального сегмента в сети Интернет. Сложность очерчивания пространственных контуров юрисдикции государства в киберпространстве предполагает необходимость использования комбинированносистемы критериев ее установления, что было отражено в Указе Президента РФ № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ». Определение информационной инфраструктуры РФ, представленное в данном Указе, которая включает в себя совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети «Интернет» и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, позволяет сделать вывод о восприятии российским правом критериев установления юрисдикции как в отношении национальной доменной зоны, так и в отношении физического, материального аспекта киберпространства, представляющего собой определенную технологическую инфраструктуру (объекты информатизации, технические средства).
Сегодня важным является вопрос о возможности применения территориального принципа суверенитета и юрисдикции государства в отношении киберпространства, а также о возможном переосмыслении и расширении содержания понятия «территория государства» за счет включения виртуальных пространственных единиц, не обладающих свойствами географической протяженности. Включение киберпространства в понятие «территория государства» обусловливается тем, что киберпространство как сфера реализации социальных, экономических и политических отношений не может быть за рамками суверенитета и юрисдикции государства.[15]
Если же в отношении той или иной пространственной единицы устанавливается верховенство государства, то данная единица должна быть отнесена к понятию «территория государства», правовое значение которого заключается в обозначении пространственной сферы компетенции государства. Интегрирование информационно-коммуникационных технологий, изменяющих как пространственное, так и временное восприятие, фактически во все общественные и государственные институты не может не сказываться на трансформации восприятия принципов территориальности как публично-правового, так и частноправового регулирования общественных отношений, которые реализуются в информационно-коммуникационном пространстве.
Можно констатировать, что для всех стран и ХХI века характерно развитием киберпространства при котором эволюционирует и понятие «территория государства» и юрисдикции государства, и все аспекты суверенитета государства.
Таким образом, государство представляет собой особую разновидность организационного устройства общества, проживающего на определенной территории посредством публичной власти, имеющей аппарат государственного принуждения, взимающего налоги с собственных граждан.
Что касается сущности государства, то к пониманию данного определения существует два подхода: классовый и общесоциальный. Стоит отметить, что определение сущности государства через классовый подход справедливо в отношении исторических типов государств (феодальные, античные, буржуазные), тогда как на современном этапе сущность государства определяется через общесоциальный подход. Помимо указанных подходов, сущность государства раскрывается посредством наличия его сущностных характеристик, к которым относятся: государственная власть; суверенитет; политический режим государства.
Таким образом, несмотря на множественность подходов к понятию государства, можно выделить среди них общее – государство – это общность людей, проживающих на одной территории, самостоятельно принимающее решение посредством наличия государственного аппарата, обеспечивающее на своей территории общественную безопасность и поддерживающее правопорядок.
1.2. Сущность государства
Развитие государства шло параллельно с развитием представлений о государстве (хотя эта зависимость неоднозначна). Трактовки государства с точки зрения юриспруденции менялись: от представлений о государстве как объекте права к пониманию государства как субъекта права (как юридического лица), государства как правоотношения и государства как института. Государство как объект права исследовалось в патримониальной теории полицейского государства. Государство представлялось лишь объектом прирожденной власти монарха (по аналогии с абсолютным правом частного собственника). В XIX в. на смену этой концепции приходит теория «государство — субъект права (юридическое лицо)».
Эта теория утверждает, с одной стороны, суверенитет государства, а не народа, нации, с другой — правовой характер двусторонних отношений между государством и другими субъектами (например, подданными). Близкая ей концепция «государство — юридическое отношение» имела наиболее видных приверженцев в России и особенно плодотворно разрабатывала вопросы гражданства. Так, Н. М. Коркунов считал, что в гражданских и административных правоотношениях государство выступает как субъект права — юридическое лицо. Но кроме этих отношений, «где государству как особая личность противостоит гражданин, граждане имеют права и обязанности именно, так сказать, в самом государстве, как составляющие его коллективную личность члены. Таковы все так называемые политические права, право на участие в законодательстве, суде, управлении. Это права и обязанности не в отношении к государству, а в самом государстве.
В XX в., акцентируя переход власти от персонифицированного монарха к анонимной бюрократии, утвердилась (особенно во Франции) концепция «государство—институт», которая приходит на смену представлению о государстве как о юридическом лице. Последнее выражало лишь факт организованного существования большого числа людей на единой территории и наличия единой власти, представленной органами государства. Институционализм же делает акцент на «общем деле», задачах, цели государства. В работе «Курс политической науки» известный французский теоретик Ж. Бюрдо утверждает, что «на определенном пути развития общества как управляющие, так и управляемые заинтересованы в замене индивидуальной власти институциональной. Для управляемых — это ограничение произвола, подчинение власти идее права, выражение интересов общего блага. Для правящих такая форма власти обеспечивает выгодную им стабильность и непрерывность власти».
Еще одной теорией современного государства является концепция правового государства. К принципам правового государства традиционно относят следующие. Правовое государство предполагает, во-первых, наличие гражданского общества как его необходимой предпосылки, во-вторых, верховенство права, в-третьих, разделение властей, в-четвертых, взаимную ответственность индивида и государства.
Основу или предпосылку правового государства составляет гражданское общество. Чтобы именоваться гражданским общество должно отвечать по крайней мере двум требованиям: его основу должна составлять свобода, в частности свобода всех форм собственности (поэтому гражданское общество часто считают обществом частных собственников, обществом свободных производителей, большинство которых составляют мощный средний класс); государство не поглощает общество, как при тоталитарном политическом режиме, а выступает арбитром над ним. В гражданском обществе существует действенный контроль за государством, его пределы «проникновения» в дела общества четко определены.
Верховенство права — краеугольный принцип правового государства. Это отмечается практически всеми исследователями. Он включает в себя два момента: во-первых, формальный аспект этого принципа, т. е. верховенство закона, во-вторых, содержательный аспект — соответствие законов праву.
В ХХ в. параллельно с правовым государством возникает влиятельная концепция социального государства, закрепляемая законодательно. Социальное государство, как и любое другое социальное явление, выступает продуктом определенного исторического и социокультурного контекста, специфика которого определяет черты исследуемого феномена. Социальное государство — детище эпохи модерна (индустриального общества), обусловленное спецификой европейской культуры. социальное государство обязано поддерживать равенство в правах для всех общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого.
Под сущностью государства понимается объединение самых важных отношений и внутренних закономерностей, которые определяют основные черты и течение развития по отношению к государству. Так, например, изначально первое возникшее государство выражало интересы общества в целом. Но со временем отдельные социальные группы поняли особенность организации общества и стали использовать ее в своих интересах, что привело к изменениям в сущности государства. Оно начало выражать интересы именно тех групп лиц, которые стоят у власти.[16]