ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 528

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

124 Глава 6. NURBS"моделирование

Категория Create Points, инструменты которой представлены на рис. 6.17, включает в себя 18 инструментов.

Инструменты категории Create Curves предназначены для выполнения сле дующих операций над управляющими вершинами.

Create CV Curve — инструмент рисования CV кривой от руки с помощью мыши.

Create Point Curve — создает точечную кривую как на поверхности NURBS, так и вне ее.

Create Fit Curve — соединяет независимые вершины, образовывая новую кривую. Для этого необходимо выделить сначала первую вершину, а затем — вторую.

Create Transform Curve — создает клон любой кривой, существующей на поверхности NURBS.

Create Blend Curve — создает сплайновый мост, соединяющий выбранные кривые.

Create Offset Curve — создает клон существующей кривой с одновременным изменением его размеров. При этом новая кривая остается на той же самой поверхности, что и исходная (аналогично операции трансформации Scale для каркасов).

Create Mirror Curve — создает клонированную кривую, которая является зеркальным отображением исходной кривой относительно выбранной оси.

Create Chamfer Curve — создает отдельную кривую между двумя точками, расположенными на других кривых, принадлежащих той же поверхности.

Панель инструментов NURBS 125

Create Fillet Curve — создает плавную кривую между двумя другими кривыми, принадлежащими той же поверхности.

Create Surface Surface Intersection Curve — вначале с помощью инструментов вкладки Modify ПУО создается первая поверхность NURBS,

а затем — вторая, пересекающаяся с первой. После этого применяется инструмент Create Surface Surface Intersection Curve и отрезает либо одну, либо обе поверхности NURBS в соответствии с кривой их пересечения.

Create U Iso Curve — создает на поверхности NURBS продольную кривую или линию.

Create V Iso Curve — создает на поверхности NURBS поперечную кривую или линию.

Create Normal Projected Curve — использует выбранную отдельную кривую в качестве «лезвия» для срезания выбранной поверхности NURBS. Вначале просто выбирается кривая, а затем — поверхность, к которой она будет применена в качестве «лезвия».

Create Vector Projected Curve — еще один способ срезания поверхностей NURBS.

Create CV Curve on Surface — создает CV кривые, которые могут быть получены только на поверхности NURBS.

Create Point Curve on Surface — создает CV кривые или точечные кривые, которые могут быть получены только на поверхности NURBS.

Create Surface Offset Curve — создает клон кривой, уже размещенной на поверхности NURBS, и смещает ее в трехмерном пространстве в соответствии со значением, введенным в разделе Surface Offset Curve вкладки Modify.

Create Surface Edge Curve — используется для выбора граней, которые необходимо удалить или переместить.

Категория Create Surface, инструменты которой представлены на рис. 6.18, включает в себя 17 инструментов.

Инструменты категории Create Surfaces уже были рассмотрены ранее, за ис ключением двух следующих инструментов.

Create CV Surface — создает CV поверхность с любым углом наклона и автоматически присоединяет ее к уже существующей поверхности NURBS.

Create Point Surface — создает точечную поверхность с любым углом наклона и автоматически присоединяет ее к уже существующей поверхности NURBS.

Рис. 6.17. Инструменты панели инструментов NURBS категории Create Curves


126 Глава 6. NURBS"моделирование

Рис. 6.18. Инструменты панели инструментов NURBS категории Create Surface

Глава 7

3D,примитивы

В предыдущих главах мы уже несколько раз использовали примитивы (primitive) простые трехмерные модели, готовые к размещению в сцене 3ds Max. В среде 3ds Max существуют примитивы двух видов: стандартные (standard) и усложненные (extended).

Как вы уже знаете, для создания стандартных примитивов (рис. 7.1), нужно на вкладке Create щелкнуть на кнопке Geometry, выбрать из раскрывающегося списка элемент Standard Primitives, а затем щелкнуть на кнопке, соответствую щей типу примитива. В частности, так можно создать следующие стандартные примитивы.

Примечание

Многие примитивы позволяют создавать сегменты соответствующей формы, за давая начальный (параметр Slice From) и конечный (параметр Slice To) углы, вы раженные в градусах.

Box — параллелепипед, у которого пользователь может определить ширину, длину и высоту. Как частный случай, можно создать куб.

Cone — обычный или срезанный конус.

Sphere — сфера или настраиваемая полусфера.

GeoSphere — от обычной сферы отличается тем, что поддерживает геодезические координаты. Можно также создавать ненастраиваемую

полусферу.

Cylinder — обычный цилиндр.

Tybe — цилиндрическая труба.

Torus — тор, в том числе с возможностью создания закрученной вдоль основного радиуса трубы.

Pyramid — пирамида с прямоугольным основанием.

Teapot — чайник, классический объект для изучения различных эффектов трехмерной визуализации. Можно генерировать отдельные элементы чайника (корпус, крышку, носик и ручку).

Plane — плоская панель.

В отличие от стандартных примитивов, которым соответствуют базовые трех мерные объекты, усложненные примитивы позволяют создавать комбинирован ные трехмерные объекты, то есть состоящие из базовых объектов с применением различных модификаций. Для доступа к ним необходимо щелкнуть на вкладке Create ПУО на кнопке Geometry и выбрать из раскрывающегося списка элемент

Extended Primitives или же выбрать из меню команду Create Extended Primitives (рис. 7.2).


128 Глава 7. 3D"примитивы

 

 

 

Hedra 129

 

 

 

 

 

Рис. 7.1. Стандартные примитивы 3ds Max

Hedra

Полиэдр (hedra) — это правильный многогранник. Для его создания достаточно одного щелчка мышью и одного перемещения указателя на любом видовом экра не. Параметры этого примитива и его разновидности показаны на рис. 7.3.

Основные параметры полиэдра — это пять вариантов его формы, которым со ответствует группа переключателей Family (см. на рис. 8.3 слева направо).

Tetra — тетраэдр.

Cube/Octa — куб или октаэдр.

Dodec/Icos — додекаэдр/икосаэдр.

Star 1 — звездчатый первого типа.

Star 2 — звездчатый второго типа.

Параметры группы Family Parameters определяют пропорции граней и повер хностей объекта Hedra. Они могут принимать значения от 0 до 1. Если увеличить нулевое значение параметра P, то вершины объекта будут растянуты в одном из направлений и превратятся в грани соответствующей длины. Если затем увели чить нулевое значение параметра Q, то грани будут растянуты в другом направле

Рис. 7.2. Два способа создания усложненных примитивов

нии и превратятся в поверхности. Другими словами, параметр P определяет «рас тягивание» вершин в одном направлении, а параметр Q — в другом направлении. Так, тетраэдры, показанные на рис. 7.4, имеют одинаковые параметры, кроме зна чений P и Q (слева направо): (P = 0, Q = 0); (P = 0,5, Q = 0,5); (P = 0, Q = 0,5); (P =

0,5, Q = 0,5).

Параметры группы Axis Scaling определяют вдавливание или выдавливание поверхностей объекта: P — сформированных в результате изменения параметров Family Parameters; Q и R — чередующихся (соприкасающихся только вершина ми). Это иллюстрирует рис. 7.5, на котором для одного и того же тетраэдра с пара метрами Family Parameters (P = 0,5 и Q = 0,5) установлены разные значения па раметров P, Q и R группы Axis Scaling (слева направо): (P = 50, Q = 100, R = 100); (P = 100, Q = 50, R = 100); (P = 100, Q = 100, R = 50); (P = 100, Q = 100, R = 100). Для сброса значения этих параметров в исходное состояние (100) можно щелк нуть на кнопке Reset этой же группы.

Группа переключателей Vertices определяет внутреннюю геометрию каждой поверхности объекта. Если выбран переключатель Basic, то разбиение поверхнос тей не выполняется (рис. 7.6, первый тетраэдр слева). Если выбрать переключа тель Center, то каждая поверхность будет разбита на дополнительные поверхнос ти путем добавления вершины в ее центре (рис. 7.6, второй тетраэдр слева). Переключателю Center & Sides соответствует разбиение путем добавления вер шины в центре каждой поверхности, а также в центре каждой из ее граней

(рис. 7.6, второй тетраэдр справа). Таким образом, полученное количество повер хностей в два раза больше, чем в случае разбиения типа Center.


130 Глава 7. 3D"примитивы

 

 

 

Hedra 131

 

 

 

 

 

Рис. 7.3. Параметры и разновидности примитива Hedra

Примечание

При изменении параметров в группе Axis Scaling автоматически применяется раз биение типа Center, если только явно не задан тип разбиения Center & Sides.

По умолчанию разбиение граней не визуализируется, в том числе и в режиме Wireframe, как видно по изображению правого тетраэдра на рис. 7.6. Для того что бы визуализировать разбиение, необходимо выполнить следующие операции.

1.Переключитесь на видовом экране в режим отображения Wireframe.

2.Выделите нужный объект.

3.Выберите из меню команду Edit Object Properties.

4.В открывшемся диалоговом окне Object Properties перейдите на вкладку

General.

5.Щелкните в группе Display Properties на кнопке By Layer и после перехода

параметров в режим By Object (рис. 7.7) сбросьте флажок Edges Only.

6.Щелкните на кнопке OK для закрытия диалогового окна Object Properties.

Рис. 7.4. Влияние параметров группы Family Parameters

Рис. 7.5. Влияние параметров группы Axis Scaling

132 Глава 7. 3D"примитивы

 

 

 

Torus Knot 133

 

 

 

 

 

Рис. 7.6. Влияние параметров группы Vertices

Torus Knot

Тороидальный узел (torus knot) создается с по мощью мыши в два этапа: вначале на видовых

экранах задаются размеры объекта, а затем пу тем перемещения указателя устанавливается диаметр трубки свернутого в узел тора.

Параметры примитива Torus Knot имеют следующее значение (рис. 7.8).

Base Curve — параметры базовой кривой.

Circle — если выбрать этот переключатель, то узел превратится в обычный тор.

Radius — радиус тора.

Segments — количество сегментов тора.

Рис. 7.7. Вкладка General диалогового окна

Object Properties

Рис. 7.8. Примитив Torus Knot и его параметры

P и Q — степень сворачивания в одном из направлений. Равным значениям этих параметров соответствует объект, подобный обычному тору (при больших значениях параметров P и Q и недостаточно большом значении параметра Segments форма тора искажается). Если какой то из параметров имеет дробное значение, то узел будет разомкнутым. Тородиальные узлы, показанные на рис. 7.9, имеют одинаковые значения P = 2 и различаются лишь значениями Q (слева направо): (Q = 1); (Q = 2); (Q = 2,5); (Q = 3).

Warp Count и Warp Height — количество изгибов и степень деформации

тора, если выбран переключатель Circle. Торы, показанные на рис. 7.10, имеют одинаковые значения Warp Height = 1 и различаются лишь значениями Warp Count (слева направо): (Warp Count = 0,5); (Warp Count = 2); (Warp Count = 3); (Warp Count = 4).

Cross Section — параметры сечения.

Radius — радиус сечения.

Sides — количество сторон.


134 Глава 7. 3D"примитивы

Рис. 7.9. Влияние соотношения параметров P и Q группы Base Curve на форму тороидального узла

Chamfered Box и Chamfered Cylinder 135

Eccentricity — эксцентриситет. Тороидальные узлы, показанные на рис. 7.11, имеют одинаковые параметры и различаются лишь значениями

Eccentricity (слева направо): (Eccentricity = 1); (Eccentricity = 0,5); (Eccentricity = 2).

Twist — степень скручивания сечения, выраженная в градусах. Тороидальные узлы, показанные на рис. 7.12, имеют одинаковые параметры и различаются лишь значениями Twist (слева направо): (Twist = 20); (Twist = 40); (Twist = 60).

Lumps, Lump Height и Lump Offset — количество, высота и смещение «гофров» на торе. Тороидальные узлы, показанные на рис. 7.13, имеют одинаковые параметры, различаясь лишь значениями параметров Lumps

и Lump Height (слева направо): (Lumps = 2, Lump Height = 1,5); (Lumps = 10, Lump Height = 1); (Lumps = 40, Lump Height = 0,5).

Smooth — параметры сглаживания: All — полное; Sides — только сторон; None — нет сглаживания.

ChamferedBoxиChamferedCylinder

Параллелепипед с фаской (chamfered box) и цилиндр с фаской (chamfered cylinder) подобны аналогичным стандартным примитивам за тем лишь исключением, что объекты типа Chamfered Box и Chamfered Cylinder создаются не в два, а в три этапа. На третьем этапе определяется размер фаски (расстояния фаски принима ются одинаковыми для обоих сопрягаемых граней). В остальном параметры

Рис. 7.10. Влияние соотношения параметров Warp Count и

 

Warp Height группы Base Curve на форму тора

Рис. 7.11. Влияние параметра Eccentricity на форму тороидального узла